Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль и самоконтроль знаний учащихся на уроке чтения




Контролю на уроке чтения подвергается как сформированность навыка чтения (в первую очередь), так и формирование читательских умений учащихся.

Используются три формы контроля: внешний (учителя), взаимоконтроль, самоконтроль. Необходимо научить детей переходить от внешнего контроля к самоконтролю.

Комплексная проверка чтения включает выяснение уровня понимания текста (содержания и смысла), правильность чтения (количество и характер ошибок), способ чтения вслух (буквами, слогами, слогами и словами, словами и сочетаниями слов), темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).

При проверке чтения про себя учитывается способ чтения по характеру речедвижений: чтение без внешних речедвижений (условно «глазами»), чтение шепотное – с наличием речедвижений и чтение с участием губ – остаточными речедвижениями. Если ребенок читает шепотом, он не владеет чтением молча. Сформированность чтения про себя можно определить по темпу чтения: при несформированном чтении он равен по скорости чтению вслух.

Схема учета проверки чтения вслух в 1-2 классе

№ п/п Фамилия и имя ученика Способ чтения Темп чтения (количество слов в минуту) Пони- мание Ошибки  
Целыми словами СЛ Словами и слогами СГ-СЛ Слогами СГ По буквам Б Не читает Н/Ч  
До 10 11-15 16-20 21-25 26-30 Свыше 30 П Н/П З (замена) И (искажение) П (перестановка) Б/О (без ошибок)  
                                       

В 3-4 классе таблица изменяется: расшифровывается рубрика «Понимание»: фактическое (ф) и смысловое (с) – и «Выразительность»

Схема учета проверки чтения вслух в 3-4 классе

№ п/п Понимание Выразительность Способ чтения Темп чтения
содержание смысл Полная Недостаточная Невыразительно «глазами» шепчет шевел. губ. 70 - 80 80 - 100 100 - 120 121 - 140 141 - 160 161 - 180 181 – 200 201 - 220 250 - 300
                                 
                                   

Проверка техники чтения проводится ежемесячно (на усмотрение учителя), в конце каждой четверти – обязательно. Проверка осуществляется индивидуально. Учащимся предлагается незнакомый текст, который каждый ученик читает в течение 1-2 минут. По ходу чтения учитель в таблице фиксирует результаты.

Текущая проверка чтения вслух или про себя осуществляется в классе во время урока при чтении нового произведения.

Чтение вслух проверяется во время чтения по цепочке; учитель в своем учебнике фиксирует результаты. Для проверки чтения про себя учитель предлагает учащимся по команде начать чтение, не отвлекаясь. По следующей команде чтение заканчивается. Учащиеся ставят точку карандашом и говорят учителю, где остановились. Учитель по своему учебнику фиксирует количество слов.

Особое внимание следует уделить проверке понимания прочитанного. Для этого могут быть использованы пять типов заданий (М.И. Оморокова):

1 тип. Короткие (1-3-х фразные тексты заканчиваются вопросами: «Почему?» («Зачем?». Данные для ответа на этот вопрос в тексте непосредственно не содержатся. Чтобы дать правильный ответ, ребенок должен логически осмыслить текстовую информацию, представить себе ситуацию, привлечь свой предшествующий жизненный или учебный опыт.

Например: Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на дерево. Собака остановилась. Почему?

2 тип. В коротком тексте пропущено одно слово, значение которого становится ясным из контекста. Читающему предлагается выбрать пропущенное слово из двух. Выбор предлагается сначала альтернативный, а затем сопоставительно-вероятностный.

Например: Чем я буду есть суп? Дай мне … (вилку, ложку)

Почить картошку! Я буду … (есть, варить)

3 тип. После каждого короткого рассказа дано проверочное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо противоречит ему. Ученики должны, прочитав текст, определить его соответствие содержанию рассказа (да – нет).

Например: Была буря. Она повалила дерево. Дерево лежит на земле. Детям его жалко. Ведь они его посадили. Дерево было старым.

4 тип. После каждого рассказа (10-12 фраз) дается 3-5 проверочных предложений, которые отчасти согласуются со смыслом рассказа, отчасти противоречат ему, либо необходимо выбрать вариант из 2-3 ответов на обобщающий вопрос.

5 тип. К текстам объемом до ½ страницы предлагается: а) выбор главного из двух предлагаемых вариантов; б) выбор главного из предлагаемых трех возможных уровней обобщения; в) самостоятельное определение и формулирование основной мысли рассказа и ее аргументация.

В 3-4 классе объем, содержание текстов и проверочных заданий увеличивается, а характер их усложняется.

Для формирования самоконтроля на уроках чтения можно использовать работу с планом:

а) перед прочтением текста учитель предлагает эталонный план, в котором пропущены формулировки 2-3 пунктов, но место и номер их обозначены. Дети, читая (слушая) текст, отмечают, к каким частям пропущены названия и формулируют их. Далее учитель дает полный план с указанием границ пропущенных частей.

б) учащиеся читают текст молча. Затем учитель дает эталонный план содержания. После этого учитель читает вслух текст, а дети слушают его с закрытыми книгами. Читая, учитель пропускает в разных местах части текста, соответствующие 2-3 пунктам. Учащиеся должны уловить пропущенные части.

в) учащиеся самостоятельно составляют план и сравнивают его с предложенным эталоном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.