Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 17




Цель, задачи и содержание данного учебного предмета.

Уроки внеклассного чтения должны помочь учащимся выработать умение ориентироваться в мире детских книг. Чтение – это вид деятельности (вспомните психологическую структуру деятельности). Мотивационный компонент является исходным при самостоятельном чтении, а ведущим мотивом – целью читательской самостоятельности учащихся является познавательный интерес. Большая роль в стимулировании интереса принадлежит урокам внеклассного чтения, особенно построенного на материале научно-популярных книг.

Внеклассное чтение – это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка. При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения русскому языку необходимо помнить, что если основная цель уроков обучения грамоте – научить детей читать, а уроков классного чтения – усовершенствовать технику чтения и выработать навыки работы с текстом, то цель уроков внеклассного чтения – сформировать основы читательской самостоятельности младших школьников, то есть привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание.

Цель – сформировать:

· самостоятельную читательскую деятельность;

· интерес к детским книгам как к источнику знаний;

· желание и привычку читать книги.

Достижение цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач:

1. Систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами.

2. Учить ориентироваться в книге и среди книг.

3. Учить предугадывать примерное содержание книги до чтения.

4. Учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение).

5. Учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами.

6. Учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным.

7. Использовать детскую литературу для воспитания ребёнка.

Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом – в кругу детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, - в доступном кругу детских книг без ограничения. Данное содержание может быть представлено схемой.

В мир книг через книгу.

Одна книга Группа из 4-5 книг Мир книги, ограниченный объёмом произведения Мир книг, ограниченный личными предпочтениями

 

В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Читательская самостоятельность это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя, во-первых - мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, во-вторых – знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Говоря о читательской самостоятельности, не возможно упустить такое ее проявление как читательский кругозор. Учитель должен заботиться о том, что бы дети знали книгу, узнавали среди других, а также в другом издании. Знание книги – это способность по памяти воспроизвести какую-то конкретную книгу или определённую часть доступного читателю круга чтения. Читательский кругозор – это системное, качественное освоение читателем доступного круга чтения. Кругозор отличают следующие качества:

· Широта – это количество книг, которое может освоить каждый ребёнок за этап обучения (об их качественном разнообразии заботится учитель)

· Глубина – это вопросы, на которые он приучается отвечать (сначала с помощью учителя, а затем и сам) прочитав или прослушав произведение после того, как рассмотрел книгу.

· Упорядоченность – это способность по памяти без напряжения установить конкретные соответствия по связям: автор – книга, автор – книги, книга-автор, автор-жанр или жанры.

На уроках внеклассного чтения необходимо развивать интерес. Интерес – это потребность, а, следовательно, умение действовать. Читательские интересы – это желание действовать с объектом – книгой, которая вызывает положительные эмоции. Сформировать читательские интересы – это развитие личностных свойств детей, которые существенно повлияют на всю его последующую жизнь и поэтому лучше всего помочь ребёнку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как личность в процессе читательского становления.(свои слабые и сильные стороны, запросы, предпочтения).

От интереса к книге – объекту – к читательским интересам.

Книга - автор Автор - книги Тема - мой круг вопросов - типы книг предпочтительно для меня - объёма, стиля, образно-эмоциональной специфики изложения материала

3. Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой.

Чтобы осознанно включиться в процесс познания и переживаний читателю необходимо:

· уметь предварительно знакомиться с книгами, среди которых предстоит сделать выбор;

· в процессе чтения и после прочтения всё время перепроверять правильность своего восприятия.

Помочь ребенку осознанно выбирать книгу, приучить воспринимать и воссоздавать содержание прочитанного поможет метод чтения-рассматривания. Метод чтения-рассматривания – это наглядно-исследовательский способ организации читательской деятельности, открывающий перед учащимися кратчайший путь в содержание каждой конкретной книги через отражение и осознание диалектического единства текста и внетекстовой информации, в котором закодированы мысли и чувства автора литературного произведения, а через книгу – в мир человеческих чувств и мыслей – в мир книг.

Значимость метода состоит в том, что он:

1. выделяет материальные средства достижения цели, т.е. объекты, овладев которыми можно двигаться вперёд, обретая навыки читательской самостоятельности. Объекты – это книги из доступного круга чтения – детские книги.

2. прокладывает путь к цели: от читателя к книге, от книги (содержания) в мир книг;

3. гарантирует учащимся индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объём освоения объектов, своё предпочтение при отборе автора книг – своих собеседников);

4. обеспечивает учащимся в процессе формирования самостоятельной читательской деятельности учет специфических потребностей и потенциальных возможностей каждого.

Рассматривание книги – дело нелёгкое и достаточно длительное, но очень нужное. Это та обратная связь, без которой у учителя нет и не может быть уверенности в том, что чтение развивает ум и чувства детей: задаёт им «банк образов»

Благоприятные условия обучения этому методу создаются в первом полугодии 1 класса, когда дети ещё не овладели основами техники чтения. Метод активизирует словарный запас и представления, возбуждает воображение, задаёт необходимую направленность и сосредоточенность мысли. В результате рассматривания ребёнок самостоятельно выделяет ведущие внешние показатели содержания любой книги, соотносит их взаимно и делает общий вывод о тематике и характере помещённых в книге произведений. В результате чтения происходит уточнение и перепроверка собственного вывода.

Использование чтения-рассматривания позволяет:

· научить узнавать, познакомить не менее чем с 50 книгами в год;

· добиться запоминания содержания прочитанных книг;

· научить выбирать книгу.

Метод является основным, но не единственным. На уроках внеклассного чтения. Используются: чтение вслух; размышления о прочитанном, беседы, рассказы, пересказы, метод литературного слушания. Помогут сделать интересными уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг.

 

Литература

1. Кубасова О.В. Упражнения по ориентировке в книгах на уроках внеклассного чтения// Начальная школа. – 1987. - № 10.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с. 171-185.

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997, с. 340-372.

4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М.: Изд-во” Ин-т практической психологии”, Воронеж: НПО “ Модэк”- 1996. - 190с.

5. Светловская Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи // Начальная школа – 1983. - №11.

6. Светловская Н.Н. Еще раз о любви к книге, к чтению, к профессии учителя // Начальная школа - 1989. - №7.

7. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя.-2-е изд., перераб, - М., 1991. - 207с. / Б-ка учителя нач. классов/.

8. Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся-читателей // Начальная школа - 1983. - №8.

9. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Сформулируйте главную цель занятий внеклассным чтением.

2. Решение каких задач обуславливает достижение главной цели внеклассного чтения?

3. В чем отличие уроков внеклассного чтения от уроков классного чтения и обучения грамоте?

4. Перечислите элементы книги. Назовите элементы книги и внетекстовую информацию, с которыми знакомятся младшие школьники на каждом из этапов обучения.

5. В чем особенности детской книги?

6. Какие виды детских книг адресованы только детям?

7. Что можно сказать о книге еще до ее прочтения (не зная содержания текста)?

8. Каково назначение метода чтения-рассматривания?

9. Каковы методические требования к рассматриванию книги?

10. Используя одну из детских книг, воспроизведите процесс ее коллективного рассматривания с учащимися 1 класса.

11. Подберите книги в типовом и усложненном оформлении.

12. Выполните анализ детской книги по схеме: а) Как называется книга; б) О чем она (предположительно)? Кому предназначена? В) Что вы можете сказать об авторе этой книги? О художнике? Г) Целесообразно ли использовать ее в качестве учебного материала на уроке внеклассного чтения? На каком этапе и почему? Д) Какой другой известной вам книгой ее можно заменить, не меняя учебно-воспитательной задачи?

13. Чему учится первоклассник, анализируя книгу по такой памятке? Могут ли, по вашему мнению, ученики 2-3 классов пользоваться памяткой, приведенной ниже?

Правила работы с новой книгой:

Рассматриваем книгу в целом:

– запоминаем название и иллюстрации на обложке, прочитываем другие надписи: название серии, выходные данные;

– изучаем титульный лист, читаем все надписи, обращаемся к аннотации и содержанию (оглавлению);

– определяем, о чем эта книга;

– читаем предисловие;

– решаем, что будем читать в книге и как;

– читаем книгу в целом или по частям и думаем над ней: представляем прочитанное, переживаем его и понимаем. Для этого, читая, задаем себе вопросы, интересуемся значением непонятных слов, выделяем главное в каждой маленькой части текста.

– выполняем задания по книге и произведению: составляем план; пересказываем текст; находим описания иллюстраций;

– подводим итог работы с новой книгой: что мы запомнили, узнали, полюбили?

Как вы думаете, когда используется эта памятка – дома или на уроке? Что дает учителю и ученикам работа с такой памяткой?

14. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.