Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды 2 страница




§ 7. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения

Юридическая ответственность выступает разновидностью госу­дарственного принуждения. Кроме нее, существуют и другие виды государственного принуждения, осуществляемого на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры меди­цинского характера, реквизиция.

Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, ли­шение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обя­занности, той, которую должен исполнитель субъект. Цель мер защиты — не кара, а восстановление нарушенного права без при­влечения нарушителя к ответственности (например, принудитель­ное взыскание алиментов на содержание детей).

Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т.п.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, админи­стративным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельст­вование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юриди­ческой ответственности применяются лишь в целях предупрежде­ния правонарушения. Ввиду того, что в данном случае нет право­нарушения, не может быть и мер наказания, кары.

Не характеризуются карой и принудительно профилактичес­кие меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за


 

§ 8. Обстоятельства, ис

ключающие противоправность деяния.

совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ); при­нудительные меры медицинского характера, применяемые к ду­шевнобольным нарушителям в целях их излечения, а также пред­упреждения совершения ими новых деяний (ст. 97—103 УК РФ); реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуа­циях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в соот­ветствии со ст. 242 ГК РФ).

§ 8. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:

• невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих дейст­
виях);

• необходимая оборона (имеет место при защите личности и
^прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом

интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и сте­пени общественной опасности посягательства — ст. 37

УК РФ);

• задержание лица, совершившего преступление (имеет место
при задержании лица, совершившего преступление, для до­
ставления органам власти и пресечения возможности совер­
шения им новых преступлений путем причинения ему вреда,
если иными средствами задержать такое лицо не представля­
лось возможным и при этом не было допущено превышения
необходимых для этого мер — ст. 38 УК РФ);

• крайняя необходимость (допустима в случаях устранения
опасности, непосредственно угрожающей личности и правам
данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам
общества или государства, если эта опасность не могла быть
устранена иными средствами и при этом не было допущено
превышения пределов крайней необходимости — ст. 39

УК РФ);

• физическое и психическое принуждение (допустимо в случа­
ях причинения вреда охраняемым законом интересам, если


         
   
   
 
     
 
 
 

 

248 Глава 18. Правомерное поведение, правонарушение, юрид. ответственность

вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями — ст. 40 УК РФ);

• обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда
охраняемым законом интересам для достижения обществен­
но полезной цели — ст. 41 УК РФ);

• исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случа­
ях действия лица во исполнение обязательных для него пред­
писаний путем причинения вреда охраняемым законом ин­
тересам — ст. 42 УК РФ);

• малозначительность правонарушения, не представляющего
общественной опасности;

• казус (случай) и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое маргинальное поведение?

2. Назовите основные признаки правонарушения.

3. Что такое субъективная сторона правонарушения?

4. Что является основанием для юридической ответственности?

5. Назовите функции юридической ответственности.

6. Как отличить юридическую ответственность от других видов государствен­
ного принуждения?

7. Что может выступать в качестве обстоятельств, исключающих противоправ­
ность деяния и юридическую ответственность?


Рекомендуемая литература

Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государ­ство и право. 1994. № 6.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 17.

Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 26—28.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 19—21.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.

Tapxoe BA. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов,

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 25.

Хачатуров Р.Л., Ягутлн Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 112— 114

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 151—153.

Юшков Ю.Н. Институт необходимой обороны и его роль в борьбе с преступнос­тью в современных условиях // Государство и право. 1992. № 4.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Благов Е.В. Квалификация деяний, исключающих уголовную ответствен­ность // Государство и право. 1992. № 9.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 28.

Жеругов Р.Т. Теория государства и права. М., 1995. С. 225—247.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 464— 471.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 126—137.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С. 161—171.

Комаров СЛ. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 21.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 17.

Лазарев ВВ. Правомерное поведение как объект юридического исследова­ния // Советское государство и право. 1976. № 10.

Лейст О.Э- Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступле­ния: в чем различия? // Государство и право. 1996. № 3.

Малеин Н-С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

Малеин Н-С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.



 


 


       
 
   
 
   
 

 

ГЛАВА 19

ОГРАНИЧЕНИЯ И СТИМУЛЫ, ПООЩРЕНИЯ И ЛЬГОТЫ В ПРАВЕ

§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противоза­конного деяния, создающее условия для удовлетворения интере­сов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможнос­тей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений заключаются в следу­ющем:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или ли­
шение определенных ценностей) для осуществления собственных
интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновре­
менно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и об­
щественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а
значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей,
запретов, наказаний и т.п.;

3) означают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполня­
ют функцию их охраны.

Правовые ограничения различны и подразделяются на разные виды. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обя­занность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).

Фактами-ограничениями являются сдерживающие обстоя­тельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со ст. 17 Семейного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно ст. 14 этого же Кодекса факт состояния в одних правоотношениях (родства) преграждает возникновение других (брачных) и т.п.

Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юриди­ческие обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удов-


§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

летворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. В противном случае интересы послед­него не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограни­чивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживаемому субъективному праву. Обязанность — это необходимость, за которой (в случае ее нарушения) стоят меры наказания. Первопри-рода обязанностей такова, что они призваны быть обратной стороной субъективного права как стимулирующего средства.

В диспозиции фиксируются и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым воз­лагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещен­ных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов ин­дивида, в отношении которого он действует, направлен на реали­зацию интересов противоположной стороны. По своей сущности запреты — такие государственно-властные сдерживающие средст­ва, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые выступают своего рода временными и конкретными запретами на использование должностными лица­ми, предприятиями, учреждениями, организациями своих функ­циональных обязанностей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 270 КоАП РСФСР «принесение прокурором протеста приостанавливает ис­полнение постановления до рассмотрения протеста».

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает даль­нейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостанов­ление содержит принудительные элементы со стороны вышестоя­щего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Следующим элементом в структуре правовой нормы выступает санкция, в которой устанавливаются различные виды наказаний. Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то ли­шается.

В зависимости от предмета правового регулирования (отрасле­вой принадлежности) правовые ограничения можно подразделить




Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве


§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки



 


на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зави­симости от объема — на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершенно­летних в возрасте от 14 до 18 лет); в зависимости от времени дейст­вия — на постоянные (установленные законом избирательные ог­раничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания — на материально-пра­вовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

§ 2. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослуш­ному поведению, создающее для удовлетворения собственных ин­тересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов состоят в сле­дующем:

• они связаны с благоприятными условиями для осуществле­
ния собственных интересов личности, так как выражаются в
обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене
либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена
или снижение меры наказания есть стимул);

• сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо
формами проявления правовых стимулов выступают субъек­
тивные права, законные интересы, льготы, поощрения;

• означают положительную правовую мотивацию;

• предполагают повышение позитивной активности;

• направлены на упорядоченное изменение общественных от­
ношений, выполняют функцию развития социальных свя­
зей.

Различают следующие виды правовых стимулов:

1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юриди­
ческий факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный ин­
терес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

2) в зависимости от предмета правового регулирования — кон­
ституционные, гражданские, экологические и т.п.;

3) в зависимости от объема — основные (субъективное право),
частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

4) в зависимости от времени действия — постоянные (право на
собственность) и временные (разовая премия);

5) в зависимости от содержания — материально-правовые (за­
работная плата) и морально-правовые (благодарность).


§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки

Правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последст­вия.

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо по­ступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Нередко в самом содержании нормативного либо правоприме­нительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, что еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описа­нии нагрудного знака к почетным званиям Российской Федера­ции, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Рос­сийской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федера­ции» и т. п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена «За за­слуги перед Отечеством».

Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связан­ный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и высту­пающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами.

а) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осу­
ществлением позитивных обязанностей.

б) Это добросовестное отношение лица к своему долгу, вклю­
чающее не только не только внешнее, объективное действие, но и
внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, харак­
теризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта
(В.Н. Кудрявцев).

в) Заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязан­
ностей либо с достижением им общепризнанного полезного резуль­
тата. Подобные «услужные» акты «выходят по своей добродетель­
ности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность» или
избыток «добродетельности» (П.А. Сорокин). В данном случае
имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является


       
 
   
 


 

254 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве

правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачествен­ном выполнении обязанностей. Речь идет о поведении, превосхо­дящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощ­рения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, пере­выполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т. д.).

Так, в ст. 13 («Поощрения государственного служащего») Фе­дерального закона «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» сказано, что «за успешное и добросовестное ис­полнение государственным служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются раз­личные поощрения».

г) Заслуга является основанием для применения поощритель­ных мер точно так же, как основанием для применения мер нака­зания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг оп­ределяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком.
В поощрительной норме содержится призыв совершить желатель­
ное для общества и государства действие, но не обязательное для
каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведе­
ния подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные
дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регули­
рующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или
иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужден­
ное влияние благодаря привлекательности и выгодности указан­
ных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные дейст­
вия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и го­
сударства добровольного заслуженного поведения. Поощрение —
разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие
(более широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения
необходимы лишь определенные формы одобрения — юридичес­
кие, с соответствующими количественными и качественными ха­
рактеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого
субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны»
благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридичес­
ких средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий инте­
рес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило,
весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную огра-


§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве

ничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, пре­мия не только побуждает человека к высококачественному и про­изводительному труду путем создания заинтересованности в до­стижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозакон­ного поведения.

§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобре­ния заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается. Правовое же наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний состоят в том, что:

• они являются правовыми средствами воздействия на интере­
сы лиц;

• обеспечиваются мерами государственной защиты, гаранти­
руются законом;

• выступают одновременно в качестве наиболее сильных обес­
печивающих факторов реализации других правовых средств
(льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязан­
ностей);

• связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи
будут зависеть от того, что применяется — поощрение или
наказание;

• для их наступления необходимо, кроме объективной сторо­
ны, еще и определенное субъективное состояние лица, выра­
зившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в
прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее на­
казанию;

• для них установлены определенные процедуры примене­
ния — формы поощрения и наказания заранее известны и
закреплены в соответствующих нормативных актах, там же
определен и круг лиц, наделенных правом применять те или
иные меры поощрения и наказания.

Различия между поощрением и наказанием заключается в сле­дующем:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то



Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве


§ 5. Правовые поощрения: функции и виды



 


наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступаю­щая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополез­
ности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с
элементами взаимовредности;

3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера
осуждения, вызывающие соответственно улица положительные и
отрицательные эмоции;

4) если при применении поощрения субъекту предоставляется
определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо
ценностей;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так ска­
зать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, под­
нимающие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль от­
водят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведе­
ния, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

§ 5. Правовые поощрения: функции и виды

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

• контролирующую, с помощью которой законодатель и пра­
воприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц
(например, путем обозначения в нормативных и правоприме­
нительных актах действий, в которых заинтересовано обще­
ство и государство);

• мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает
к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствованию
социально-полезных творческих действий, превосходящих
обычные требования, развивает трудовую и общественно -по­
литическую активность (мотивация построена на основе при­
влекательных и заранее обещанных благоприятных послед­
ствий);

• коммуникативную, с помощью которой поощрительные
меры выражают определенную юридическую информацию,
содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта
управления (законодателя, правоприменителя) к объекту
(лицам) и служат тем самым особого рода способом связи
между ними;

• оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает
официальную положительную оценку чьего-либо заслужен­
ного поведения, публично признает и одобряет его, отражает


степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;

• гарантирующую, с помощью которой поощрения создают
благоприятные условия для укрепления дисциплины и по­
рядка, обеспечивают реализацию других юридических
средств (прежде всего обязанностей);

• распределяющую, с помощью которой право, закрепляя
меру поощрения за инициативное, добросовестное поведе­
ние, устанавливает тем самым условия пользования опреде­
ленным благами, в получении которых выражен собствен­
ный интерес субъектов;

• воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у
человека за заслуженное поведение хороший психологичес­
кий настрой, вызывая чувство радости и гордости, показыва­
ет образец добросовестной деятельности, вдохновляет лиц к
проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. И классифи­цировать их можно по различным основаниям:

1) в зависимости от предмета правового регулирования поощре­
ния на административные (досрочное присвоение специального
звания), трудовые (награждение почетной грамотой), уголовно-ис­
полнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы)
и т. п.;

2) в зависимости от их юридической природы — на материаль­
но-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные
(вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной ин­
формации);

3) в зависимости от сферы использования — на поощрения в
сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и
воинской службы и т.п.;

4) в зависимости от применяющих их субъектов — на государ­
ственные (президентские, правительственные, министерские
и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);

5) в зависимости от формы связи с благом — на предоставляю­
щие дополнительные блага (награждение ценным подарком, меда­
лями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное
снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.