КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обновления программного чтения
Преобразования, происходящие в стране, находят отражение в социальном заказе, который современное общество выдвигает перед системой образования. Идеи гуманизма, демократизма, ориентации на общечеловеческие ценности коснулись и курса чтения, вызвали необходимость его обновления. На первый план выдвигается требование гармоничного развития личности школьника, нравственное воздействие на детей, усвоение ими моральных ценностей общечеловеческого плана, внедрение в школьную практику идей воспитывающего и развивающего обучения. Литературное чтение призвано научить ученика понимать содержание читаемого, научить читать и мыслить, читать и чувствовать, читать и рассуждать и через это развивать свои духовные способности, лучшие человеческие чувства и качества. В связи с этими изменениями был создан цикл новых учебников по чтению, содержание которых формировалось на основе ряда принципов. 1. Тематический. Составителями учебников предложены наиболее ценные в воспитательном отношении темы детского чтения и в соответствии с ними отобранные произведения сгруппированы в тематические разделы (до этого все учебники были политизированы). Сегодня общество обращается к тематике общечеловеческих ценностей и совершенствования личности ребёнка. Учащимся предлагаются следующие темы: семья, детство, игры, школьная жизнь, мир человеческих отношений. Человек и природа, труд и профессия. Жизнь известных людей, картины родной природы, другие страны, чудеса и волшебство. Народная мудрость…. 2. Историко-географический. Он отражает хронологию развития мировой детской литературы. Долитературный этап представляет произведения народного творчества – сказки. Затем открывается раздел, посвящённый отечественной классике: от А. Пушкина и И. Крылова, до В. Короленко, А. Свирского. Самый объёмный раздел составляют советские писатели: В. Маяковский, А. Блок, Б. Житков. А. Толстой. Избранной прозой представлена зарубежная литература: Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, Д. Дефо, В. Гюго. 3. Монографический. Он предполагает включение в программное чтение нескольких произведений одного и того же автора для более глубокого знакомства с его творчеством. Этот подход помогает ученикам увидеть отличие одного автора от другого. У учащихся начинают проявляться личные литературные пристрастия. Предполагает включение серии новых авторов: С. Чёрный, А. Введенский, И. Токмакова, В. Берестов. 4. Принцип жанрового разнообразия. Детское чтение охватывает всё разнообразие жанров научно-популярной и художественной литературы, народного творчества: очерки, статьи, документальные и художественные рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения, баллады, пьесы, малые фольклорные жанры. 5. Принцип идейно-художественной значимости читаемого для детей. Он означает связь литературы с жизнью детей и развитием личности ребёнка, учёт детских интересов и вкусов при наполнении учебников произведениями и заданиями к ним. Создавая учебники, педагоги в основном ориентируются на нужды общества, ведущая роль отводится текстам и вопросам поучительного характера. 6. Принцип оптимального соотношения произведений, созданных специально для детей и вошедших в круг детского чтения из общей литературы. Этот принцип предполагает зависимость: чем меньше дети, тем больше должно быть произведений из знакомого детского мира как учиться, как дружить, преодолевать страхи, играть, устанавливать контакты. 7. Принцип целостности восприятия художественных произведений. Раньше большинство учебников для чтения обязательно содержали адаптированные, то есть приспособленные к малоподготовленному читателю тексты. Это были сокращения, изменения, переработки литературных первоисточников. В настоящих учебниках сняты все виды адаптации. Например, Доктор «Айболит» - без сокращения. 8. Принцип доступности всех компонентов произведения читателям определённого возраста и навыка. Исследователями установлено, что решающую роль в литературе материала для чтения играют компоненты формы: жанр, композиция, язык – лексика, синтаксис, стилистика текста. Педагоги и критики детской литературы утверждают, что специфика детского восприятия состоит в том, что любое сложное содержание может стать доступным, если обеспечены простота и ясность формы. Не всё, доступное пониманию в данном возрасте, доступно детям в процессе их собственного чтения. При решении вопросов Что? Когда? читать, необходимо учитывать навык чтения ребёнка: по слогам, словами, словосочетаниями. 9. Принцип актуализации проблематики чтения. Он состоит в связи читаемого с действительностью, с историческим и природным календарём. Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов, то есть, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова. В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения; формирование понимания литературы как искусства слова; расширение круга чтения и слушания чтения детских книг; связь чтения со всеми видами речевой деятельности. В самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение. Воспитывающие и развивающие аспекты чтения проявляются: в отборе содержания (круга чтения и знаний, умений и навыков); в понимании общей направленности обучения и реализации его в уроке; отборе приемов и методов, активизирующих деятельность учащихся, формирующих у них мотивы и способы учения, умения работы с материалом. Перечень требований к выпускнику начальной школы свидетельствует о том, что должен быть достигнут определенный уровень читательской подготовки, который дает возможность ученику продолжать обучение в среднем звене школы. Таким образом, литературное чтение в начальной школе – это пропедевтический этап литературного образования. В программах по чтению разных авторов выделяется предэтап литературного образования учащихся. Его наличие объясняется тем, что невозможно давать системное литературное знание ребенку-первокласснику, не умеющему читать и не имеющему читательского опыта. Поэтому наличие пропедевтической работы становится необходимым звеном многих программ.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |