Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Митина Галина Валентиновна 1 страница




Языковое развитие учащихся на занятиях внеклассным чтением.

Особенности руководства внеклассным чтением.

Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин (требования к ЗУНам учителя и учащихся, учет уровня читательской самостоятельности, типология уроков см. [2], [4], [9]). Обратите внимание, что, организуя практическую деятельность учащихся с книгами и среди книг, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Пока нет уверенности в том, что дети усвоили необходимые знания, умения и навыки для самостоятельной работы с книгой и в мире книг, деятельность с книгами идет в классе под руководством учителя.

2. Прежде чем дать детям первое задание, касающееся самостоятельной деятельности с книгой надо: а) представить им книгу как объект, который может являться инструментом для общения, выступать в роли собеседника; б) показать, как надо действовать с книгой, чтобы она «заговорила», чтобы можно было отыскать ее среди множества других книг; в) сразу же представлять широкий круг доступных книг, чтобы приучать применять полученные знания на деле, формировать привычку осмысленно «рыться в книгах», главное – чтобы, при общении с множеством книг, у детей формировался интерес к книгам, личные пристрастия.

3. Отбирать книги от простых к сложным (оформление, содержание).

4. Идти от содержания книги к ее внешним приметам.

5. Предъявлять к каждому ребенку требования, строго соразмерные его индивидуальным возможностям и уровню общей читательской подготовки.

Как организовать работу класса, чтобы каждый ученик при обучении чтению сформировал в себе основы читательской самостоятельности? Чтобы ответить на этот вопрос учитель начальных классов должен ясно различать аспекты предстоящей работы:

· Деятельностный (что и как надо делать).

· Мотивационный (почему надо действовать так, а не иначе).

· А также определить для себя исходное понятие – базу для рассуждений.

В качестве исходного для рассуждения избрали понятие «читательская самостоятельность», так как это основная цель внеклассного чтения (см. определение читательской самостоятельности). При правильной постановке обучения чтению у учащихся в психике появляются новообразования в виде читательской самостоятельности. Это новое для ребёнка личностное свойство.

Если не сформированы внутренние мотивы, побуждающие человека обращаться в мир книг, он не будет читать без задания, без нажима и требований со стороны. Если у ребёнка нет достаточных ЗУНов необходимых для разумных действий в мире книг, а он станет выбирать и читать книги без посторонней помощи (помощь – это система и целесообразность читательской деятельности), задающей системность и целесообразность читательской деятельности, он проявит не самостоятельность, а самонадеянность, то есть свойство, противостоящее самостоятельности.

Отсюда можно вывести первое правило: нельзя побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой и в мире книг, пока нет уверенности в том, что ими усвоены необходимые для этого знания, умения и навыки и чёткая, понятная мотивация.

Поэтому прежде чем дать детям первое задание, касающееся самостоятельной деятельности с новой книгой, надо:

1. представить им книгу как объект, т. е. предмет особого рода. Дети должны увидеть в этом объекте: а) инструмент для общения, б) собеседника, который до времени, пока мы не начали с ним разговаривать, хранить чей-то «опыт, написанный и брошенный в общее употребление» (А. И. Герцен);

2. показать, как надо действовать с этим объектом. Зачем? Чтобы он «заговорил», чтобы отыскать его среди других подобных объектов;

3. сразу же вывести детей в широкий круг доступных книг. Зачем? Чтобы с первого дня обучения приучать применять полученные в классе знания на деле, чтобы формировать привычку осмысленно «рыться в книгах», чтобы убедить в возможности и плодотворности поиска нужных книг, а главное – чтобы в процессе поисков дети наталкивались на ряд других книг, каждая из которых, поскольку ребёнок в них вглядывается, с ней «разговаривает», может заинтересовать его, пробудить в нём (или помочь осознать) его особые личные интересы и возможности. В этом состоит цель воспитывающего обучения.

Основное условие, при помощи которого учитель обратит внимание детей на книгу, состоит в том:

Чтобы научить учащихся думать над книгой (ребёнок должен научиться думать о книге, о её содержании, о её авторе), и задать направление мыслям, выделять внешние приметы содержания. Например, книжка-игрушка может помочь вспомнить автора и его произведения (см. стр. 351 М.С. Соловейчик). Сам ребёнок этому не научится, поэтому его этому надо научить:

· показать характер и последовательность действий.

· создать при помощи системы упражнений привычку действовать так, как следует.

Отсюда можно вывести второе правило: чтобы представить книгу как объект их самостоятельной читательской деятельности, надо идти от содержания к её внешним приметам.

Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный материал, освоение которого детьми приведёт к достижению цели.

Подготовка к уроку складывается из нескольких моментов:

1. Отбор материала к уроку. Учитель определяет тему урока, опираясь на рекомендации методической литературы и программ по внеклассному чтению. В соответствии с темой отбирает книги, соответствующие этапу обучения, основываясь на знании библиотечного фонда, составляет рекомендательный список.

2. Работа над планом урока. Учитель знакомится с методическими рекомендациями, имеющимися в литературе. Определяет место и время работы на каждом этапе урока. Продумывает вопросы для беседы по прочитанным книгам, для чего сам прочитывает рекомендуемые детям книги. Отбирает книгу-коллективку и планирует работу по ней. Продумывает использование наглядности и дополнительных средств обучения.

3. Анализ проведённого урока. При оценке эффективности урока анализируются:

· посильность предложенной учащимся деятельности (нелегко, но выполнимо);

· доля участия детей в работе на уроке или при подготовке к нему;

· полезность и интересность организованной учителем работы.

Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением реализуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.Книжная иллюстрацияв большеформатных книгах изображает не отдельные предметы, но и пейзажи, явления природы, сюжетные картинки. Если иллюстрации отсутствуют, то можно использовать иллюстрации из других книг, соответствующих читаемой теме.

Рисунок учителя используется в том случае, если не удаётся подобрать соответствующую иллюстрацию. Можно использовать рисунок художника, но к его подбору нужно подходить осторожно, т. к. настроение рисунка может не соответствовать смыслу читаемого.

Плакаты-заданияокажут помощь учащимся в подготовке к урокувнеклассного чтения. Они должны содержать: книжный фонд; тему урока; рекомендации к работе дома.

Уголок внеклассного чтения – это специально оборудованное место, отведённое в классе под книги. Оно оборудуется:

1. книжными полками;

2. стендом для плаката-задания;

3. место для рисунков, поделок детей;

4. столом для работы с книгой или картотеками;

5. полкой для книжной выставки.

Всё помещённое в «Уголке» должно располагаться удобно для работы.

Для успешного формирования познавательного интереса необходимо использовать различные методические приемы, как на уроке, так и в процессе подготовки к нему. Разнообразное их применение позволяет создавать условия для привития интереса к книге.

Можно использовать учебное пособие «Чудо-дерево». При помощи этой дидактической игры можно побуждать учащихся к осознанному, вдумчивому чтению, поможет им сделать первые шаги от любопытства к любознательности. Таким образом, создаётся база для развития познавательного интереса.

Чтобы «Чудо-дерево росло, ученикам нужно приносить в класс книги, которые они прочитали, и выставлять их на полочке под «деревом». Вопросы, интересующие детей, они записывают на карточках и опускают в корзину, которая находится рядом.

Ученик, книга которого вызвала вопрос, должен к следующему уроку подготовить ответ на него. Также на «дереве» могут появляться удивительные цветы-картинки с изображением того, о чём будут читать дети на следующем уроке внеклассного чтения. После урока цветы превращаются в плоды-списки рекомендуемых для чтения книг. Работа с рекомендуемым списком книг по теме позволяет вести работу по расширению читательского кругозора и направляет развитие их читательских интересов. К «дереву» может прилетать длиннохвостая сорока, принося удивительные вести. В качестве вестей выступают задания к уроку: слова и выражения, над смыслом которых нужно подумать и дать ответ на уроке; проблемные вопросы, приготовленные учителем или учащимися, ответы на которые можно найти в книгах. По мере выполнения вестей-заданий сорока приносит новые.

Учёт уровня читательской самостоятельности организуют ещё до поступления ребёнка в школу. При индивидуальном собеседовании в мае-августе ему задают вопросы:

- Есть ли у тебя дома книги?

- Кто тебе их читает?

- Любишь ли ты рассматривать книги, когда остаёшься один?

- О чём ты любишь слушать?

- Назови любимую книгу.

- Фамилии, каких писателей знаешь?

- Какие их книги помнишь?

Если не удаётся побеседовать с детьми до 1 сентября, то эти вопросы можно задать во время фронтальной беседы на первой неделе обучения. Подобные вопросы можно задать и родителям на первом собрании в форме анкеты. Проанализировав ответы детей и их родителей, учитель будет знать, в какой мере первоклассник подготовлен к встрече с книгой.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учёт сводится к наблюдениям и еженедельным пометкам по следующим параметрам:

· присутствие учащегося на уроке;

· принёс нужную книгу;

· принёс книгу, но не по теме.

Дети, попадающие по наблюдениям в разряд «неблагополучных», нуждаются в индивидуальной помощи (беседа с ребёнком, с родителями), но не в форме нравоучений, а с целью выяснения причин. Оценкой на данном этапе служит устное поощрение.

На начальном этапе обучения учитываются следующие параметры:

· внимание при рассматривании;

· внимание при слушании;

· внимание при самостоятельном чтении;

· правильность выбора книги.

Оценка за работу может выставляться за комплекс требований или за один из параметров.

На основном этапе обучения главным для наблюдения станет:

· правильность выбора книги;

· место выбора книги;

· прочитал книгу или нет;

· вид и жанр выбранной книги.

Оценка выставляется по пятибалльной системе с учётом всех параметров.

Своеобразной формой учёта станут уроки-утренники, уроки-отчёты. К первому виду уроков готовится весь класс по одной и той же теме. Второй вид уроков предполагает подготовку отчёта (4-6 чел.) группой по теме, взятой по своему выбору.

Внеурочные формы работы по внеклассному чтению могут служить итогом работы за полугодие, год: устный журнал, литературные викторины, спектакли.

Знания, умения и навыки к концу обучения в начальной школе.

Должен знать:

· виды доступной литературы – художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической;

· возможные темы чтения;

· виды возможной библиотечно-библиографической помощи;

· внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации;

· правила гигиены чтения;

Должны уметь:

· ставить для себя цель обращения к книгам;

· обращаться к библиотечно-библиографической помощи; пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

· выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги;

· выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели;

· осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

· соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.

Требования к урокам внеклассного чтения.

Уроки внеклассного чтения имеют собственную специфику и принципиально отличаются от уроков обычного чтения (на них решаются иные задачи).

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор учащихся, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определённые программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательными, стать праздником книги. Такие уроки не подчинены какой-то строгой структуре. Она может быть разнообразной. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем больше разнообразия, живости, гибкости на уроках, тем больше успехов достигнет учитель со своим классом. Но при этом уроки внеклассного чтения подчиняются определённым требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач.

На каждом уроке проводится учёт того, что дети читали самостоятельно. Учащиеся приносят в класс и показывают те книжки, которые они читают или прочитали, двум-трем учащимся даётся возможность кратко рассказать о читаемой книге. Учитель создаёт на уроке такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнениями о прочитанных книгах.

На каждом уроке дети читают произведения разных жанров, прочитывают произведения целиком, если оно невелико по объёму, читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или несколько книг). Чаще всего читают вслух, используется и тихое чтение, чтение наизусть, инсценирование, чтение по ролям.

На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендации: обмен мнениями, показ рекомендуемой книги, выставка (тематическая, авторская), прочтение отрывков из рекомендуемой литературы, показ иллюстраций, демонстрация фрагментов диафильмов.

На каждом уроке присутствуют элементы анализа прочитанных произведений не только в форме беседы, но предпочтительнее в форме свободного высказывания. Вопрос ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу? Что особенно в ней понравилось?» В процессе анализа, выделяется и подчёркивается нравственная идея, всё то высокое, героическое, что особенно ценно в деятельности с произведением, т.е. нравственное воспитание.

На каждом уроке даётся что-то новое в читательских умениях:

· умение найти сведения об авторе;

· умение сориентироваться в книге по оглавлению;

· умение составить выставку;

· умение писать отзыв о книге или вести читательский дневник.

На уроках внеклассного чтения используются традиционные приёмы работы:

· Словарная работа – играет вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание на особенно яркие, удачные обороты речи. Словарная работа ориентируется здесь на справочники, ссылки, сноски внизу стр., на примечания в конце книги.

· Пересказ – используется сжатый, пересказывают понравившиеся отрывки, пересказ по ролям, инсценировки – то есть творческие виды работ (иллюстрации словесные, графические) Сочинения в связи с прочитанным, музыкальное сопровождение, заметки о прочитанном в газету, составление тематических альбомов, монтажи.

· Беседа – обсуждение прочитанных книг, рекомендация новых, элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг. Беседы: вводные, сопутствующие, обобщающие, итоговые.

· Одной из важнейших задач – воспитание читательской самостоятельности. В этом и заключается трудность – нелегко бывает охватить всех учащихся самостоятельной работой (легко ориентироваться на сильных, а слабые остаются в роли пассивных слушателей). Поэтому учитель, разрабатывая урок, должен продумать формы самостоятельной работы и пути привлечения к ней всех учащихся: на каждом уроке 4 - 6 выступлений о прочитанном, чтобы в четверти каждый учащийся выступил, каждый должен принять участие в массовом мероприятии – утреннике, обобщающем уроке (слабо читающие – можно подготовить к чтению определённого отрывка, чтобы не ставить их в неловкое положение)

· Значительное место принадлежит элементам занимательности. Это могут быть – литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, стихотворение, иллюстрацию, отгадывание загадок, составление альбомов, собственных загадок, импровизация сказок коллективная или индивидуальная, элементы юмора – шутки, прибаутки, меткие изречения писателей, шаржи, карикатуры.

Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребёнка. Некоторые учителя вводят такие моменты на уроках – «Шутке - минутка!» «5 секунд на размышление» - викторина, «Отгадай загадку», «Клуб знатоки»… Элементы соревнования, занимательность, оживление работы очень важны на уроках внеклассного чтения.

В последнее время появилась тенденция использовать детскую книгу как особый объект не только на уроках внеклассного чтения, но и на уроках чтения и анализа литературного произведения. В некоторых системах предусмотрено обращение к книгам-сборникам, в некоторых художественные произведения специально отобраны и структурированы в соответствии с замыслом автора. Например, книги серии «Моя первая библиотека» В.А. Левина: «Мозаика», «Ступеньки», «Чудаки», «Собеседники», «Что я люблю».

В настоящее время есть программы, в которых уроки чтения по хрестоматии предусмотрены только в 1 - 2 классах, а на более поздней ступени – в 3-4 классах – уроки чтения должны проводиться по «живым книгам». Например, такой порядок работы предполагается по программе «Литература» Т. С. Троицкой и О.Е. Петуховой.

Один из главных принципов строительства современной школы – принцип вариативности, поэтому учитель вправе выбрать в бучении тот путь, который ему представляется наиболее продуктивным.

Первоэлементом литературы, в том числе и детской, является слово. Следовательно, принцип развития речи как ведущий и объединяющий все разделы в цикле «Русский язык» реализуется, прежде всего, в постоянном внимании к слову, в установке на обучение детей «умению полноценно воспринимать художественную речь, ценить образный вес слова и его эмоциональную выразительность». Своеобразие программы языкового развития учащихся на занятиях внеклассным чтением определяется тремя факторами:

· во-первых, качественной спецификой учебного материала (отбором конкретных детских книг из доступного детям круга чтения);

· во-вторых, методом его освоения (методом чтения-рассматривания);

· в-третьих, закономерностями развития речи ребенка–читателя.

Особенно важной является закономерность из этих фактов. Установлено, что основой эстетического восприятия литературы является наличие у читателя способности к живому отклику на звучание художественного текста, на его ритмическое своеобразие, на образное содержание слов-названий, (причём эта способность с возрастом или усиливается, или утрачивается – таков объективный процесс становления семантической стороны речи. Чтобы не допустить негативных последствий, необходимо соблюдать в учебно-воспитательном процессе определённые пропорции между количеством и качеством воспринимаемой детьми живой речи: разговорной, научной, деловой, художественной.

Художественное восприятие речи невозможно без наполнения слов образным содержанием. Всякая подмена образного содержания речи обобщёнными признаками явлений приводит читателя и слушателя к утрате способности чувственно воссоздать, а значит, и переживать неповторимые моменты содержания каждой фразы литературного произведения, заданные художественным словом.

Если это постоянно делать, то ребёнок начинает при самостоятельном чтении художественного произведения опускать (с его точки зрения) «лишнее» и «итак понятное», «несущественное», а на самом деле главное в том опыте, которое даёт книга. А в результате возникает разрыв между воспитательно-образовательными возможностями книги и её реальным воздействием на читателя.

Правильно организованная, целенаправленная работа с детской книгой на занятиях внеклассным чтением уже в 1 классе открывает перед школой один из наиболее эффективных путей ликвидации диспропорции между обучением детей восприятию речи художественной в противовес речи деловой, научной и разговорной. Деловая, научная и разговорная речь является ведущей, но не единственной для детей языковой средой.

Анализ содержания учебного материала «Азбуки» показал, что художественные тексты или отрывки литературных произведений появляются в послебукварный этап.

Качественную характеристику учебного материала, составляющего доступный первоклассникам круг чтения, можно проанализировать по следующим направлениям:

· Уровень писательского мастерства (художественно-эстетическая ценность книг и произведений).

· Разнообразие: тематическое; видожанровое; эмоциональное.

· Доступность.

· Новизна.

· Учет возрастной специфики восприятия (блоковое запоминание, склонность к игре и т. п.).

Исходя их данного анализа, можно ли считать, что в качественной специфике учебного материала к занятиям внеклассным чтением в период обучения грамоте учтены дидактические, методические и собственно лингвистические закономерности развития собственной речи учащихся-читателей при восприятии речи «чужой»?

В период обучения грамоте на занятиях внеклассным чтением в процессе слушания и чтения-рассматривания каждая новая книга выполняет не только функцию носителя художественного текста, но и уникальную фикцию катализатора возможностей художественного восприятия детьми заложенного в ней содержания, а также функцию единственно доступного учителю в условиях массового обучения средства надежной обратной связи между ним и детьми, свидетельствующего о степени эффективности обучения детей произвольному (т.е. в нужный для дела момент, а именно – с первого слова, с заглавия) включению воссоздающего воображения.

При чтении-рассматривании русской народной песенки «Тень-тень, потетень» из книги «Наш концерт. Книжка-театр» (М., 1980) («Колобок»», «Усатый-полосатый» С.Маршака – В. Лебедева, «Волчишко» Е. Чарушина и т. п.) обучение построено на использовании обостренного у шестилеток интереса к звучанию и ритму стихов, на их способности не утрачивать эмоциональной восприимчивости при многократном обращении к одному и тому же тексту, на любви к коллективному действию и хоровому проговариванию. На этой основе память учащихся обогащается образцом звучащей речи. Прослушав текст, дети непроизвольно запоминают стихотворные строки и куплеты, сначала отвечая на вопросы учителя, затем обучаясь при этом искренне, правильно их интонировать, чему способствует хоровое проговаривание с движением. Это в свою очередь усиливает нравственно-смысловую нагрузку слов, словосочетаний, фраз, помогающих «видению» стоящих за словом картин. При этом расширяется, обогащается, уточняется лексический запас учащихся (вводятся новые слова: глагол «похваляться», существительное «плетень»).

Дети учатся точно называть персонажи: «лиса», «зайка», а не заяц. После того как учитель убедился в том, что дети не просто поняли текст, но и запомнили его содержание, могут представить картины и образы, учитель показывает книжку, в процессе рассматривания которой дети вглядываются в каждую страницу и опознают данное произведение среди других, помещенных в книге. Обнаружив произведение, дети вглядываются в иллюстрацию. Таким образом, любое занятие, посвященное работе с новой детской книгой, вносит неповторимый вклад в развитие речи учащихся. Каждая конкретная книга подсказывает учителю определенные приемы развития речи в процессе чтения0рассматривания. Например, чтение-рассматривание книги С. Маршака «Усатый-полосатый», как и книги Е. Чарушина «Волчишко», развивает у детей умение запоминать, воспроизводить и употреблять слова-названия в их конкретно-образной специфике, чему в немалой мере способствует разглядывание детьми иллюстраций, выполненных художником.

Работа с детской книгой – это обязательное звено подготовки учащихся в области родного языка. В процессе данной работы развивается языковое чутье и эмоциональная восприимчивость, обогащается речь детей лучшими речевыми образцами, формирует отзывчивость к слову. Именно в этом смысле становление типа правильной читательской деятельности (умение, желание, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – очень важный путь просвещения детей, где проводником является учитель-мастер, а средством продвижения – книга. Именно в том, чтобы овладеть искусством как можно лучше воспринимать, воссоздать, представлять и понимать «чужую» речь, откликаться на неё, переживать под её влиянием чувства, на которые она рассчитана, и, осваивая заданный в ней социально-исторический опыт, становиться людьми, состоит суть развития речи учащихся при работе с детской книгой в частности и читательского всеобуча в современной школе вообще.

 

Литература

1. Кубасова О.В. Упражнения по ориентировке в книгах на уроках внеклассного чтения// Начальная школа. – 1987. № 10.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с. 171-185.

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997, с. 340-372.

4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М.: Изд-во” Ин-т практической психологии”, Воронеж: НПО “ Модэк”- 1996. - 190с.

5. Светловская Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи // Начальная школа – 1983. - №11.

6. Светловская Н.Н. Еще раз о любви к книге, к чтению, к профессии учителя // Начальная школа - 1989. - №7.

7. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя.-2-е изд., перераб, - М., 1991. - 207с. / Б-ка учителя нач. классов/.

8. Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся-читателей // Начальная школа- 1983. - №8.

9. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите этапы формирования читательской самостоятельности.

2. Как изменяются задачи обучения от этапа к этапу?

3. Какова структура занятия внеклассного чтения на каждом из этапов обучения?

4. Назовите приемы и виды работы на занятиях внеклассного чтения, применяемые на каждом из этапов работы с книгой.

5. Чем отличаются требования к книге на различных этапах формирования читателя?

6. Какова цель коллективного рассматривания книги на подготовительном этапе? Какой внетекстовой информацией учат пользоваться первоклассников для ориентировки в книге и какими заданиями сопровождается процесс рассматривания?

7. Какие виды работ с выставкой книг организуются в 3 и 4 классах?

8. В чем заключается трудность проведения беседы по прочитанному на уроках переходного типа? Каковы возможные пути преодоления этой трудности?

9. Только ли на уроках внеклассного чтения возможно формирование типа правильной читательской деятельности? На каких еще уроках? Что для этого нужно делать?

10. Сделайте обобщение: какие методы, приемы работ, предлагаемые Н.Н. Светловской в методике внеклассного чтения, целесообразно использовать не только на специальных уроках так называемого внеклассного чтения, но также и на уроках чтения (классного).

11. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.

 


Приложение 1.

 

Работа над единством формы и содержания произведения.

Приведем два фрагмента урока по стихотворению С. А. Есенина «С добрым утром!»

Фрагмент 1

- Прочитайте первое четверостишие. Какие слова нашел поэт, чтобы мы могли ясно увидеть, как восходит солнце?

- Поэт говорит, что звезды задремали, что свет брезжит и румянит сетку небосклона.

- Как поэт называет звезды?

- Звезды золотые. В прямом или переносном смысле употребляет он слово «золотые»?

- В переносном. Золотые — значит желтые. Так красивее.

- Где Есенин наблюдал восход солнца?

- На реке. У речной заводи.

- Как вы понимаете выражение «брезжит свет на заводи речные»?

- Это значит, солнце встало и осветило воду.

- Опишите, что вы себе представили, читая первое четверостишие.

- Солнышко всходит. Звезды погасли, и свет осветил речку.

- Прочитайте выразительно первое четверостишие.

Фрагмент 2

- Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!», начинается со слова «задремали?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.