Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над драматическими произведениями




Читайте также:
  1. I. Вспомогательные работы.
  2. I. Режимы работы с документом
  3. II. Основные показатели работы таможенных органов по линии административного производства.
  4. III . Изучите алгоритмы практической работы.
  5. IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  6. V Инструкция по выполнению контрольной работы
  7. V. Наименование лабораторной работы
  8. V. Наименование лабораторной работы
  9. V. Требования безопасности по окончании работы
  10. Vii МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
  11. VII. Подведение итогов самостоятельной работы
  12. VII. Подведение итогов самостоятельной работы

Методика работы над лирическими произведениями.

В лирическом стихотворении главное – чувства, переживания, внутренний мир героя, которые могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, философскими рассуждениями о сущности жизни, значении мира и т.п.

В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная лирика, встречается социальная лирика – стихотворения о Родине.

Для полноценного восприятия младшими школьниками лирических произведений необходим ряд условий:

· наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких им;

· эмоциональный настрой, который можно создать средствами музыки, живописи;

· выразительное чтение произведения учителем (грамзапись);

· наличие в лексике учащихся слов, обозначающих чувства и оттенки чувств, состояние, настроение;

· сформированность у учащихся творческого воображения.

Особенности методики работы:

· с целью формирования у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких им и развития творческого воображения, необходимо на экскурсиях учить детей видеть необычное в обычном;

· знакомство с жизнедеятельностью поэта должно быть организовано таким образом, чтобы учащимся стала понятна грусть или радость автора, тревога, сомнения и другие чувства, описанные в стихотворении. Например, перед чтением стихотворения А.Пушкина «Зимняя дорога» можно рассказать о ссылке поэта в Михайловское, о тяжести разлуки с близкими, о передвижении на лошадях.

· эмоциональный настрой не должен падать на протяжении всего урока;

· основной вид работы над текстом лирического стихотворения - словесное рисование, в процессе которого необходимо идти от общей картины к каждому слову стихотворения;

· завершающий вид работы над лирическим стихотворением – обучение выразительному чтению с составлением партитуры текста (графическое обозначение элементов интонации);

· необходимо учить младших школьников правильному заучиванию стихотворений: после составления партитуры текста стихотворение заучивается по логически законченным частям. Заучиванию способствует словесное описание в воображении заучиваемой картины. Каждая заучиваемая часть проговаривается сначала про себя, затем вслух не менее трех раз с постепенным прибавлением следующей заучиваемой части.

 

В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков). Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, то есть речь (разговор) становится движущим механизмом действия. Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость сочетания речи с пантомимой, разыгрывания действия в мизансценах, соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением. Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений. В «Родной речи» отрывок из сказки С.Я. Маршака «Терем-теремок» и отрывок из сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». В книгах 3.И. Романовской «Живое слово» драматических произ­ведений нет вообще. В книгах для чтения Р.Н. и Е.В. Бунеевых то­же только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С. Козлова «Снежный цветок» (IV класс). Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в про­странстве относительно друг друга и относительно деталей ин­терьера. Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотре­ния иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует об­судить позы героев и предположительное содержание изображен­ных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Естественно, что ос­новными методическими приемами работы с драматическим про­изведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Од­нако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьни­кам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют. Например, при разборе сказки «Терем-теремок» предлагаем детям назвать персонажей сказки и вместе с ними устанавливаем, что наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечи­тывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:



Анализ драматического произведения должен строиться, с од­ной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, уста­новить причинно-следственные связи событий, дать характери­стику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы мо­жет включать в себя и компоненты анализа лирического произве­дения: работу над тропами, над живописным образом и т.п.

Например, при чтении сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенад­цать месяцев» можно опираться на жизненный личный опыт де­тей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Пред­ложим учащимся описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затем прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:

В структуре драматического произведения есть такие элемен­ты, которые требуют особого внимания и особых приемов рабо­ты: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в ри­сунке и цвете.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, чтопредписано сделать герою и почему.

Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. Как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая конкретные методические приемы для работы над текстом на уроке, учитель должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сформированности их читательских умений и навыков.

Литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с. 77-194.

2. Лазарева В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. -3-е изд., дополн. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Изд-ий дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 96 с.

3. Первова Г.М. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей // Начальная школа. – 1991. - № 7, с. 6-13.

4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

5. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений М.: Изд-во” Ин-т практической психологии”, Воронеж: НПО “ Модэк 1996.-190с.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебники по чтению разных авторов. Проследите, как меняется от класса к классу учебный материал с точки зрения объема текстов, их принадлежность к разным стилям и жанрам. На основании наблюдений сделайте методические выводы.

2. Сопоставьте учебники по чтению для I класса разных авторов:

- Какие разделы включены в книги для чтения?

- Какие темы отражены в книгах?

- Произведения каких жанров предлагается читать детям в I классе?

- Произведения каких эпох отобрали авторы хрестоматий в качестве учебного материала для I класса?

- Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его структурированию.

3. Проанализируйте несколько хрестоматий по чтению для начальных классов разных авторов с точки зрения включения в них драматических произведений. Какие драматические произведения отобраны авторами для чтения в начальной школе? Целесообраз­но ли расширять круг чтения драматических произведений уча­щимся начальных классов?

4. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.





Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3458; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.