Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья Белкина. Обычаи и обыкновения. 24 страница




Государства, которые безусловно признают право почвы – государства Америки. Весь Старый Свет, вся Африка и почти вся Азия если и признают принцип права почвы, то с оговоркой, что не считают его абсолютным принципом при предоставлении гражданства. В Америке же предоставление гражданства по принципу права почвы связывают с тем, что в Америку все когда-то приехали.

 

12 ст. закона о гражданстве предоставляет возможность получения гражданства РФ только при условии, если хотя бы один из родителей гражданин РФ, если у ребенка оба родителя не принадлежат гражданству РФ, а ребенок рождается не на территории РФ, то закон не предусматривает предоставления гражданства. Если у ребенка два родителя с разным гражданством и он рождается за пределами РФ, то в законе есть право родителей заявить желание предоставить ребенку право гражданства РФ.

Доминирование принципа права крови имеет ограничения, связанные с предотвращением ситуации безгражданства.

Касаемо других способов предоставления гражданства РФ, то РФ предусматривает общий и упрощенный порядок предоставления гражданства. Эти 2 способа не совпадают с натурализацией и декларативным вступлением в гражданство. Натурализация охватывает общий порядок и упрощенный. Т.к. в упрощенном порядке речь идет о праве обратиться с заявлением, в этом случае результат не гарантирован, а если применяется упрощенный порядок и сказано, что лица принимаются в гражданство, здесь альтернатив нет, результат гарантирован.

 

 

Прекращение регламентируется менее подробно. Предусматривается в качестве конституционного принципа условия необходимости воли гражданина для прекращения гражданства. В стране не должно быть препятствий для прекращения гражданства по воле гражданина. Предполагается, что эта воля может быть выражена по-разному.

 

Вопрос территориального распределения гражданства в сложных государствах. Существует принципиальных 2 модели: американская и швейцарская. Модели конструирования гражданства в сложных государствах. Американская модель предполагает доминирование юрисдикции федеральных органов, швейцарская – доминирование органов местного уровня. В Швейцарии тройное гражданство – гражданство муниципалитета, следовательно, кантона, и всей конфедерации в целом. Вопрос о предоставлении гражданства решается на муниципальном уровне. В этом есть логика. Муниципалитет должен лучше видеть, что гражданин окончательно сделал выбор в пользу проживания в Швейцарии, именно муниципалитет может сделать вывод относительно его культурной ассимиляции, муниципалитет имеет очевидные преимущества перед общегосударственными органами сласти. В Швейцарии одна из самых сложных процедур приобретения гражданства. В Швейцарии 12 лет нужно прожить в муниципалитете, чтобы ходатайствовать о приобретении гражданства.

В отношении территории, которые не могут считаться субъектами Федерации, но имеют явную связь и могут считаться как автономии, в них вопрос гражданства оказываются не на последнем месте. Возможность предоставить гражданство рассматривается как признак государства, с другой стороны- это возможность самостоятельно строить свою миграционную политику и т.д. Во многих случаях вопросы гражданства оказываются принципиальными. Гражданство часто отображает особый статус той или иной территории. Например, Аландские острова в Финляндии.

Также как гражданство существует на уровне ниже национального, так оно и появляется на уровне выше государства. На наднациональном уровне. Например, Британское содружество. В отношение более близкого и глобального объединения – ЕС. Уже вполне определенно говорится о существовании гражданства ЕС, он по своим чертам отличается от гражданства национального. Предполагается, что ЕС не предоставляет гражданство сам и не устанавливает условия его приобретения, все эти вопросы регулируются на национальном уровне, ЕС предполагает установление общими актами ЕС определенных прав и обязанностей, которые связаны с принадлежностью к гражданству. Предполагается, что некоторые права носят классический характер: возможность голосовать в органах ЕС, обращение в органы ЕС, защита со стороны ЕС. Есть и специфические права – право свободного передвижения и право осуществлять профессиональную деятельность на всей территории ЕС. Это отражение общего принципа свободного передвижения товаров и средств на ЕС, оно предоставляется в преломленном виде.

 

 

Иностранцы, лица без гражданства. В законе, который был принят в СССР, содержалась очень удобная терминология. Он указывал на иностранцев, понятие иностранцы – общее: иностранные граждане и лица без гражданства. Сегодня закон использует неуклюжую терминологию. Под иностранным гражданином понимается иностранный гражданин или лицо без гражданства. С т.з. формальной логики не все в порядке. Мы можем говорить, что понятие иностранца охватывает разные категории лиц, которые находятся на территории государства, не будучи гражданами государства. Одна из особенностей в том, что закон указывает, что иностранцы – те лица, которые не имеют возможности доказать свою принадлежность к РФ. Также иностранцы – те лица, которые могут доказать принадлежность к иностранному гражданству. Даже те граждане РФ, которые оформляя свое гражданство, или сами допустили оплошность, или вследствие ненадлежащего оформления не могут считаться принятыми в гражданство, они доказать свою принадлежность к РФ не могут, значит рассматриваются иностранцами.

Если говорить об институте иностранцев, то иностранцы могут иметь разный статус. Мы будем говорить или об обобщенном понятии, или указывать специфику.

1) Различаются: те, кто постоянно проживают и те, кто временно проживают, их круг прав существенно различается.

2) Те, кто незаконно находятся – не имеют права находиться вообще на территории РФ и подлежат высылке.

3) Классификация в зависимости от взаимоотношений государства, где находится иностранец, с государством гражданской принадлежности иностранца. Граждане становятся заложниками отношений между государствами. Если отношения между государства хорошие, то и гражданам хорошо. Если отношения не очень, то возникают ограничения. В отношении этой классификации можно говорить о том, что существуют апатриды, т.е. лица не имеющие правовой связи со всеми прочими государства; граждане зарубежных государств, в т.ч. с государствами с особыми отношениями, также неграждане.

Неграждане само по себе явление любопытное. До того, как в Латвии и Эстонии изобрели эту категорию, такого понятия не существовало. Такому понятию несколько лет. До этого были граждане иностранных государств и апатриды. Неграждане отличаются от апатридов, апатриды не имеют связи ни с каким государством, неграждане имеют связь с государством, но эта связь игнорируется.

Появление категории неграждан связано с обстоятельствами, которые, по мнению ЕС, Совета Европы, могут быть уважительными. Речь идет о защите национальной идентичности моноэтнических государств Прибалтики. Для их языка и культуры существовали угрозы, т.к. там проживало много русских, т.е. людей, для которых русский язык родной. Максимальными средствами эти государства стремились во все сферы культурной, общественной жизни, в политическую сферу, экономику продвинуть свой язык. Все, кто хотели получить гражданство (автоматически получили только прямые потомки, т.е. те, кто проживал до 1939 года) должны были сдать экзамен по государственному языку. Те, кто не сдал экзамен, они были негражданами, им выдали паспорта неграждан (явление непонятное). Их ограничили в правах. Есть связь с РФ. Но РФ стала готова их принять после появления программы переселения соотечественников, правда они в льготном порядке до 2002 года могли переехать и получить гражданство, но также сдавать экзамен и учить язык тоже не хотели.

КС Латвии, проанализировав эту ситуацию, пришел к выводу, что неграждане – что-то новое, чего раньше не было. Ограничившись констатацией признал, что все конституционно.

В РФ закон о правовом положении иностранных граждан появился в 2002 году, он обозначил новое направление в национальной политике, ужесточив условия въезда на территорию РФ иностранцев и осуществления ими трудовой деятельности, и прочие права, которые пытаются реализовать в РФ иностранцы. Закон СССР о правовом положении иностранных граждан был максимально либеральным. Реализация социальных прав гарантировалась всем иностранцам. Закон 2002 года был более жестким. В отношении социальных прав новая система правового регулирования, в отношении прочих прав были ограничения.

В отношении статуса иностранцев существует несколько принципов, которые могут или непосредственно отражаться в законодательстве, или фигурировать в международных договорах, или воспроизводиться по сути своей. Каждый из этих принципов отражает подход к иностранцам конкретного государства. Эти принципы часто используются в рамках МЧП, хотя они относятся к сфере публичной и по характеру относятся к институту правового положения иностранцев.

1 определение. Национальный режим максимально отождествляет, приравнивает иностранных к гражданам соответствующего государства, конечно, национальный режим чаще всего не распространяется на политические права, но в отношении прочих прав предполагает уравнивание. В Конституции России именно национальный режим сформулирован в качестве общего правила. В Конституции говорится о том, что иностранные граждане имеют на территории РФ те же права и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не установлено законом. По общему правилу, законодатель, забывая сделать оговорку, предоставляет одинаковые права. Оговорки в РФ многочисленны, но когда оговорок нет, действует национальный режим. Мы говорили о политических правах (Конституция: 31 ст. – право на участие в публичных массовых мероприятиях, 33 ст. – право на обращение в государственные органы). В законе о порядке рассмотрения обращения граждан, гражданство не упоминается. Обращение иностранцев = обращение граждан РФ. Если национальный режим применяется по отношению к иностранцам, то иностранные граждане оказываются уравнены в своих правах между собой. Если же возникают какие либо ограничения, если из национального режима делаются исключения, либо вообще не признается национальный режим, то возникает необходимость в договорах или прочих актах, регулирующих взаимодействие государств между собой. Надо оговаривать, какими правами государства будут наделять граждан друг друга. В этом отношении рассматривается в качестве возможного результата установление преференциального режима.

2 определение. Преференциальный режим обычно вводится на взаимной основе, предполагается, что государства взаимно договариваются предоставить гражданам друг друга больше прав.

3 определение. Если какие-то преференции предоставлены третьему государству, то и на граждан они будут распространяться.

4 определение. Если ситуация между государствами напряженная.

Особым положением пользуются члены дипломатических представительств. Мы не говорим о них, когда обсуждаем правовой режим иностранцев. Дипломатические представители получают те или иные права, или имеют те или иные обязанности в соответствии со специальными международными соглашениями (консульскими конвенциями), там определяется статус этих лиц, они выводятся из-под юрисдикции государства пребывания. Или вообще выводятся, или их юрисдикция признается ограниченной. Речь идет о публично-правовой юрисдикции. Члены представительств не могут быть подвергнуты мерам публично-правовой ответственности. Однако могут быть ситуации, когда даже от частного преследования члены дипломатических представительств защищены, чтобы полностью гарантировать возможность осуществления дипломатической деятельности, и не предоставить государству пребывания никакой возможности воздействовать на дипломатов и членов их семей.

 

 

В отношении остальных иностранцев несколько режимов.

1) Временное пребывание. Это виза. У нас предполагается правилами, утвержденными Правительством, что визы выдаются на срок не более1 года и продолжительность пребывания не более 90 дней. Эта ситуация, которая была типична для многих зарубежных государств много лет назад. Сегодня нередкость, когда государства выдают визы на 2 года, на 5 лет. Кроме временного пребывания может быть разрешение на постоянное проживание. В РФ есть промежуточный правовой режим – режим временного проживания, но как правило, этого промежуточного этапа не устанавливается. Обычно, после визы появляется разрешение на постоянное проживание.

2) Предполагается, что разрешение на постоянное проживание констатирует появление определенной устойчивой связи. Вид на жительство предполагает, что новое государство, выдавшее право на жительство – это государство постоянное место жительства. Это шаг в сторону получения гражданства. Гражданство предоставляется, как правило, после постоянного проживания определенного срока на территории государства (на основе разрешения на постоянное проживание).

3) Государства могут установить передвижение граждан без ограничений. В отношении некоторых недостаточно просто паспорта, требуется прохождение миграционного учета в РФ. Сам по себе паспорт дает основание въезда, пребывания на территории государств, но в течение непродолжительного периода. (До 90 суток в РФ).

 

В отношении правового положения иностранцев нужно сказать, что защита иностранных граждан на территории государства пребывания рассматривается как одно из направлений защиты прав человека вообще. И особенности, которые должны обеспечивать такую защиту, они мало где в концентрированном виде сформулированы. Единственное, Декларация 1985 года. Эта Декларация не носит обязательного характера, она устанавливает стандарт в отношении обращения с иностранными гражданами на территории государства, где они пребывают. От таких граждан можно требовать соблюдения законодательства того государства, где они находятся, они могут нести ответственность, также как и граждане, незнание закона не освободит их от ответственности. Когда речь идет о взаимоотношениях между государствами, тогда может применяться общий принцип персонального действия права. Ссылаться на то, что гражданин не знал правил государства, законодательства, как правило, не предполагается. Скорее, в этом отношении, если бы такие правила предполагались, они означали бы улучшение положения иностранцев. На практике наоборот иностранцам устанавливаются дополнительные обременения. В РФ иностранцы могут нести суровую ответственность, например, за нарушения режима о пребывании в РФ. Предполагается, что иностранцы должны быть обеспечены возможностью прибегнуть к защите своего государства, они должны быть обеспечены полным набором прав: защита здоровья, имущества, свободы, религии. Личные права оказываются той исключительной группой, где для иностранцев могут быть оправданы исключения. Хотя исключения определенные бывают, в РФ ограничение для иностранцев – свобода передвижения.

В отношение политических прав, обычно иностранцы этими правами не наделяются, их статус органичен полным предоставлением личных и социальных прав. Социальные права связаны с возможностью иностранцев уплачивать страховые взносы.

Как правило, предполагается, что политические права, если и предоставляются, то на местном уровне. В Австрии в 2004 году решение КС. КС посчитал, что предоставление возможности участвовать в выборах для иностранцев, проживающих в Вене, это нарушение Конституции, ущемление прав граждан Австрии, такие положения неконституционны. Прав человека много не бывает, в данном случае, все оказалось наоборот. Получилось так, что государство, предоставив дополнительные права, вошло в противоречие с конституционными принципами. Обычно, кроме политических прав, связанных с участием в выборах, иностранцы ограничены в правах поступать на госслужбу, ограничены в праве приобретения недвижимости, особенно земельных участков, особенно приграничных зон.

Особо надо сказать, что налоговый статус от гражданства, как правило, не зависит. Вопреки расхожему представлению, что налоги платят только граждане, налоги платят в основном резиденты, т.е. те, кто постоянно проживают на территории государства. Резидентство устанавливается на основе проживания. В РФ лицо, которое в течение 1 года более 180 дней проживало в РФ – резиденты. В РФ для нерезидентов налог – 30%, а для резидентов 13%.

В некоторых странах, например, США, с гражданством обязанность по уплате налогов связывается. США граждане обязаны платить налог, где бы они не жили, при этом они обеспечиваются определенными пенсионными гарантиями, но при этом, вопрос об обоснованности такой уплаты периодически поднимается. США, установив общий принцип, резиденство вводится только для иностранцев. Это исключение, во всех остальных случаях гражданство к налогообложению отношения не имеет.

В РФ Иностранцы ограничены во всех полит права, исключение: могут принимать участие в митингах, шествиях и демонстрациях, также могут обращаться в государственные органы. В отношении прочих прав, иностранцы не могут поступать на госслужбу. Из всех видов госслужбы могут поступать иностранцы лишь на военную службу (по контракту, в определенных подразделениях).

Трудовые права ограничены защитой рынка труда, но это мало оправдывает эти все ограничения, такие ограничения не кажутся очевидными, исходя из принципов конституционализма. Эти условия предполагают ограничения количественные, квоты определяются Правительством, исходя из ситуации на рынке труда. Исключения только для высококвалифицированных специалистов – иностранцев.

Одни говорят, что иностранцам надо запретить работать, другие считают, что нужно допустить иностранцев на рынок труда без ограничения. В РФ иностранцы, в основном, работают неквалифицированные. Они за невысокую плату выполняют тяжелый физический труд. С одной стороны, они составляют конкуренцию гражданам РФ, с другой стороны, они приносят прибыть в экономику РФ, российские граждане за такие бы деньги работать не стали. Для этих мигрантов создаются невыносимые условия существования. Не принято говорить о правах этих лиц. Такая логика не очень соответствует глобальным принципам и общим подходам. Закон достаточно предоставляет возможностей ограничения прав и мало обеспечивает защиту прав.

Свобода передвижения в отношении определенных категорий мигрантов ограничена. Те, кто имеют разрешение на временное проживание, они не могут выбирать иной субъект, кроме того, где им предоставили возможность временно проживать. Из тех категорий лиц: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно имеющие вид на жительство, средняя категория в максимально ограниченных правовых условиях.

Где то эти особенности более явно видны, где то менее явно.

Что касается социальных прав, нигде нет четкого указания на то, в каких пределах иностранцы ограничены в праве на образование. Среднее образование иностранцам на общем основании, высшее образование на основе квот, определяемых Правительством. С т.з. конституционной, обоснование придумать нельзя.

 

 

Отдельно остановиться надо на статусе неграждан в Латвии и Эстонии.

Это явление: 1) недалеко, почти нас касается; 2) эта ситуация уникальна в мировой практике; 3) до какой степени можно увязать права с гражданством. В основном гражданство влияет на политические права, в РФ + еще и личные права. То при желании можно едва ли не весь правовой статус личности связать с гражданством.

Те позиции, которые могут рассматриваться как элемент государственной системы (руководители вузов, члены академий и т.д.) тоже не должны быть иностранцами, наука должна быть своя, иностранцы не должны вести научную деятельность. В одном из решений ЕСПЧ в 2009 году эти дискриминационные условия были признаны нарушающими принципы Европейской конвенции в той части, в которой речь шла о назначении пенсий негражданам. Было признано нарушение Европейской конвенции. Латвия объявила, что она не будет исполнять решения ЕСПЧ. То, что эта ситуация получила отрицательную оценку со стороны ЕСПЧ – это показатель, что ситуация ненормальная.

 

Избирательное право (ИП) можно рассматривать как раздел конституционного, многие считают, что нормативного материала в сфере регулирования выборов много, что можно говорить о существовании самостоятельной отрасли, но как минимум подотрасли. Но уж более чем институт КП. Это явное преувеличение, но Белов должен сказать, что ИП – это системная комплексная область правового регулирования, где преобладающую роль играют нормы административно-правовые, на 80 % нормы ИП – это нормы, регулирующие административные правоотношения. На небольшую часть регулируются избирательным законодательством отношения гражданско-правовые, в той части вопросов, которые связаны с выборами. И только на небольшую часть отношения не могут быть отнесены ни к административным, ни к гражданским. Они носят публичный характер, они имеют четкого избирателя и эти отношения конституционные. Так сложилось, что ИП рассматривалось в контексте того, что это механизм формирования государственных органов, механизм демократии, поскольку политические права и формирование государственных органов, и осуществление власти, - все связанно с сферой конституционного правового регулирования, то всё ИП – институт КП. Отсюда и представление, что ИП – часть КП. Если вникать в особенность отдельных институтов ИП, мы могли бы говорить о нем бесконечно, т.к. закон, который регулирует проведение административных процедур, весьма объемен. Если добавить к правилам варианты толкования, практику применения, они образуют большой массив правового регулирования, который мы не охватим.

Мы обратим внимание на принципиальные вопросы избирательного права, но обширное нормативное регулирование заставляет, при изучении ИП, задуматься о том, насколько вообще для ИП допустим стиль детализации всех процедур, механизмов. Порядка реализации ИП, механизма голосования. В целом, регулирование выборов вполне банальна мысль, это то, что регулирование выборов – правила игры в политической системе, это правила политической конкуренции. Реально за теми правилами, которые написаны в законе стоит еще много чего и далеко не всегда те правила, которые в законе, являются реальными правилами политической жизни. Это пусть изучают политологи.

Реальное правовое содержание предполагает, что при проведении выборов должны соблюдаться некие базовые принципы. Мы будем говорить о принципах, будем говорить о том, какие выборы должны быть, а не какими они оказываются.

Очень часто в обоснование того, что выборы нормальные приводится тот аргумент, что все нюансы, которые написаны в законе, соблюдены. Не случайно выборы негативно оцениваются международными наблюдателями. Дело не в том, что весь мир против РФ, кругом враги; просто оценка выборов разная. Кто-то оценивает правила, а кто-то принципы. Международные наблюдатели оценивают принципы, а наша система оценивает правила. Когда в 2007 году ЕСПЧ рассматривал дело против РФ, он увидел вопиющий формализм. Гражданин не был зарегистрирован в качестве депутата в ГД, потому что он написал, что заведующий кафедрой, но не написал, что профессор (забыл). То, что он написал, не совпало с тем, что написано в Трудовой книжке. Ему на этом основании отказали в регистрации. ЕСПЧ сказал, что это недопустимый формализм. На что получил ответ одного из членов Избирательной комиссии, что для России характерно буквальное понимание закона, поэтому, если написано, что не совпадает, то нас не интересует, каков характер, какова степень несовпадения. Главное, что закон не соблюдается. Отношение к регулированию выборов у нас оказывается не таким, каким должно быть. Выборы становятся технологичными с точки зрения процедуры их регулирования, а с точки зрения реального обеспечения демократических принципов, кое-что оставляет сомнения.

Избирательное право характеризуется разнообразными отношениями. Эти отношения объединены связью с организацией и проведением выборов, но не характеристикой их природы, характеристики их особенностей.

Мы говорим об обособленной области (сфере) правового регулирования. Как традиционно сложилось.

В качестве источников регулирования правоотношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, главным образом фигурирует общий ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Этот закон нужно изучить, он объемный. Но другие еще больше. Есть еще закон «О выборах Президента», «О выборах депутатов ГД», они объемнее. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» излагает общие требования организации выборов как на федеральном, так на региональном и местном уровне. Устанавливая те институты, которые получают дальнейшее развитие и конкретизацию в прочих ФЗ и законов субъектов федерации.

Кроме закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», считается, что источником правового регулирования выборов служат международно-правовые акты. Для этого есть определенные основания, действительно, в некоторых международно-правовых актах затрагиваются вопросы организации выборов. Эти вопросы затрагиваются на общем принципиальном уровне, предполагается, что в международных актах устанавливаются только некоторые принципы, которым должны следовать национальные законодатели при регулировании избирательного процесса. Кроме того, вопросы организации выборов в международных актах затрагиваются мало. В основном, речь идет об условиях реализации избирательных прав. Избирательные права подлежат защита не только на уровне отдельных государств, но и на уровне международных правовых актов, что касается технологии организации выборов, то она может быть разной. Каждые национальные государства могут устанавливать свои избирательные правовые институты, которые могут обеспечивать общую цель, которая определяется в принципах, связанных с защитой избирательных прав. Избирательные правоотношения международными актами хотя и регулируются, но очень ограничено. В целом, хотя принято говорить о международных стандартах избирательного права, это касается самых принципиальных вопросов, касающихся регулирования отношений, связанных с выборами.

Мы будем опираться на положения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Мы будем достаточно в общем виде обсуждать основные институты избирательного права.

Достаточно хрестоматийное обстоятельство: в избирательном праве есть определенная терминология, специфическая, особенная, с которой принято начинать изучение избирательного права для того чтобы некоторые понятия и институты обозначать общепринятым термином, чтобы не вдаваться в подробности объяснения каждый раз, когда мы будем говорить о том или ином понятии. Мы несколько слов скажем о специфической терминологии в избирательном праве.

Во-первых, речь идет о выборах. Выборы - явление распространенное. Даже в рамках процедур, имеющих отношение к государству и к муниципалитетам, выборы могут происходить, например в случае, когда один орган формируется другим, когда при назначении на должность законодательным органом власти субъекта происходит выбор из предложенных кандидатур. Такие выборы выборами в смысле избирательного законодательства не считаются. Это может быть отнесено к иным процедурам, но не к выборам. Выборы рассматриваются как процедуры, связанные с участием граждан, или как об этом упоминается в 81 ст. Конституции РФ: выборы – это процедура наделения полномочиями должностного лица, связанная с реализацией всеобщего равного и прямого избирательного права. В тех случаях, когда граждане непосредственно принимают участие в выборах – это выборы. Выборы - многомерный институт, он отражается в разных аспектах жизни, изучается разными науками (политологами, социологами, психологами), но в качестве самой явной и очевидной характеристики можно сказать, что выборы имеют место как форма непосредственной реализации власти, принадлежащей гражданам, форма непосредственного народовластия (одна из двух форм, кроме выборов еще референдум). Выборы предполагают массовую процедуру голосования и подготовку, избирательную кампанию. Выборы – самый масштабный упорядоченный и организованный процесс, с которым только приходится сталкиваться с правом. Организационно выборы представляют собой самое сложное и с технической, и с точки зрения массовости, социальное явление. Избирательное законодательство устанавливает правовые рамки, процедуры, технологии этого явления, которое связано с участием граждан в формировании государственных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.