Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К) Система управления рисками




 

Базовые положения СУР заложены в Киотской Конвенции (Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p. 36), подтверждаются рамочными стандартами безопасности мировой торговли Всемирной таможенной организации. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года в статье 358 «Принципы проведения таможенного контроля» отразил положения Киотской Конвенции в части установления основного принципа таможенного контроля – выборочности – и применения СУР как его механизма.

Необходимо отметить, что институт СУР в таможенной службе России молод (существует с середины 2004 года), однако уже можно уверенно говорить о его важнейшем значении при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны, и содействием развитию торговле.

При разработке и внедрении СУР была организована реализация целого комплекса мероприятий по различным направлениям:

– нормативно-правовые мероприятия;

– организационно-структурные и кадровые;

– методологические;

– информационно-аналитические;

– материально-технические.

Условно процесс разработки и внедрения СУР может быть разделен на четыре стадии, каждая из которых характеризуется постепенной реализацией указанных выше мероприятий.

1. Подготовительная стадия (Разработка концепции СУР, определение основных понятий, принципов, задач, создание механизма применения СУР при таможенном контроле товаров).

Во время этого периода были созданы организационные и правовые основы разработки и внедрения СУР: определена координирующая СУР структурная вертикаль таможенных органов (ФТС России – РТУ – таможни), утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069). Положения данной Концепции легли в основу Концепции системы управления рисками в таможенных службах государств-членов ЕврАзЭС (одобрена Решением Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете государств-членов ЕврАзЭС от 30.06.2004).

2. Начальная стадия. (Применение первичных разработанных механизмов СУР, развитие информационных и аналитических ресурсов в рамках существующей организационной структуры, внесение изменений в действующие правовые акты.)

Начиная с 2004 года параллельно осуществляется ряд фундаментальных работ, необходимых на начальной стадии при первичном внедрении СУР:

– создана правовая база функционирования СУР, в том числе с применением нового инструмента таможенного контроля – профилей риска;

– проведено первичное обучение должностных лиц таможенных органов методологии, принципам и формам реализации СУР на базе Российской таможенной академии, семинаров в РТУ и методических материалов ФТС России;

– разработаны первичные элементы информационно-технического обеспечения СУР.

Коллегия ФТС России «О состоянии и мерах по дальнейшей разработке и внедрению СУР в процессе таможенного контроля» в октябре 2004 года обозначила приоритетное значение СУР, которая является одним из основных механизмов реализации задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации.

В 2005 году организована работа по созданию «зеленого сектора» субъектов ВЭД, перемещающих товары, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля при таможенном оформлении не в полном объеме. В «зеленый сектор» могут быть включены, как правило, крупные субъекты внешнеэкономической деятельности, добросовестно заявляющие сведения о перемещаемых товарах и уплачивающих таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством.

С момента издания приказа ФТС России от 04.05.2005 № 409 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме» в ГУОТК ФТС России поступило 242 предложения РТУ с рекомендациями по включению ряда субъектов ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Инструкцией.

На сегодняшний день на основании общего числа предложений РТУ, было издано 4 распоряжения, утверждающих Перечень, в который включено 120 организаций.

В 2006 году российская таможенная служба приступила к применению первичных автоматизированных компонентов СУР с целью постепенного перехода на безбумажную технологию создания, направления и применения профилей риска. Одновременно проводится настройка и модернизация разработанных автоматизированных программных средств. Основными программными продуктами по применению СУР в настоящее время являются отдельные модули «Рабочее место по формированию проектов профилей риска» и «Сервис выявления рисков». Разработка и применение данных программных продуктов позволяют решать задачи формирования и обмена информацией о подготовленных проектах и изданных профилях риска в электронном виде, автоматизировать процессы выявления риска и применения профилей риска и ориентировок при таможенном оформлении товаров по ГТД.

Отдельно необходимо отметить проведенную работу по организации и совершенствованию взаимодействия подразделений таможенных органов при применении СУР (в особенности с подразделениями правоохранительного блока).

Изданы новые Правила взаимодействия подразделений координации и применения СУР и ОТО и ТК с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками (утверждены Приказом ФТС России от 22.03.2007 № 347), а также правила взаимодействия при применении системы управления рисками с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (утверждены Приказом ФТС России от 03.05.2007 № 554).

Данными Правилами взаимодействия определены цели, задачи, случаи и формы взаимодействия.

Издание указанных выше Правил взаимодействия, инструкций и других актов ФТС России позволяет повысить эффективность деятельности правоохранительных подразделений и таможенного контроля в целом, исключить «столкновение интересов» при осуществлении таможенного контроля, обеспечить необходимую информационную базу и практический опыт для реализации СУР.

В 2007 году активно ведутся работы по совершенствованию существующих нормативно-правовых, методологических и методических, организационно-структурных, информационно-технических основ реализации СУР. Готовятся новые редакции основополагающих документов, регламентирующих функционирование СУР. Проводится работа по увеличению степени автоматизации СУР. Разрабатываются и внедряются новые информационные технологии, необходимые для создания подсистемы комплексной оценки рисков. Значительная работа проведена по направлению совершенствования методик анализа информации и выявления рисков.

3. Переходная стадия.

Разработка механизмов полнофункциональной комплексной модели СУР, расширение и усиление аналитических функций таможенных органов с использованием взаимосвязанных аналитических программных средств и баз данных, начало оптимизации функций организационной структуры таможенных органов.

4. Стадия внедрения полнофункциональной модели СУР.

Применение полнофункциональной трехэлементной модели СУР, полностью интегрированной в новую ЕАИС таможенных органов и готовой к интеграции в европейскую систему управления рисками, перераспределение функций структурных подразделений таможенных органов, создание устойчивых партнерских взаимоотношений таможенных органов с добросовестными субъектами внешнеэкономической деятельности.

В середине 2005 года впервые дана квалифицированная независимая оценка результатов работы по созданию СУР. Специалистами Европейской комиссии по результатам консалтингового проекта по анализу и сравнению СУР в таможенной службе Российской Федерации с виртуальной моделью СУР в Европейском союзе отмечено: «…ФТС России проведена серьезная работа по разработке и внедрению СУР. Заложены основы для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности СУР при проведении таможенного контроля».

В 2006-2007 гг. была проведена работа по оценке СУР и упрощения таможенных процедур в таможенной службе России специалистами Евротаможни. Был проведен сравнительный анализ между системой СУР, применяемой в настоящее время ФТС России, и системой ЕС путем определения их общих элементов и различий в отношении наиболее базовых элементов систем: организация, законодательства, процедур, ИТ-структуры, кадровых ресурсов, схем торговых потоков. Экспертами была дана следующая оценка: «…ФТС России уже достигла многих результатов в области повышения эффективности и сокращения объема физического контроля, однако необходимо введение формального, универсального и систематического Процесса соблюдения торгового законодательства и управления рисками…». Однако необходима дальнейшая работа по улучшению ряда аспектов для предоставления более широких возможностей для успешной реализации Процесса соблюдения торгового законодательства и управления рисками.

Бесспорно, действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков по объективным причинам не являются завершенными, поскольку пока не внедрены информационные технологии, учитывающие в полной мере потребности передовых таможенных технологий, недостаточен уровень материально-технической оснащенности многих таможенных органов, не завершено обучение кадрового состава таможенных органов, не проведено перераспределение функций структурных подразделений таможенных органов.

К настоящему моменту можно говорить только о создании исчерпывающего перечня новых таможенных и информационных технологий, которые являются основой для создания в будущем полнофункциональной модели системы управления рисками.

В целях выработки подходов к дальнейшей разработке и методологических основ функционирования системы управления рисками (СУР), определения задач по реализации СУР и разработки соответствующих практических мероприятий была создана рабочая группа по разработке и применению системы управления рисками (Приказ ФТС России от 19.04.2007 № 486).

В рамках группы ведутся работы по следующим направлениям, которые и являются основными на данный момент перспективами развития СУР.

1) Совершенствование существующей правовой базы СУР и дальнейшая разработка методологии таможенного контроля с применением СУР.

1.1. В итоге обсуждения на заседаниях рабочей группы была разработана новая редакция базовой инструкции по работе с рисками, которая в настоящее время проходит согласование в ФТС России. В ней нашли закрепление вопросы порядка подготовки и актуализации профилей рисков, ориентировок, срочных профилей рисков, а также действия должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, при применении мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков.

1.2. Ведется работа по изданию новой редакции инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых не применяются меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков (формирование «зеленого сектора»).

В частности в ней предполагается закрепление прозрачной процедуры анализа и проверки информации для включения в перечень, а также основанная на бальной системе методика оценки деятельности субъекта ВЭД, исключающая принятие решений экспертным методом.

Следует отметить, что задача формирование «зеленого сектора» вообще находится в контуре большой задачи организации взаимодействия с бизнесом, сформированной в концепции развития таможенных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.