КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Митина Галина Валентиновна 2 страница
- Утро начинается с того, что звезды уходят, они задремли. - Вслушайтесь в звучание первых строк стихотворения: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. - С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках и почему? - Звук [з] повторяется. Когда его произносишь, язык дрожит. Первые строчки получаются такие дрожащие, робкие. - Да, с восходом солнца в мир приходит движение, оно еще только зарождается, и это первое, робкое движение передается в стихотворении с помощью звукописи. Перечитайте следующие две строчки. Есть ли в них звук [з]? Почему? - В слове «брезжит» еще есть этот звук, а потом он пропадает. Наверное, потому, что уже другая картина описывается. Уже солнце всходит, и движение как бы разрастается. - Я немного изменю третью строчку: «Льется свет на заводи речные». Что при этом изменилось? - «Льется свет» — так можно сказать, когда солнце уже совсем встало, а сейчас свет только пробивается, он именно «брезжит». - Как передать в чтении зарождающееся движение, постепенное пробуждение природы? Каким должен быть темп чтения, тембр голоса, громкость? - Я думаю, надо читать тихо, постепенно повышая голос, темп должен меняться: сначала совсем медленно, потом чуть побыстрее. Голос должен быть нежный и в то же время торжественный. - Прочитайте выразительно первую строфу. - Проанализируйте выразительность чтения. Удалось ли передать пробуждение природы. Какую строчку вы прочитали бы иначе? Итак, сравним два фрагмента урока. В первом из них анализ стихотворения отсутствует. Вопросы, поставленные учителем, предполагают воспроизведение текста, но не помогают детям воспроизвести в воображении картину, созданную поэтом. В результате такой работы дети пересказывают прекрасный поэтический текст убогой прозой, разрушая художественный образ. Выразительное чтение на уроке не подготовлено, задания не помогли юным читателям проникнуть в эмоциональную атмосферу стихотворения, увидеть движение чувств. Все эти методические просчеты связаны с нарушением рассматриваемого принципа анализа, с отрывом формы от содержания, точнее — с игнорированием формы. На уроке обсуждается не столько стихотворение Есенина, сколько природное явление — восход солнца. Поэтический текст становится иллюстрацией к явлению природы. Второй фрагмент урока построен иначе. Учитель побуждает детей задуматься над тем, почему поэт выбрал то или иное слово, какова роль звукописи в тексте, тем самым, пробуждая мысль, чувство, воображение. Таким образом, поэтический текст не пересказывается, а анализируется. Как видно из приведенного примера, решающее значение для успешности анализа имеет формулировка вопроса. Приложение 2. Словарь настроений
Приложение 3. Словарь характеристик персонажа
Приложение 4. Виды работы с текстом ( Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работы над текстом на уроке чтения // Начальная школа – 1990. - № 3, с. 67 ) 1. Чтение всего текста по заданию учителя. 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после чтения пересказывание. 5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу. 7. Чтение цепочкой по предложению. 8. Чтение цепочкой по абзацу. 9. Чтение вполголоса. 10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 11. Чтение, ответы на вопросы. 12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. 14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.) 15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее чтение, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше.) 16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. 18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 21. Подборка звукового оформления отрывка. 22. Беседа с сопровождением выборочного текста. 23. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов. 24. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником. 25. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось. 26. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 27. Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему? 28. Чтение по ролям. 29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 30. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (пантомима). 31. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное). 32. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д. 33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д. 34. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса). 35. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 37. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 38. Чтение стихотворения, составление партитуры текста. 39. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 40. Составление плана из рисунков.
Приложение 5.
Роль творческих заданий в системе предметного обучения литературному чтению в начальной школе (из журнала «Завуч начальной школы» № 4, 2003 г.) Алиева Э.С., Усанова Е.А., учителя начальных классов прогимназии №1723, г. Москва Учебная программа литературного чтения строится на основе ряда принципов. Одним из ведущих является принцип жанрового своеобразия. Основные задачи творческих заданий в системе предметного обучения литературному чтению детей младшего школьного возраста: 1. Эстетическое развитие учащихся. 2. Развитие творческого воображения учащихся. 3. Развитие связной, красивой, лаконичной устной речи, обогащение активного словарного запаса учащихся. 4. Выявление понимания произведения, знания его содержания. 5. Овладение речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира героя. 6. Развитие артистизма младших школьников. 7. Творчество как средство понимания авторской позиции, задач и замыслов, раскрывающее перед учениками богатство человеческих отношений. Урок литературного чтения определен принципом жанрового своеобразия. В первом классе, где сквозным жанром является жанр сказки, на уроках литературного чтения широкое применение находят следующие формы работы с учащимися. На уроках по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества применяются такие творческие задания, как: 1. Придумать продолжение потешки, считалки, заклички, приговорки, скороговорки. 2. Сочинить считалку, частушку. 3. Подобрать загадки к картинкам, нарисовать отгадку к загадке, подобрать загадку к произведению (литературная сказка В.И. Даля «Старик-годовик»). 4. Подобрать пословицы и поговорки по различным "темам: о трудолюбии, о честности и т.д. На уроках чтения сказок разных народов мира предлагаются такие творческие задания: 1. Составить рисуночный диафильм (например, немецкая народная сказка «Бременские уличные музыканты», русская народная сказка «Зимовье зверей»). 2. Устно придумать сказку о животных по иллюстрации, предложенной учителем. 3. Дать толкование слову. Работа с толковым словарем по расширению активного словарного запаса учащихся (например, в немецкой народной сказке «Бременские уличные музыканты» объяснить значение слов). 4. Составить устное (графическое) описание героя. 5. Найти крылатое выражение в сказке. 6. Драматизация отрывков из сказок. По окончании чтения литературных сказок учащимся предлагаются творческие задания: 1. Разгадать кроссворд к произведению (по сказкам А. С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, В. Гауфа и др.). 2. Придумать счастливую концовку (к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»). 3. Просмотр диафильмов, кинофильмов, экскурсия в музей по теме урока. На уроках поэзии учащиеся изучают произведения разных поэтов. Дети получают представления об изобразительных и выразительных возможностях художественного слова (метафора, стихотворение, звукоподражание, ритмичность, мелодичность и музыкальность). На уроках поэзии применяются творческие задания следующего типа: 1. Драматизация стихотворения (например, С. Черный «Песня мухи»). 2. Нарисовать рисунок к поэтическому произведению. Во втором классе основным жанром являются мифы, легенды, предания. Творческими заданиями могут быть: 1. Дополнить деталями изваяния богов (во всех мифологических системах). 2. Отгадывание тематических кроссвордов. 3. Исправления «текстовых ошибок» в мифах. 4. Мифологические викторины и творческие зачеты (представления божества: элементы костюма, рассказ о нем). 5. Работа над эпическим языком былины. 6. Работа с географической картой (былина «Садко в подводном царстве»). 7. Разгадывание ребусов и шарад (по всем мифологическим системам, самостоятельное составление шарады). 8. Работа с аудио - и видеоучебным материалом (просмотр видеофильмов об истории развития древнеегипетской цивилизации). В третьем классе сквозными жанрами являются басни, рассказы, повести. Учащимся предлагаются такие творческие задания: 1. Выразительное чтение и драматизация басен. 2. Придумать экспозицию басни. 3. Составление литературной мозаики. 4. Ознакомление с различными видами пересказов. 5. Составление характеристики главных героев с опорой на выборочное чтение. 6. Составление собственных сатиро-юмористических рассказов. 7. Разгадывание кроссвордов по приключенческим повестям («Приключения Тома Сойера» М. Твена). 8. Составление сравнительной характеристики главных героев (по произведениям В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван»). 9. Практическое ознакомление с литературными понятиями: эпитет, олицетворение, метафора, гротеск.
Приложение 6. Методика чтения и анализа произведений различных жанров
Приложение 7. Методика изучения произведений в их родовой специфике
Приложение 8. Схема проведения словарной работы в процессе анализа произведения
Рудкова Светлана Геннадьевна
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |