Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Митина Галина Валентиновна 2 страница




- Утро начинается с того, что звезды уходят, они задремли.

- Вслушайтесь в звучание первых строк стихотворения:

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

- С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках и почему?

- Звук [з] повторяется. Когда его произносишь, язык дрожит. Первые строчки получаются такие дрожащие, робкие.

- Да, с восходом солнца в мир приходит движение, оно еще только зарождается, и это первое, робкое движение передается в стихотворении с помощью звукописи. Перечитайте следующие две строчки. Есть ли в них звук [з]? Почему?

- В слове «брезжит» еще есть этот звук, а потом он пропадает. Наверное, потому, что уже другая картина описывается. Уже солнце всходит, и движение как бы разрастается.

- Я немного изменю третью строчку: «Льется свет на заводи речные». Что при этом изменилось?

- «Льется свет» — так можно сказать, когда солнце уже совсем встало, а сейчас свет только пробивается, он именно «брезжит».

- Как передать в чтении зарождающееся движение, постепенное пробуждение природы? Каким должен быть темп чтения, тембр голоса, громкость?

- Я думаю, надо читать тихо, постепенно повышая голос, темп должен меняться: сначала совсем медленно, потом чуть побыстрее. Голос должен быть нежный и в то же время торжественный.

- Прочитайте выразительно первую строфу.

- Проанализируйте выразительность чтения. Удалось ли передать пробуждение природы. Какую строчку вы прочитали бы иначе?

Итак, сравним два фрагмента урока. В первом из них анализ стихотворения отсутствует. Вопросы, поставленные учителем, предполагают воспроизведение текста, но не помогают детям воспроизвести в воображении картину, созданную поэтом. В результате такой работы дети пересказывают прекрасный поэтический текст убогой прозой, разрушая художественный образ. Выразительное чтение на уроке не подготовлено, задания не помогли юным читате­лям проникнуть в эмоциональную атмосферу стихотворения, увидеть движение чувств. Все эти методические просчеты связаны с нарушением рассматриваемого принципа анализа, с отрывом формы от содержания, точнее — с игнорированием формы. На уроке обсуждается не столько стихотворение Есенина, сколько природное явление — восход солнца. Поэтический текст становится иллюстрацией к явлению природы.

Второй фрагмент урока построен иначе. Учитель побуждает детей задуматься над тем, почему поэт выбрал то или иное слово, какова роль звукописи в тексте, тем самым, пробуждая мысль, чувство, воображение. Таким образом, поэтический текст не пересказывается, а анализируется.

Как видно из приведенного примера, решающее значение для успешности анализа имеет формулировка вопроса.


Приложение 2.

Словарь настроений

Беспокойное Бодрое Боязливое Бурное Веселое Возбужденное Возмущенное Волшебное Воспевающее Восторженное Высмеивающее Героическое Грустная радость Грустное Добродушное Добродушно-насмешливое Жуткое Загадочное Задиристое Заносчивое Звонкое Капризное Ликующее Любование Мечтательное Мрачное     Насмешливое Нежное Нетерпеливое Обиженное Ожидание Печальное Поучительное Привередливое Прихотливое Прославляющее Радостная готовность Радостная грусть Радостное Робкое Светлое Сердитое Серьезное Сказочное Скорбное Скрытное Смешное Солнечное Сонное Сосредоточенное Состояние готовности к подвигу Сочувствующее Спокойное Таинственное Теплое Тихое Торжественное Тоскливое Тревожное Уютное Хвалебное Хвастливое Хмурое Шаловливое Шумное Шутливое

 

 


Приложение 3.

Словарь характеристик персонажа

Аккуратный Старательный Трусливый Грустный Отзывчивый Чуткий Любознательный Трудолюбивый Отважный Честный Жестокий Грубый Глупый Добродушный Откровенный Воспитанный Легкомысленный Гостеприимный Ласковый Умный Осторожный Льстивый Назойливый Неряшливый Упрямый Внимательный Находчивый Талантливый Слабохарактерный Ленивый Искренний Мужественный Веселый Забавный

 

 

Приложение 4.

Виды работы с текстом

( Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работы над текстом на уроке чтения // Начальная школа – 1990. - № 3, с. 67 )

1. Чтение всего текста по заданию учителя.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.)

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее чтение, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше.)

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Подборка звукового оформления отрывка.

22. Беседа с сопровождением выборочного текста.

23. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27. Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?

28. Чтение по ролям.

29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (пантомима).

31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное).

32. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.

34. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).

35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

37. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

38. Чтение стихотворения, составление партитуры текста.

39. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

40. Составление плана из рисунков.

 


Приложение 5.

 

Роль творческих заданий в системе предметного обучения литературному чтению в начальной школе

(из журнала «Завуч начальной школы» № 4, 2003 г.)

Алиева Э.С., Усанова Е.А., учителя начальных классов прогимназии №1723, г. Москва

Учебная программа литературного чтения строится на основе ряда принципов. Одним из ведущих является принцип жанрового своеобразия.

Основные задачи творческих заданий в системе пред­метного обучения литературному чтению детей младшего школьного возраста:

1. Эстетическое развитие учащихся.

2. Развитие творческого воображения учащихся.

3. Развитие связной, красивой, лаконичной устной речи, обогащение активного словарного запаса учащихся.

4. Выявление понимания произведения, знания его содержания.

5. Овладение речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира героя.

6. Развитие артистизма младших школьников.

7. Творчество как средство понимания авторской позиции, задач и замыслов, раскрывающее перед учениками богатство человеческих отношений.

Урок литературного чтения определен принципом жанрового своеобразия. В первом классе, где сквозным жанром является жанр сказки, на уроках литературного чтения широкое применение находят следующие формы работы с учащимися.

На уроках по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества применяются такие творческие задания, как:

1. Придумать продолжение потешки, считалки, заклички, приговорки, скороговорки.

2. Сочинить считалку, частушку.

3. Подобрать загадки к картинкам, нарисовать отгадку к загадке, подобрать загадку к произведению (литературная сказка В.И. Даля «Старик-годовик»).

4. Подобрать пословицы и поговорки по различным "темам: о трудолюбии, о честности и т.д.

На уроках чтения сказок разных народов мира предлага­ются такие творческие задания:

1. Составить рисуночный диафильм (например, немецкая на­родная сказка «Бременские уличные музыканты», русская народная сказка «Зимовье зверей»).

2. Устно придумать сказку о животных по иллюстрации, предло­женной учителем.

3. Дать толкование слову. Работа с толковым словарем по рас­ширению активного словарного запаса учащихся (например, в немец­кой народной сказке «Бременские уличные музыканты» объяснить значение слов).

4. Составить устное (графическое) описание героя.

5. Найти крылатое выражение в сказке.

6. Драматизация отрывков из сказок.

По окончании чтения литературных сказок учащимся предлагаются творческие задания:

1. Разгадать кроссворд к произведению (по сказкам А. С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, В. Гауфа и др.).

2. Придумать счастливую концовку (к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»).

3. Просмотр диафильмов, кинофильмов, экскурсия в музей по теме урока.

На уроках поэзии учащиеся изучают произведения разных поэтов. Дети получают представления об изобразительных и выразительных возможностях художественного слова (метафора, стихотворение, звукоподражание, ритмичность, мелодичность и музыкальность). На уроках поэзии применяются творческие задания следующего типа:

1. Драматизация стихотворения (например, С. Черный «Песня мухи»).

2. Нарисовать рисунок к поэтическому произведению.

Во втором классе основным жанром являются мифы, ле­генды, предания. Творческими заданиями могут быть:

1. Дополнить деталями изваяния богов (во всех мифологических системах).

2. Отгадывание тематических кроссвордов.

3. Исправления «текстовых ошибок» в мифах.

4. Мифологические викторины и творческие зачеты (представ­ления божества: элементы костюма, рассказ о нем).

5. Работа над эпическим языком былины.

6. Работа с географической картой (былина «Садко в подводном царстве»).

7. Разгадывание ребусов и шарад (по всем мифологическим системам, самостоятельное составление шарады).

8. Работа с аудио - и видеоучебным материалом (просмотр видеофильмов об истории развития древнеегипетской цивилизации).

В третьем классе сквозными жанрами являются басни, рассказы, повести. Учащимся предлагаются такие творческие задания:

1. Выразительное чтение и драматизация басен.

2. Придумать экспозицию басни.

3. Составление литературной мозаики.

4. Ознакомление с различными видами пересказов.

5. Составление характеристики главных героев с опорой на вы­борочное чтение.

6. Составление собственных сатиро-юмористических рассказов.

7. Разгадывание кроссвордов по приключенческим повестям («Приключения Тома Сойера» М. Твена).

8. Составление сравнительной характеристики главных героев (по произведениям В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван»).

9. Практическое ознакомление с литературными понятиями: эпитет, олицетворение, метафора, гротеск.

 

 


Приложение 6.

Методика чтения и анализа произведений различных жанров

Жанр Его особенности Цель анализа Трудности детей, недостатки в практике учителей Методические приемы
Стихот- ворение   - в центре изображение внутреннего мира человека; - ритм, рифма, повышенная эмоциональность; Проникновение в чувства автора, выяснение того, чем они вызваны и с помощью каких изобразительных средств показаны; - на уроке обсуждается не стихотворение, а природное явление; - детям не показываются приемы определения авторского настроения; их словарь не обогащается эмоционально-экспрессивной и оценочной лексикой; - отсутствие чувства меры Музыкальное, словесное, графическое иллюстрирование; экскурсия в природу ("живая наглядность"), рассматривание произведений живописи; чтение на фоне музыки. Перечитывание по "картинам" + словарно-семантическая работа, нацеленная на раскрытие роли слова в создании поэтического образа природы. Словарь и картина настроений; цветопись, анализ эмоционально-экспрессивной лексики с целью проникновения в эмоциональную тональность пейзажа. Составление партитуры текста, прием разночтения. Чтение наизусть. Исполнительский анализ.
 
 
 
   
     
     
     
       
       
       
       
Басня - вид эпической поэзии; - наличие морали и иносказания (аллегории), - лаконизм и выразительность; Раскрытие морали и смысла аллегории - непонимание детьми иносказательного смысла басни; - высокая степень обобщенности, заключенная в морали, затрудняет ее осознание детьми; - отсутствие аналогий из жизни Вступительные беседы о повадках животных, действующих в басне. Деление на части, анализ композиции. Характеристика героев, их поступков, мотивов, выяснение отношения автора к героям, обоснование выбора героев. Анализ нравоучительной части басни. Приведение аналогий из жизни. Словесное и графическое иллюстрирование, рассматривание иллюстраций художников. Чтение по ролям, инсценирование. Сравнение басен и сказок о животных. Сравнение разных басен (в т.ч. на один сюжет).
 
   
   
   
     
       
       
Сказка - наличие вымысла; - композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка); - особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире; - принцип антитезы Погружение детей в особый "сказочный мир" (вымысел, сказочные персонажи, особое пространство, специфический язык); понимание нравственного и социального смысла сказки" - работа с текстом происходит однопланово, в результате чего дети усваивают лишь фабулу; - не обращается внимание на композиционное своеобразие сказки; - непонимание роли волшебных предметов и существ в развитии сюжета, их функции добра и зла по отношению к персонажам. Словесное, графическое иллюстрирование, работа с подвижными иллюстрациями. Сравнительный анализ параллельных эпизодов. Составление элементарных оценочных характеристик героев (с использованием противопоставления). Игра в "особые" слова ("ржаное поле - чистое поле"), сказочные определения ("лебедь белая"), сказочные формулы ("Баба Яга.") "Перевирание" сказки, "са­лат" из сказок, придумывание продолжения к сказке, придумывание сказки с опорой на слова, сказка "наизнанку", сочинение истории с заданными предметами, ничем не связанными между собой. Вычленение сказочных примет.
 
 
 
               

Приложение 7.

Методика изучения произведений в их родовой специфике

Особенности рода Методика изучения, технологические приёмы
Эпос — авторский рассказ о событиях
Сюжет — последовательность событий Путь анализа вслед за автором, по сюжету. Составление сюжетного плана, рисование сюжетной цепочки
Эпизод— звено в цепи сюжета Отбор эпизодов в соответствии с педагогической концепцией текста. Выяснение логической связи эпизодов, значение финальных эпизодов.
Герой— движущая сила событий Составление ключевой структурной схемы, система образов про­изведения. Выяснение мотивов, причин, последствий поступков героев, их оценка. Анализ взаимоотношений героев.
Идея— главная мысль автора Работа над названием, дописывание сюжета. Определение способов выражения авторского сознания (лексических, сюжетных и др.)
Лирика — изображение чувств
Картина — изображение жизни Рисунок как способ выражения внутреннего читательского видения, его адекватность авторскому образу. Составление «картинного» плана, ассоциативных рядов, системы образов.
Чувство, настроение — «...Главное не сама картина, а чувство, которое она вызывает» (М. А. Рыбникова) Определение лирического сюжета, борьбы мотивов, развития чувства. Составление «партитуры чувств». Выразительное чтение.
Слово — носитель эмоционально-образной информации Работа с «ключевыми», рисующими образ словами. Медленное чтение.
Стиль— совокупность способов изображения Сопоставительный анализ как способ выявления стиля автора. Воссоздание целого по структурным единицам.
Драма — «подражание действию действием, а не рассказом»
Конфликт— основа драмы Анализ и оценка позиций конф­ликтующих сторон. Чтение по ролям
Герой — действующее лицо Анализ поступков героя, его речи
Подтекст — внутреннее содержание Анализ деталей, повторов, пауз. Анализ ремарок, выяснение внутреннего смысла действий. Катарсис трагедии
Авторская позиция Определение авторской позиции при «отсутствии» автора в драме. Анализ афиши, ремарок, «немых сцен»
     

 


Приложение 8.

Схема проведения словарной работы в процессе анализа произведения

Место словарной работы на уроке - до чтения (первичная словарная работа), - после чтения (вторичная словарная работа).
Цели словарной работы - облегчить понимание текста, - расширить словарь ребёнка, - повысить культуру речи.
Порядок работы над словом - прочитать слово про себя, - прочитать слово вслух (в 1-ом классе хором), - объяснить значение слова (вместе с детьми), - обратить внимание на написание слова (орфографическая зоркость).
Приёмы объяснения слов - наглядная демонстрация предмета, - рассматривание предмета на рисунке или картине, - подбор синонимов, антонимов, - деление слова на части (выделение корня), - определение предмета по отличительным признакам, - использование фактов из жизни, - объяснение слова в контексте, - замена слова описательным оборотом, - рассказ учителя о предмете или явлении, - экскурсия с целью наблюдения явления, - подведение частного понятия под общее или расчленение общего понятия под частное, - по словарю, - по сноске (чтение подстрочника)

Рудкова Светлана Геннадьевна




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.