КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над правильностью и беглостью чтения
Правильность чтения – чтение без ошибок, влияющих на смысл читаемого. В методике выделяют несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению: 1. Искажение звукобуквенного состава: · пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; · перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); · вставка произвольных элементов в единицы чтения; · замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия и неразвитость артикуляционного аппарата, а также «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое. 2. Наличие повторов: повторение единиц чтения (букв, слогов, слов, предложений). Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, но их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, ранее пресечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения. 3. Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок этого типа выделяют несколько групп: · ошибки собственно орфоэпические (самая распространенная – неправильное ударение). Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются; · ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения»; · интонационные ошибки (неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы). Такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата. Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Обобщение: к ошибочному чтению ведут такие факторы, как: · несовершенство зрительного восприятия; · неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; · нехватка дыхания; · незнание орфоэпических норм; · незнание лексического значения слов; · «догадка», вызванная субъективным типом чтения. Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей. Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими пометами по׀ д׀ с не ж ни к или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами: поТруДИлиСЬ Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф. Климановой. Некоторые из них: 1) пары слов отличаются одной буквой: козы-косы, ветер-вечер, трава-травы, вбежал-взбежал; 2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух-глух-слух; вьют-вьюн-вьюга; 3) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть-ест, угол-уголь, галка-галька, полка-полька; 4) чтение цепочек родственных слов: труд – трудился - трудящийся; бег – бегать - бегство. Для тренировки артикуляционного аппарата модно привлекать скороговорки и чистоговорки. Последовательность работы: очень медленный темп – разговорный – скороговорочный. В тренировке дыхания могут помочь такие задания: - на одном выдохе произнести четверостишие; - считать на одном дыхании как можно дольше: 1, 2, 3, 4, 5 … Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток. Они составляются и подбираются учителем с учетом того текста, который предстоит читать на уроке. Найти примеры упражнений можно в книге О.В. Кубасовой или Л.А. Горбушиной «Выразительное чтение». Например: на уроке во 2 классе должен читаться рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со щелевым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель может заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под тополем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно поработать и над дыханием. Упражнения в чтении слов также должны составляться с ориентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть цепочки слов: сторож – сторожил-насторожился; готов-готовил-приготовил; топтать-топтпл-топтался-растоптал. Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правильным произношением: инд у с, х о бот, п о днял, н а спину, о тдал. Помимо предварительной работы важна гибкая система исправления ошибок. Замечаются и фиксируются учителем все ошибки ученика, но прерывает чтеца он лишь в случае искажения, мешающего понять текст (ученик перечитывает слово) или для устранения орфоэпической ошибки (дается образец правильного прочтения). Неправильности, замедляющие чтение, но не исказившие смысла слова, учитель отмечает после чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы: · постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; · составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова; · чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное; · печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске; перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.п. Для предупреждения ошибок используются приемы: · выяснение смысла непонятных слов до значения; · работа над трудными многосложными словами; а) объяснение лексического значения, б) работа над словом: ударение, послоговое прочтение, · обучение правильному произношению; · создание обстановки для внимательного чтения текста; · четкая формулировка заданий и вопросов; · своевременная помощь слабочитающему; · предварительное чтения текста про себя; · методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера: а) ошибки, в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; б) ошибку, искажающую смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; в) ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после прочтения; г) к исправлению ошибок связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики. Беглость чтения (темп чтения) – характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Выделяется пять этапов развития техники чтения: 1. начальный (0-10 слов в мин.) 2. развитие кратковременной памяти (10-50 слов в мин) 3. совершенствование внимания и расширение «поля» чтения (50-80) 4. уверенное чтение адаптированных текстов (80-120) 5. беглое чтение любых текстов (более 120) Оптимальное чтение 120-150 слов в минуту – тот уровень, на котором идёт осознанное чтение (оптимальный ориентир – скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости). Виды упражнений на увеличение темпа чтения: 1. аудирование, прослушивание чтения учителя, 2. чтение за диктором, 3. чтение в паре, 4. пересказ с опорой на текст, 5. многократное чтение, 6. убыстрение темпа чтения, 7. переход на незнакомый текст, 8. чтение с отрывом взгляда от текста, 9. «пятиминутки чтения» на всех уроках, 10. жужжащее чтение, 11. чтение перед сном. Рассмотрим некоторые из упражнений: Чтение за дикторомспособствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паретренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых уч-ся. Пересказ с опорой на текстприучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Чтение с отрывом взгляда от текста – так называемое учительское чтение – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения поля чтения. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке: 1-ый раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов, 2-ой – повторное прочтение без учителя, 3-ий – плавное слитное чтение слов, 4-ый – чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу), 5, 6, 7 – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове, 8, 9, 10 – темп чтения доводится до скороговорки. Для каждого этапа характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице 5. Требование к темпу чтения по годам обучения можно узнать в программе, в нормах оценок. Беглость не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Быстрый темп чтения без понимания содержания не даёт положительных результатов. Таблица 5. Система упражнений на каждом из этапов развития техники чтения
Требования к обучению беглости: · 2/3 урока читать; · почти все учащиеся в течение урока должны читать вслух; · задание должны побуждать к перечитыванию текста; · проверка техники чтения ежемесячно у каждого ученика. Методика проверки техники чтения: а) психологический настрой; б) ребёнок не должен видеть часы; в) содержание текстов, шрифт, диалог.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 5804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |