Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы на подготовительном этапе




Организация работы с детской книгой на разных этапах обучения

План:

1. Организация работы на подготовительном этапе.

2. Организация работы на начальном этапе.

3. Организация работы на переходном этапе.

4. Организация работы на основном и завершающем этапах.

5. Особенности руководства внеклассным чтением.

6. Языковое развитие учащихся на занятиях внеклассным чтением.

 

Цель лекции – раскрыть методику организации работы с детской книгой на разных этапах обучения.

 

Обучение младших школьников работе с детской книгой, формирование читательской самостоятельности ведется в соответствии с определенными этапами:

· подготовительный (1 класс);

· начальный (второе полугодие 2 класса);

· переходный (второе полугодие 2 класса);

· основной (3 и 4 классы). Собственно основной – 3 класс, заключительный – 4 класс.

Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала

На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. выработать цепочку: содержание – иллюстрация - название – автор).

Особое внимание уделяется коллективному рассматриванию книги, в которой находится прочитанное произведение, под руководством учителя. Рассматривание осуществляется после чтения вслух учителем, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с внешними приметами. При этом следует добиваться, чтобы дети внимательно слушали, запоминали сюжет и героев, оценивали события, героев, характеризовали свои чувства, переживания. При постраничном рассматривании книги необходимо давать детям специальные задания, направленные на формирование навыка ориентировки в ней, например, найти прочитанное произведение, назвать количество произведений, определяя их границы по иллюстрациям и заголовкам.

Рассматривание книг на подготовительном этапе осуществляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с её внешними приметами. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор. После прочтения книги вслух организуется рассматривание книги.

Необходимо соблюдать следующие правила:

· рассматривание страниц обложки;

· перелистывание книги;

· рассматривание иллюстраций;

· выделение названия и автора.

Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке.

1. Чтение книги вслух (книги до чтения не показываются).

2. Рассматривание обложки и иллюстраций (найти связь с текстом).

3. Чтение учителем фамилии автора и краткое сообщение о том, какие книги он писал). В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги.

Этот этап работы с детской книгой длится 1 год(1 класса). Учащиеся знакомятся с художественной литературой по 4-5 темам детского чтения (сказки, стихи, загадки). Книги читает учитель, но дети в них ориентируются – по иллюстрации на обложке и внутри книги, пробуют читать фамилию автора. Из видов библиотечно-библиографической помощи осваивается плакат и даётся первое представление о книжной выставке.

Цель обращения к книге ставится учителем, но выбрать книгу ребёнок должен самостоятельно.

Основным результатом к концу этапа должны стать исчезновение у детей равнодушия к книгам, запоминание 12 – 15 книг, прочитанных на уроках внеклассного чтения.

Основные требования к книгам на подготовительном этапе:

1. жанровое разнообразие: стихи, сказки, загадки, рассказы;

2. книги должны быть относительно новыми, неизвестные детям;

3. книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык);

4. книги и художественные произведения должны быть невелики по объёму (3-7 мин. чтения вслух);

5. книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре:

· содержащие одно произведение;

· несколько произведений одного автора;

· произведения различных авторов. Условие: фамилия автора дана под произведением, а не на обложке, или сборник народных сказок;

6. Книги должны быть с чётко выраженными элементами, крупного формата, яркими иллюстрациями, малообъёмными текстами, напечатанными жирным шрифтом, яркой понятной обложкой.

7. Разнообразие по теме, жанру, эмоциональной направленности.

8. Объём книги от 8-30 стр.

9. Оформление типовое, т.е. основные надписи (фамилия автора, заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом, смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

10. Произведения для чтения вслух – художественные, относительно новые, доступные по содержанию, объём текста – 1-2 печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны нравится.

Кроме круга чтения первоклассники осваивают на подготовительном этапе:

1. Правила самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в книге по обложке, иллюстрации внутри книги, после её прочтения учителем вслух. Узнавание книги не менее чем по двум этим показателям.

2. Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка, рекомендательный плакат.

3. Основные понятия, которые должны быть усвоены в ходе практической деятельности с книгой: рисунок (иллюстрация), переплёт, обложка, надписи, страницы, заглавие, фамилия автора.

4. Понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.

Структура занятия на подготовительном этапе внеклассного чтения.

1. Подготовительная беседа, настраивающая детей на восприятие книги (2 – 3 мин.)

2. Чтение книги учителем (3 – 7 мин.)

3. Размышления, коллективное воссоздание прослушанного (4 – 6 мин.)

4. Рассматривание книги (3 – 4 мин.)

5. Повторное чтение.

6. Рекомендации к домашнему чтению (1 –2 мин.)

Повторное чтение учителем проводится после небольшой паузы.Перед вторым чтением необходима целевая установка на слушание, т. е. учитель ставит конкретный вопрос. Если первое чтение предполагает только эмоции, то второе - анализ услышанного.

Чтение учителем наизусть используется при повторном чтении, чтобы проиллюстрировать образцы овладения текстом. Сказки рассказывают близко к тексту.

Словесное рисованиепоможет осознать содержание, запомнить его и воспроизвести. Это устная передача того, что можно увидеть на картинке.

На первых занятиях можно предложить детям закрыть глаза и представить картинку: героев, их позы, движения, обстановку или элементы пейзажа. Затем дети рассказывают.

Работы над выразительностью речи – предполагает изображение ситуаций с помощью мимики, жестов, движений, интонаций.

Беседы и дискуссиипо прочитанному предполагают высказывания детей о своих впечатлениях, оценках. Учитель с помощью вопросов направляет учащихся, но не лишает учащихся возможности высказать своё мнение. В заключение беседы учитель обращает внимание на наличие различных мнений, оценок, выводов.

Практика работы показывает, что на подготовительном этапе формирования читательской самостоятельности возможна и необходима работа с научно-популярной книгой.

Введение таких книг (научно-познавательные книжки-картинки и книжки-игрушки) принесёт неоценимую пользу, принимая во внимание возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет. Чтение-рассматривание таких книг пробуждают у ребёнка желание как можно больше узнать о реальном окружающем мире. Этот фактор станет стимулом дальнейшего познания.

При отборе учебного материала в 1 классе нужно руководствоваться следующими критериями:

· литературное произведение по своей ёмкости должно отвечать программным требованиям;

· содержание текста строится на точном научном материале;

· познавательный материал произведения должен быть доступен детскому восприятию, занимательный;

· новые познания должны опираться на жизненный опыт ребёнка, на его предыдущие знания.

Для создания условий формирования познавательного интереса, не увеличивая количества часов, можно планировать работу следующим образом:

4 урока - на материале научно-популярных книжек-игрушек;

5 уроков - на материале книжек-картинок;

3 урока - на материале научно-художественной книги традиционного характера.

2. Организация работы на начальном этапе – 2 класс.

На начальном этапе главной становится цель – закрепление потребности ребёнка в самостоятельном чтении под руководством учителя и его наблюдением. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. В уроке внеклассного чтения, который на начальном этапе проводится 1 раз в неделю, - два обучающих центра:

· выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски;

· самостоятельное рассматривание и чтение незнакомой книги по теме урока.

Не исключается регулярное чтение вслух. Нельзя задавать самостоятельно читать книги дома, так как не у всех детей сформирован навык беглого чтения. Учитель должен видеть процесс знакомства с книгой, индивидуально помогать учащимся, облегчить процесс «читаю – понимаю».

На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень самостоятельности чтения. Рассматривание предшествует первому чтению. Цепочка строится в обратном порядке: автор – название – иллюстрации – содержание.Во втором классе на каждом уроке используются «коллективки» с целью организации рассматривания под руководством учителя, также используются книги для самостоятельного чтения.

Качественное изменение учебного материала в том, что теперь книги-собеседники, которые предъявляются детям для отработки умения предвосхищать содержание заключённого в них опыта. Они не всегда оформлены в типовом формате. На этом этапе от урока к уроку перед уч-ся должны проходить и осваиваться детские книги с самыми разнообразными отклонениями от типового оформления – анализируя эти отклонения, учащиеся продвигаются в умении «читать и думать», «читать и чувствовать», «читать и жить».

На этом этапе необходимо не упускать навыки: беглость, правильность, сознательность, выразительность, использовать тот же учебный материал, что и на подготовительном этапе – слова, слоги…

Самой сложной единицей учебного материала для самостоятельного освоения выступает литературное произведение.

Основные приёмы работы с книгой.

Методические средства – приёмы или способы не сложные, но требуют от учителя внимания и точности выполнения. При работе с детской книгой:

1. Приучайтесь сами и приучайте детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать её с первой страницы обложки:

· На 1-ой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи.

· Анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи. Вопросы, на которые при этом надо привыкнуть отвечать: Что здесь нарисовано? О чём мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят эти картинки? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте!

2. Вопросы после чтения надписи: Как поняли эту надпись? Знаем ли мы этого автора? Какие его книги уже знаем? Как связаны содержание прочитанных надписей и иллюстраций на 1-ой стр. обложки? Чем они связаны? На какие мысли нас наводят?

3. Рассматривание 4-ой страницы обложки – иллюстраций и надписей. Сопоставление того, что написано и нарисовано на 1-ой странице, с тем, что содержится на 4-ой странице обложки. Размышления о том, насколько связаны иллюстрации и надписи на 1-ой и 4-ой страниц обложки и предварительный вывод – сколько в книге произведений.

4. Общий вывод о том, может ли быть в этой книге только что прочитанное учителем произведение.

5. Предположительные высказывания об общем характере книги: о теме или жанре предлагаемого читателю разговора; о характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно, в стихах, в прозе) вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время (показатели успешности работы см. стр. 46 «Обучение детей чтению» Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче – Оол).

На этом этапе увеличивается количество детских книг (второе полугодие, каждую неделю 3-4 книги). Обязательным становится самостоятельное чтение детей под наблюдением учителя. Цель чтения ставит учитель, но выбор книги осуществляется детьми, ориентируясь на три основных внешних показателя: фамилия автора, название книги, иллюстрации. Дети усваивают термины: «обложка», «переплёт», «корешок», «страницы», составляют книжную выставку. К концу этапа ученики должны:

· Правильно назвать полюбившиеся книги.

· Перечислить несколько книг одного автора или одной тематики.

· Понять и пересказать небольшое произведение.

· Самостоятельно читать предложенную книгу, предваряя чтение её рассматриванием.

Отбор книг наиболее тщательный, так как предполагается самостоятельное чтение. Можно использоватьсерии: «Мои первые книжки», «Читаем сами», «Для маленьких».

Основные критерии отбора книг:

· крупный (4,5мм) шрифт;

· текст на странице не должен занимать более 50% площади (остальное поля, иллюстрации);

· книга должна быть доступна для понимания, но относительно новая;

· книги для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы;

· разнообразная структура книг.

Структура урока на начальном этапе внеклассного чтения.

1. Ориентировка в книгах (рассматривание) – 5 мин.

2. Чтение учителем вслух – 7 мин.

3. Беседа о прочитанном – 5 мин.

4. Самостоятельное рассматривание книги – 5 мин.

5. Самостоятельное чтение про себя - 10 –12 мин.

6. Беседа с целью выявления качества самостоятельного чтения и рассматривания – 7 – 10 мин.

7. Рекомендации по внеклассному чтению на неделю – 1 – 2 мин.

Изменение структуры занятия внеклассным чтением сопровождается изменениями в методике проведения этих занятий.

Самостоятельное знакомство с книгойпредполагает, что книги выставляются заранее и учащиеся первичное знакомство проведут до урока. На уроке такое рассматривание проводится на «коллективках».

Составление картотеки помогает запомнить фамилии авторов и названия книг, с которыми дети познакомились.

На уроке после самостоятельного рассматривания дети оформляют карточку, выполняя запись: Кассиль Л. «Твои защитники». Дома учащиеся оформляют карточку рисунком или аппликацией. Такая работа поможет учащимся впоследствии в ориентировке в справочно-библиографических материалах, облегчит работу на уроках.

Самостоятельное чтение сопровождается пометками в тексте, заданиями на доске или индивидуальных карточках. Учитель подробно объясняет и определяет мин. Объёма текста, который должен быть прочитан детьми. Сильные и средние учащиеся, прочитав «обязательный» текст, продолжают читать другие произведения из книги по собственному выбору.

Повторное чтение не проводится. Оно допустимо лишь в том случае, когда весь класс выражает желание услышать ещё раз этот текст. В этом случае повторное чтение проводится после завершения беседы.

Выборочное чтение используется учащимися в процессе беседы, в качестве подтверждения доказательств и высказываний.

Беседаможет носить характер дискуссии или рассуждения. Она строится на основе текста и иллюстраций.

Определение темы урока предполагается выполнить самим учащимся по ряду книг, которые последовательно рассматриваются и сопоставляются.

Выбор книгиможет проводиться учащимся с различной целью:

· из книг одного автора (или одной тематики) ребёнок выбирает ту, которая ему приглянулась в процессе рассматривания;

· из книг различных авторов (или различной тематики) ребёнок выбирает ту, которая отвечает теме урока.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 6014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.