Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Правовые основы предпринимательства




ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ

1. Под имиджем понимают:

а) формирующийся образ делового человека (либо организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих

б) сформировавшийся образ делового человека (либо организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих

в) сформировавшийся образ делового человека (либо организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, которые не влияют на окружающих

 

2. Имидж обладает следующими свойствами:

а) он существует только на уровне отдельного человека

б) должен иметь точный адрес

в) он не способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, как отдельных людей, так и целых групп

 

3. Имидж обладает следующими свойствами:

а) он является чем-то однажды созданным, сформированным, неизменным

б) он должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия

в) он не должен быть пластичным

 

4. Деловая этика это:

а) использование этических методов конкуренции

б) адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека

в) этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации

 

Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России,

Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм — производственного, коммерческую и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существующих границ между субъектами Федерации, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты здоровья людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятие множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства и конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской; деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной правовой основой развития предпринимательства, не говори уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции — о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы — это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и следовательно, в случае, если нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

Формирование правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка — экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики — одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования.

Экономические преобразования в обществе — это прежде всего преобразования его глубинных основ — отношений собственности, выражающих исторически определенную, развивающуюся форму присвоенное средств и продуктов производства. Тем самым во всех фазах воспроизводства вещи пребывают (совершают движение) как объекты чьей-либо собственности, причем собственность охватывает изначально не только материальные, но и социальные процессы и отношения системы воспроизводства индивида и общества в целом.

Закрепляя собственность в качестве основополагающего элемента гражданского общества, Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности, а на этой основе — и формирование класса собственников. Не затрагивая экономических, социологических и криминологических аспектов общественных преобразований, надлежит принять в качестве истины признание каждого гражданина собственником на основе реальной гуманизации отношений собственности как фундамента стабильного, прочного правопорядка. Для нормальной жизнедеятельности общества важным в процессе его преобразований является не только приватизация, но и сохранение основы и меры государственной собственности как достояния всего многонационального народа России. Характерным для государственной собственности является интеграция в лице государства-суверена отношений власти, управления и собственности, хотя за пределами своих суверенных прав государство выступает, как и любой субъект права, равноправным участником гражданского оборота. Надлежит в оценке государственной собственности учитывать возрастание общесоциальных функции государства, что свидетельствует и о поступательной социализации производства и общества в целом.

На современном этапе вместе с развитием конкуренции, утверждением многообразия форм хозяйствования и т. д. осуществляются и преобразования государственной собственности, где главным, основным направлением является демонополизация, разгосударствление и приватизация с тем, чтобы повысить эффективность общественного производства. Приватизация и разгосударствление осуществляются по трем основным направлениям: а) разграничения в структуре государственной собственности Федерации и ее субъектов; б) выделение из состава государственной муниципальной собственности и, наконец, в) превращения монолита государственной в частную, в том числе акционерную собственность.

Нормативно-правовую основу приватизации составляют:

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ, заменивший законы о приватизации 1991-1992 гг.;

— Государственные программы приватизации государственного (муниципального) имущества, определяющие прогноз приватизации в соответствующих отраслях экономию, приоритеты цели и ограничения приватизации, а равно способы, формы и порядок отчуждения имущества.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г: с учетом опыта первых лет более четко определяет цели приватизации, выделив среди них повышение эффективности экономики, обеспечения ее социальной организации, осуществление единой государственной политики приватизации, защиты национальных интересов России. Как и прежде, уделяется большое внимание акционированию, но среди традиционных способов приватизации выделен коммерческий конкурс с инвестиционными (социальными) условиями, при этом предусмотрен переход права собственности лишь после выполнения покупателем взятых обязательств.

Государственная собственность подразделяется, как отмечалось, на федеральную и собственность субъектов Федерации, а соответственно ее субъектами является Российская Федерация и ее субъекты (республики, территориальные и автономные образования). Документом, подтверждающим право собственности этих субъектов на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Непосредственное осуществление права государственной (муниципального собственности самим носителем этого права — Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями имеет место при формировании и расходовании средств казны, при осуществлении приватизации и т. д., но вместе с тем законом закрепляется передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям как способ осуществления права государственной (муниципальной) собственности.

Гражданским законодательством закрепляется разграничение ответственности Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих организаций как самостоятельных субъектов гражданского оборота. Указанные выше публично-правовые (муниципальные) образования не несут ответственность по обязательствам своих хозяйствующих субъектов, за исключением субсидиарной ответственности Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов. Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантии (поручительство) по обязательствам субъектов Федерации, муниципального образования либо юридических лиц, а также в случаях принятия этими субъектами гарантий по обязательствам Российской Федерации.

Институт частной собственности охватывает собственность не только граждан, но и юридических лиц, опосредуя в этом качестве потребности предпринимательства. У хозяйствующих субъектов в результате объединения имущества при их учреждении, а затем и при последующей предпринимательской деятельности складывается право собственности организации на это объединенное имущество как самостоятельного, единого субъекта права собственности. С переходом к рынку сложилось довольно обширное законодательство о собственности обществ, товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйствах и т. д., а в известной мере и их объединений (ассоциаций, союзов) со всей спецификой правового регулирования соответствующих видов юридических лиц. Как и в отношении граждан, в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме того, которое не может принадлежать юридическому лицу. Имущество, которое окажется в собственности юридических лиц, но по закону не может ему принадлежать, подлежит отчуждению согласно ст. 238 ГК РФ.

Структура правовой основы предпринимательства представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка. Что же дает основание отстаивать такой взгляд на правовую основу? Право, законность, правопорядок — главное, своего рода костяк в правовом регулировании общественных отношений. Объединенные в более общее понятие, они связывают в одно целое основные элементы правового регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок). Право, как мы видим, есть необходимая предпосылка, опора, на которой разворачивается и действует механизм законности, формируется правопорядок. Без права не могут возникнуть ни законность, ни правопорядок, оно есть их основа. В указанном смысле в курсе лекций употребляется и словосочетание "нормативно-правовая основа" как базовый, но все-таки всего лишь один из элементов правовой основы. Подытоживая сказанное, можно предложить следующее определение правовой основы: это одна из основ общества и государства, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов российских граждан упорядочивает экономические, социальные, политические и духовные процессы, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития.

Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, каждый из которых имеет свое назначение, структуру и судопроизводство, но вместе они образуют единую федеральную систему судов, призванных осуществлять функции правосудия.

Функционирование системы арбитражных судов в условиях рыночной экономики закреплено Федеральным конституционным законом от 5 -— 12 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», согласно которому арбитражные суды являются федеральными судами и входят в общую судебную систему РФ, а все законодательство — о порядке образования, полномочиях и судопроизводстве в арбитражных судах — согласно Конституции находится в ведении Федерации.

Закрепляя систему арбитражных судов как судов экономических, законодательство в качестве их основных задач определяет защиту нарушенных прав и законных интересов юридических лиц и граждан-предпринимателей, а равно и содействие укреплению законности в сфере предпринимательства, в сфере экономических отношений.

Система арбитражных судов, по Федеральному конституционному закону 1995 г., образует трехзвенную систему судов — Высшего арбитражного суда РФ как высшего экономического суда страны, Федеральных арбитражных судов округов, выступающих в качестве кассационной инстанции по проверке законности решений арбитражных судов республик, краев (областей) и автономий, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях и, наконец, арбитражных судов субъектов Федерации, призванных рассматривать все подведомственные арбитражам дела в первой, а также и в апелляционной инстанциях.

Арбитражному суду подведомственны экономические споры в связи с заключением договоров, если имеется соответствующее соглашение сторон или это предусмотрено законоположениями — изменением или расторжением договоров, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, признанием права собственности, истребованием имущества из чужого незаконного владения либо иным нарушением права собственности. Характерным при этом является обогащение судебно-арбитражной практики новыми категориями дел, вытекающими из приватизации предприятий, банкротства организаций и граждан-предпринимателей, земельных преобразований. К ведению арбитражных судов в сфере управления отнесен широкий крут споров: о признании недействительными актов государственных и иных органов (действий должностных лиц), нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций, граждан-предпринимателей и трудовых коллективов предприятий; об обжаловании отказов либо уклонении от государственной регистрации организаций; при не предоставлен и и либо изъятии земельных участков; о возмещении убытков, причиненных неправомерным осуществлением функций власти; о взыскании государственными органами установленных законом штрафов, а также иные предусмотренные законом споры в сфере управления. Примечателен и сам факт признания этих споров в качестве экономических, затрагивающих интересы предпринимательства.

Законодательством закреплены разнообразные способы судебной защиты: путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков и неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; признания недействительности ненормативных актов органов государственного управления (власти), а также использование иных определенных законом способов защиты. Тем самым для защиты прав и интересов лица вместе с исковой формой предусматривается возможность признания недействительными актов власти (управления) в судебном порядке.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ

1. В чем заключаются основные правовые начала предпринимательства?

2. В чем суть преобразования отношений собственности и их правового закрепление материальной основы предпринимательства?

3. Чем представлены нормативно-правовые основы предпринимательства?

4. Каким образом осуществляется судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательства?

5. Каковы значение, система и статус арбитражных судов в Российской Федерации?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.