Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы на основном и завершающем этапах




Специфика уроков переходного типа.

На этом этапе необходимо обратить внимание на методику проведения беседы по прочитанному, так как на уроках переходного типа она строится не по одному произведению (как обычно на уроках внеклассного чтения в 1-2 классах), а сразу по нескольким.

Своеобразие этих уроков – один автор, сохраняется тема, но берётся много произведений. Сложность работы – научить детей работать с несколькими произведениями сразу.

Например, творчество Житкова Б. Тема: «Помощь попавшим в беду».

Учитель рекомендует детям сборники рассказов Б. Житкова, выявляет, какие произведения по этой теме они будут читать дома. На урок отбираются произведения, которые не прочитали дома.

Структура урока переходного этапа.

1. Выставка книг. Проблема: какая книга лишняя? Почему? Проверка д/з проходит в ходе рассматривания выставки книг незаметно для учащихся.

2. Чтение-рассматривание разных произведений индивидуально – 10 мин. У каждого своя книга, если он её прочитал, то меняется с товарищем.

3. Анализ прочитанного. Построить беседу так, чтобы охватить сразу все произведения. Важно показать, что прочитал рассказ, в нём тому-то помогли.

4. Вывод в нескольких словах. Не должно быть пересказа.

Примерные вопросы:

· Кому оказывали помощь в вашем рассказе? (или о чём прочитали?)

· Какая требовалась помощь? (на льдине, помощь идёт, обвал)

· Кто оказывал помощь?

· Обобщение. Чем закончились рассказы? Получили ли люди помощь?

Главная задача – осмысление рассказа и соотнесение его с темой. Так как многие произведения, изучаемые на внеклассном чтении, включены в новые учебники программного чтения, то на внеклассное чтение выносятся произведения программных авторов, которые не читали в классе.

При проведении уроков в 3 и 4 классах структура одинакова, различие основных задач обучения определяет разницу, как в учебном материале, так и в содержании уроков.

На основном этапе внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задание на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня, и они могут самостоятельно действовать с книгами и среди книг. На этом этапе учащиеся уже знают виды детской литературы (художественную, научно-популярную, справочную, журналы, газеты), разнообразную тематику, виды библиотечно-библиографической помощи (выставки, плакаты, рекомендательные списки, картотеки, каталоги)

Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов.

Учебными задачами выступают:

1. закрепление устойчивого интереса к самостоятельному чтению детских книг;

2. формирование умения соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения;

3. формирование навыка самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг;

4. закрепление умения действовать в мире книг с установкой на цель чтения;

5. расширение читательского кругозора детей.

Уроки внеклассного чтения проводятся в 3 классе один раз в неделю, в 4 классе один раз в две недели. На основном этаперассматривание полностью самостоятельное с опорой на такие элементы книги, как: автор – название – предисловие – содержание – титульный лист.

В этот период детям адресовано более чем 100 общеизвестных авторов. Резко возрастает разнообразие тем книги, поэтому учащимся трудно ориентироваться в потоке. Учитель помогает в этом по двум признакам: по теме, по жанру (стихи, сказки, рассказы).

Необходимо акцентировать внимание на то, кто из авторов писал какие произведения. Формулируя тему урока, учитель расшифровывает несколько её аспектов, что позволит учащимся обратиться к различным источникам.

Например, Сказки Г.Х.Андерсена:

· Великий сказочник.

· Сказки о животных.

· Сказки с одним и тем же героем.

· Сказки о принцах.

В качестве учебного материала обучения привлекается русская современная классическая и зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная, справочная, детская периодика.

Ведущая роль принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивают впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют кругозор. Учитель в свою очередь должен позаботиться о создании для учащихся поля читательской деятельности. Познавательная задача должна чётко и ясно формулироваться. Необходимо предусмотреть средства и способы реализации поставленной задачи с учётом фондов классной, школьной и районной библиотек. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке организовывать обсуждение прочитанных книг, также демонстрировать результат собственной читательской деятельности, рассказывать о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя кругозор детей.

На уроке этого этапа три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль:

· самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;

· обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе по книгам привлекаются дети;

· расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.

На основном этапе могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы. Полезно в «Уголке чтения» иметь конверты-карманы: «О чём ты хочешь узнать?»; «О чём ты можешь (собираешься) рассказать на следующем уроке?». Это обеспечивает обратную связь и ориентирует учителя в подготовке уроков внеклассного чтения.

Структура занятий по внеклассному чтению на основном этапе:

1. Составление из самостоятельно прочитанных книг выставки по теме урока; коллективное их рассматривание; выделение книг, вызвавших наибольший интерес – 3 – 5 мин.

2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети; совместные переживания по поводу прочитанного; оценка своей читательской деятельности; высказывания детей, зачитывание коротких отрывков, словесное рисование, короткие пересказы с собственной оценкой – 20 – 25 мин.

3. Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учащимися как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы – 10 – 15 мин.

4. Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг – 2 – 3 мин.

На этом этапе проводятся уроки знакомства с периодической печатью. Структура такого урока не отличается от типовой, однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет свою специфику. Детям на урокепредлагается рассмотреть и прочитать незнакомый номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами «периодическая печать», «журналист», «редактор», «тираж», «номер», «экземпляр».

В начале учебной четверти на основном этапе может быть проведён урок-отчёт. Цель его – дать возможность всем детям поделиться со своими товарищами впечатлениями о книгах, прочитанных на каникулах. В этом случае при подготовке к уроку дети должны ориентироваться на собственный читательский опыт, поэтому учитель даёт установку подумать, что интересного узнали из книг, что привлекло внимание в журналах, какие заметки из газет запомнились.

Учитель к уроку - отчёту готовит 1 - 2 литературные игры, которые будут предложены детям или в начале урока, или в завершении обсуждения прочитанного. Например, урок можно начать с игры-викторины «Знаешь ли ты журналы?». По условиям игры дети по обложкам некоторых номеров должны узнать журнал, вспомнить с какого года он издаётся, назвать некоторые рубрики журнала или по названиям рубрик определить, о каком журнале идёт речь, какие авторы часто печатаются в этих рубриках и т. п.

Тогда основная часть урока - обсуждение материалов, опубликованных в летних номерах, беседа по прочитанным книгам знакомых авторов – станет органическим продолжением викторины, а завершить урок может новая игра. Например, «Дежурная буква»: на доске закрепляется буква, допустим, А, и звучат вопросы и задания: Назовите фамилии писателей на «А»; Заглавия каких известных сказок начинаются на «А»?; Заглавия каких рассказов начинаются на «А»? и т. п.

Учебная четверть завершается уроком-утренником.Он подводит итог всему тому, чем дети занимались в учебное время. Материалом для утренника будут служить книги, которые детьми читались и обсуждались на уроках.

По ним можно делать инсценировки, составлять литературные загадки, придумывать игры, брать из них песенки и стихи для исполнения на сцене. К такому празднику готовится весь класс, на него можно приглашать родителей, учащихся других классов. Важно, чтобы каждый ребёнок участвовал в подготовке и проведении утренника. Учитель должен помнить, что, разыгрывая сценки, разучивая песни, организовывая игры, должен помнить, что главная задача урока-утренника – предоставление детям возможности продемонстрировать знание книг и читательские умения.

Приёмы работы на уроке внеклассного чтения.

· Сравнение книгна первом этапе урока в процессе рассматривания книжной выставки. Цель – соотнести отобранную и прочитанную книгу с рядом книг, имеющих однородные, предусмотренные учителем, показатели. По ходу этой работы учитель даёт оценку домашней деятельности и даёт рекомендации по избеганию ошибок.

· Рекомендательный списоквывешивается в «Уголке внеклассного чтения» и помогает учащимся в выборе книг к следующему уроку. В списке указывается тема урока, и перечисляются 3-8 книг по данной теме.

· Рассказ о прочитанных книгахдолжен содержать полное сообщение о названии книги и фамилии автора и короткое изложение содержания с выделенной главной мыслью произведения. Это самое трудное для ребёнка, поэтому на каждом уроке должен присутствовать образец такого рассказа учителя.

· Письменные отзывы о прочитанной книге используются в 3-4 классах, когда у детей выработан некоторый опыт написания сочинений.

Заповеди читателяусваиваются учениками практическим путём во 2-4 классах. В уголке внеклассного чтения рекомендуется вывесить эти заповеди, чтобы помочь детям читать осознанно:

· Прежде чем читать, определи, о каком времени рассказывает книга, а закончив чтение, установи, долго ли длились события.

· Обрати внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, что описывается.

· Используя книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить героев и обстановку.

· Закрыв книгу, обдумай, что запомнилось, что взволновало, испугало, обрадовало, удивило, поразило.

· Сразу выделяй и объясняй себе всё непонятное

· Дочитав книгу, представь себе её содержание в целом, вспомни героев, реши для себя, хороша ли книга и чем именно хороша.

· Сопоставь прочитанное с тем, что тебе было известно ранее и из других источников.

Изучая методику проведения беседы о прочитанном (2-й этап урока), учтите трудность ее построения, которая обусловлена тем, что дети прочитали к уроку разные книги, а разговор о них должен быть общим. Чтобы провести с классом фронтальную работу, учитель должен ставить вопросы общего характера, на которые могли бы ответить все дети или большинство из них. Соблюдайте следующие методические требования: вопросы следует формулировать так, чтобы на них нельзя было ответить, не прочитав внимательно текст книги. При этом ответы учащихся обязательно должны подтверждаться ссылками на текст книги, ее иллюстрации и метод аппарат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.