Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология уроков чтения




Задачи современного урока чтения.

Уроки чтения в современной школе

Лекция 13

План:

1. Задачи современного урока чтения.

2. Типология уроков чтения.

3. Самостоятельная работа учащихся на уроке чтения.

4. Контроль и самоконтроль знаний учащихся на уроке чтения.

5. Использование наглядности на уроке чтения.

6. Требования к уроку чтения.

7. Подготовка учителя к уроку чтения.

 

Цель лекции – раскрыть методические основы организации деятельности учащихся и учителя на уроке чтения.

 

· Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

· Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», то есть умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.

· Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.

· Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

· Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знания.

· Развитие речи, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

 

Уроки чтения могут различаться по нескольким параметрам:

· по учебной задаче (знакомство, анализ, обобщающий урок, комбинированный, урок литературы);

· по ведущей деятельности учащихся (слушания, чтения и коллективного анализа произведения, урок творчества);

· по типу учебного материала (чтение небольшого или крупнообъемного произведения, урок работы с детской книгой).

Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведения – комбинированный урок, включающий в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Работа над крупнообъемным произведением может быть построена по двум вариантам:

1 вариант – произведение делится на 2-3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке;

2 вариант – проводится 2-3 урока:

первый – знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй – анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Структура урока слушания (в программе Л.А. Ефросининой):

1. Чтение вслух произведения учителем.

2. Беседа о прочитанном.

3. Свободные высказывания детей.

4. Размышления о прочитанном.

5. Совместные переживания и выводы.

(см. подробнее в книге Л.А. Ефросининой «Беседы с учителем»)

Урок литературы (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, программа О.В. Джежелей): ведется работа с целостным литературным произведением, внимание акцентируется на его структуре; дети осваивают приемы работы, позволяющие проникнуть в художественный мир произведения через его форму. На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих понятий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения.

Урок работы с детской книгой – см. в разделе «Методика внеклассного чтения».

Урок творчества – постановка творческой задачи, непосредственная творческая деятельность детей (драматизация, экранизация, работа в позиции «автора», конкурс чтецов, выставка поделок и т.п.), коллективное обсуждение ее результатов, отбор удачных детских произведений для журнала, стенной газеты, сборника, выступления в других классах.

Обобщающий урок.

Проводится в конце изучения раздела, серии произведений одного автора. Главные идеи – 1) обобщить читательские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме; 2)систематизировать впечатления и знания, полученные в цикле уроков по определенной теме.

Роль учителя – предстать перед детьми квалифицированным читателем и расширить читательский кругозор ребенка, предъявив ему по теме или новое произведение знакомого автора, или нового автора, пишущего на эту тему, или новый жанр, раскрывающий эту тему, или познакомить с новым аспектом темы.

Обобщающий урок не должен превращаться в опрос или упражнения в повторном чтении.

Виды работы на обобщающем уроке:

Обобщающая беседа, вопросы которой делятся на 5 групп:

· вопросы, выясняющие восприятие;

· вопросы, выясняющие представления о фактах, событиях;

· вопросы, выясняющие различные связи;

· вопросы, выясняющие оценку прочитанного;

· вопросы, направленные на установление ассоциаций.

Сообщения учащихся (дополнительный материал по разделу, об авторе, результаты наблюдений).

Сообщение учителя (представление нового произведения знакомого автора, или нового автора, пишущего на эту тему, или нового жанра, раскрывающего эту тему, или знакомство с новым аспектом темы).

Лабораторные работы (нахождение в книге, тетрадях, читательских дневниках материала по теме (фрагменты, загадки, пословицы, картинки); составление ответов из деформированных предложений; восстановление плана, сюжета, описания героя; сопоставительный анализ произведений, сходных по тематике, изобразительным средствам, идее; нахождение и анализ изобразительных средств и т.п.).

Выборочное чтение по книге или чтение наизусть понравившихся отрывков, произведений.

Пересказы.

Слушание грамзаписи.

Драматизация, экранизация.

Викторина.

Работа с выставкой книг, рисунков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 6012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.