Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа на произносительном уровне




Развитие устной речи на уроках чтения

Лекция 14-15

 

План:

1. Работа на произносительном уровне.

2. Лексическая работа.

3. Работа над связной речью.

 

Цель лекции – раскрыть методику развития устной речи младших школьников на разных уровнях.

 

Работа по развитию речи учащихся в школе ведется по 4 направлениям (уровням):

произносительный работа над дикцией, интонацией, техникой речи лексический работа над словом грамматический работа над сл/сочет. и предложением работа над связной речью

1. артикуляционная гимнастика;

2. дыхательные упражнения;

3. работа с чистоговорками и скороговорками;

4. обучение выразительному чтению.

 

2. Лексическая работа решает 4 задачи:

1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов.

2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря. Это сфера, включающая в себя:

· наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

· усвоения лексической сочетаемости слов, в том числе, во фразеологических единицах;

· усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

· усвоение лексической синонимики.

3. Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный: составление словосочетаний, предложений, пересказ, беседы, рассказ.

4. Устранение нелитературных слов – перевод из активного словаря в пассивный просторечных, диалектных, жаргонных и т.п. слов.

Все направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Главное требование к методике работы над словом – восприятие слова в контексте.

Словарная работа не выделяется в отдельный этап урока, а проводится в процессе всей работы над текстом (Приложение 8).

Цели словарной работы (для чего нужна словарная работа):

· Подготовка учащихся к полноценному осмыслению текста.

· Активизация словаря учащихся.

· Развитие речи и мышления.

· Накопление зрительного образа слов, что необходимо для формирования орфографического навыка.

· Воспитание чуткости и внимательного отношения к подбору слов в собственной речи.

Какие слова необходимо объяснять детям:

· новые непонятные слова;

· устаревшие:

· новое значение известного слова;

· отвлеченные понятия (мораль, совесть, долг, честь и т.п.);

· образные выражения («зимы блистательный ковер»).

Не надо торопиться объяснять все непонятные слова. Ребенок может сам узнать смысл слова (прочитать в сноске, понять из контекста, найти значение в словаре).

Способы обогащение словаря учащихся: усвоение значения новых слов, анализ средств художественной изобразительности в произведении, наблюдение над особенностями лексического значения слов.

Приемы объяснения значения слова:

1. Показ предмета, макета, иллюстрации, рисунка.

2. Объяснение с помощью синонимов (холить – ухаживать, ласкать, витязь – богатырь).

3. Обращение к морфемному анализу и составу слова (доброволец, односельчане).

4. Краткое описание предмета (обледенение – покрытие льдом).

5. Развернутое объяснение значение слова по толковому словарю (парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями).

6. Приведение примера (героизм; указать на чей-то героический поступок).

7. Рассказ учителя о предмете или явлении.

8. Экскурсия с целью наблюдения явления.

9. Подведение частного понятия под общее (колибри – птица).

10. Расчленение общего понятия на частные (инструменты – это молоток, рубанок, топор).

11. Включение слова в контекст (Вопрос к содержанию фразы, в которую входит объясняемое слово: «В лесу раздавался топор дровосека». – Как Некрасов узнал, что отец мальчика рубит дрова?).

12. Сравнение, сопоставление понятий (шакал – волк).

 

Анализ средств художественной изобразительности в произведении

Звукопись – соответствие звукового состава фразы изображаемой картине:

Аллитерация – намеренное повторение одинаковых согласных звуков и их сочетаний:

Люблю гр озу в начале мая,

Когда весенний первый гр ом,

Как бы р езвяся и и гр ая,

Гр охочет в небе голубом. (р, гр передают звучание грома)

 

Ассонанс – намеренное повторение одинаковых гласных звуков:

Забил снаряд я в п у шк у т у го

И думал: у гощ у я др у га!

(у передает звук летящего снаряда и ощущение угрозы)

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (крыло самолета - крыло птицы, поезд идет – человек идет).

Олицетворение – разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ (ветер воет, вьюга плачет, грустное небо, волшебница зима).

Эпитет – разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета (кудрявая береза, золотая осень).

Устойчивый эпитет – эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое (добрый молодец, красна девица).

Сравнение – употребление одного предмета другому на основании общего признака (человек свистел соловьем, озеро как зеркало).

Фразеологический оборот – устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально (зарубить на носу, бить баклуши).

Сопоставление слов и выражений для объяснения гипербол и иронического словоупотребления («сам с ноготок», парнище).

Наблюдение над особенностями лексического значения слов: многозначные слова, антонимы, синонимы, омонимы (замок – замок, лук – луг).

 

3. Работа над связной речью: составление плана, пересказы.

Обучение составлению плана

Значение плана:

· помогает выделить основную мысль;

· помогает установить последовательность событий;

· помогает понять взаимосвязь между отдельными частями текста;

· способствует развитию словесно-логического мышления и речи.

Обучение составлению плана начинается в период обучения грамоте. Это работа по установлению соответствия заголовков содержанию маленьких текстов, подбор собственных заголовков, выборочное чтение по вопросам учителя.

Целенаправленная работа по составлению плана начинается в конце 1 класса вместе с переходом от обучения грамоте к урокам чтения. Самым простым видом плана является картинный план.

Приемы работы (1 класс):

· После прочтения и анализа текста учащиеся подбирают к частям текста данные в книге картинки и озаглавливают их.

· После прочтения и анализа текста учащиеся словесно рисуют последовательные картинки по рассказу. Картинки «подписываются». Учитель записывает заголовки (пункты плана) на доске.

· Текст читается и анализируется по частям, к каждой словесно рисуется картинка. В завершении работы все картинки воспроизводятся по порядку и подписываются.

От картинного плана во II четверти 2 класса переходят к составлению логического плана.

· Учитель делит текст на части (или он поделен в книге), на доске записывает пункты плана вразброс. Учащиеся соотносят пункты плана и части текста. Проводится обобщение по содержанию каждой части.

· Текст читается по частям. Учитель останавливает чтеца вопросами: «О чем прочитали?», «Что нового узнали?». Отвечая на подобные вопросы, ученики учатся выделять главное в прочитанном, сопоставлять его с содержанием соседнего отрывка.

· Нахождение в тексте начала и конца отрывка, к которому относится иллюстрация.

· Задания на перечисление событий или действий, описанных в тексте.

· Сопоставление сходных произведений: Что объединяет рассказы В.Бианки, Е Чарушина, Н. Сладкова? О чем пишут они в своих рассказах?

· (3 класс) Подбор заглавий к частям, пронумерованным в тексте.

· Коллективная работа по делению текста на части, названия которых дал учитель.

· Анализ плана, данного учителем с ошибками: пропущен пункт; добавлен лишний пункт; вписан пункт, не относящийся к данному тексту и т.п.

· Самостоятельное составление плана к сказке, сюжетным рассказам из детского быта (работа должна быть подготовлена словесным рисованием или обсуждением иллюстраций).

· (4 класс) При чтении текста вслух учащиеся самостоятельно останавливаются на границе части и доказывают законченность мысли.

· Самостоятельная работа по делению текста на части, названия которых дал учитель.

· Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание их.

Главная мысль

Заголовок Тема

Название пунктов плана формулируется по-разному:

1-2 класс – вопросительные предложения.

3 класс – повествовательные предложения.

4 класс – назывные предложения.

Пересказ – передача образцового текста своими словами.

Среди методистов не существует однозначного отношения к пересказу как виду работы на уроке чтения. Авторы, работающие в лаборатории Л.В. Занкова, выступают категорически против пересказов. Большинство же методистов считают, что пересказом заниматься на уроках чтения нужно.

Значение пересказа в обучении младшего школьника:

· обогащает и активизирует словарь учащихся;

· дает образец синтаксических конструкций;

· развивает словесно-логическое мышление.

Однако произведения не всех жанров могут быть пересказаны. Рекомендуется пересказывать исторические рассказы, нравоописательные, научные; небольшие по объему сказки.

Главными требованиями к пересказу следует назвать:

· в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

· при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

· в пересказе должен сохраняться стиль образца;

· должны быть соблюдены последовательности ориги­нала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;

· в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В большинстве случаев пересказ специально подготавливается,для чего используют­ся следующие приемы:

· предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

· проведение анализа содержания, различных упраж­нений над языком;

· отработка выразительного чтения;

· расчленение рассказа на части и составление плана текста;

· пересказ фрагментов;

· предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков;

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

1. подробный, близкий к тексту;

2. краткий, или сжатый;

3. выборочный;

4. с перестройкой текста; творческий пересказ

5. с творческими дополнениями.

Иными словами, пересказу нужно обучать системати­чески от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Выборочный пересказ – воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказ о герое.

Работа над пересказом эпизода не затрудняет младших школьников. Выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии (памятка для учащихся):

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, продумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Ошибки, допущенные учеником во время пересказа, исправляются после ответа ученика. Критериями оценки ответа являются требования к пересказу.

Чтобы этого не происходило, методисты и психологи предлагают обучать детей продук­тивному пересказу, который представляет воспроизведение текста на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» её содержанием. Под моделью изложения понимается логическая структура тек­ста, в которой выделены смысловые ориентиры на уровне абзаца, предложения, текста в целом. Для составления такой модели можно наметить следующие шаги:

1. Записать основную мысль произведения и заключить ее в овал (так образуется тело "жучка").

Например, к рассказу Л. Толстого «Котенок» модель (типа «жучок»), помогающая при пересказе, может выглядеть так:

 

Нести ответственность за братьев наших меньших  
                       
Кого искали дети весной? Чему обрадовались дети? Какого котенка дети оставили себе и как они о нем заботились? Как случилось, что котенок оказался на дороге один? Какая опасность угрожала котенку? Как Вася спас котенка и к какому выводу он пришел?  
                       
Вася и Катя пропала амбар котята достала молока серый кормили его играли с ним играл с соломой щавель забыли две собаки сгорбил спину Катя испугалась закрыл его от собак принес домой не брал в поле  
                                   

2. Продумать основную мысль абзаца, перевести её в вопро­сительное предложение.

3. Выделить из абзаца опорные слова и выражения, помогаю­щие ответить на вопрос (так образуются «ножки» и «башмачки»).

3. Аналогичную работу провести по каждому абзацу.

Кроме модели изложения, в обучении пересказыванию можно использовать и другие приемы:

· сравнение исходного текста и его пересказа, предложен­ного учителем;

· прием "от противного", когда детям предлагается вариант «неправильного пересказа» (например, пересказ с факти­ческими ошибками или с пропусками важных частей и т.п.);

· выделение опорных (ключевых) слов и выражений при пересказе;

· сравнение разных видов пересказа, например, один и тот же текст пересказывается дважды: подробно и кратко или подробно и выборочно (в этом случае дети лучше понима­ют специфику каждого вида пересказа);

· деление текста на части и составление плана (картинного, логического);

· выделение смысловых опорных вех, перед началом рас­сказа ребенок кратко формулирует, о чем он будет говорить: «Вначале я скажу о..., потом о..., затем о...»; -пересказ с книгой в руках, что создает ситуацию психо­логического комфорта для ребенка; прием наглядного моделирования.

Методические условия успешного обучения пересказам:

1. Верный, осознанный выбор учителем вида пересказа с уче­том жанровой специфики, объема и других особенностей про­изведения.

Например, не рекомендуется кратко пересказывать сказки, произведения, где много диалогов, высокохудожественные описания, поэтические тексты.

2. При введении нового вида пересказа следует создавать ре­чевую ситуацию, показывающую детям необходимость и важность такого пересказа.

З. Не стоит давать детям заданий по самостоятельному пересказыванию (например, домашнему), пока в классе коллективно, под руководством учителя, не отработан алгоритм это­го вида работы.

4. Дети должны знать требования, предъявляемые к пересказам. Эти требования становятся критериями оценки детских пересказов при оценивании учителем или детьми друг друга. Например, требования к краткому (сжатому) пересказу:

· понятность для тех, кто не читал исходный текст;

· отсутствие пропусков существенного (главного);

· связность.

5. Постепенно повышать степень трудности пересказа в пре­делах одного вида.

Например, вначале для подробного пересказа берутся чисто повествовательные тексты с ясным сюжетом, небольшим ко­личеством героев. Затем в тексты включаются элементы описания или рассуждения, увеличивается их объем, количество действующих лиц, добавляются диалоги и т.д. При выбороч­ном пересказе вначале используется пересказ отрывка по за­данию учителя, затем пересказ по иллюстрации и, наконец, пересказ нескольких отрывков, объединенных одной темой.

6. Обязательна взаимосвязь работы над устным и письмен­ным пересказами (изложением).

Литература

1. Вербицкая М.В., Воюшина О.И. Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 2003.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

4. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1994 (7).

5. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М., Воронеж, 1996.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Опираясь на материалы учебника «Русский язык в начальных классах» (М. - 1993. С. 322-324) и упражнения 4.23-4.35 пособия «Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач», составьте картотеку с разными типами заданий по языковому анализу художественного текста.

2. Проанализируйте учебники по чтению разных авторов с позиции работы над художественными средствами выразительности.

3. Подберите в книгах для чтения произведения, которые полезно использовать для пересказа. Укажите, какой вид пересказа этого текста можно предложить учащимся. Обоснуйте свой выбор.

4. Дайте сравнительную характеристику словарной работы, организуемой на различных этапах урока. Заполнить таблицу «Организация словарной работы на уроке чтения».

Этапы урока и виды работы с текстом Усвоение слов Употребление слов
1. Проверка домашнего задания    
2. Подготовка к первичному чтению    
3. Первичное восприятие    
4. Анализ произведения    
5. Выборочное чтение    
6. Деление текста на части    
7. Составление плана    
8. Подготовка к пересказу    
9. Творческие работы с текстом    

5. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.