КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные темы докладов
Вопрос Вопрос Вопрос Вопросы для обсуждения Методические разработки ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 1. История зарождения и становления клинической психо 2. Клиническая психология и ее связь с медицинской пси 3. Экспериментально-психологические и клинические ме Библиографический список: 3, 5, 20, 23, 34, 35, 38, 42, 44, 46, 52, 54. Рекомендации по подготовке к занятиям 1 вопрос Поэтапно проследите господствовавшее в научном сознании понимание природы психики и психических болезней. Ука- жите вклад выдающихся деятелей каждой эпохи в развитие клинической психологии. 1. Этап зарождения: а) эпоха древнего мира (Алкмеон, Гиппократ, Демокрит, б) эпоха средних веков (Фома Аквинский, Аверроэс как ис в) эпоха Возрождения (Plater, Lepua, Van Gelmont и др.); г) XVII-XVII1 вв. (Сильвий, Pinel и др.). 2. Этап становления: конец XIX - начало XX в. (Ч. Дарвин, И. М. Сеченов, B. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Э. Кречмер, И. П. Павлов, C. С. Корсаков, А. А. Токарский, А. И. Сербский, Г. И. Россолимо, Характеризуя эпоху становления клинической психологии как самостоятельной отрасли знаний, особенно следует отметить деятельность первых экспериментально-психологических лабораторий в России; значение доклада Л. С. Выготского «Современная психология и марксизм» на I психоневрологическом съезде в Москве, проследив тем самым связь клинической психологии с психиатрией, неврологией и экспериментальной психологией. Разграничьте понятия «клиническая» и «медицинская психология». Покажите с привлечением исторических фактов, что вначале клиническая психология изучала отклонения от интеллектуального и личностного развития, а впоследствии сфера ее интересов расширилась за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями (современный взгляд). Назовите причины подмены в 50-60 гг. XX в. медицинской психологии патопсихологией. Определите предмет клинической психологии с 2-х позиций: научно-исследовательской и прикладной. Выделите основные задачи клинической психологии. Охарактеризуйте основные и специальные разделы клинической психологии по плану: предмет изучения, задачи, видные представители. Основные разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального онтогенетического развития, психотерапия. Специальные разделы: возрастная клиническая психология и семейная клиническая психология. Охарактеризуйте основные экспериментально-психологические и клинические методы: патопсихологический эксперимент, психодиагностическое обследование, клинико-психологи-ческая беседа, наблюдение, изучение историй болезней и др. Вопросы и задания для самоконтроля 1. О каком принципе изучения человеческой психики гово 2. Назовите сторонников идеи сближения психологии и 3. Где появились первые экспериментально-психологи 4. Чем отличаются экспериментально-психологические ме 5. Прочитайте высказывание видного современного учено профилактики и психогигиенического режима как внутри больниц, так и в амбулаторных условиях)». Примерные темы докладов 1. Характеристика психической деятельности человека 2. Нужно ли психологу знать психиатрию? (См.: Личко А. Е. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Вопросы для обсуждения 1. Методологические основы отечественной клинической 2. Теоретические задачи клинической психологии: а) проблема соотношения психического и соматического; б) проблема разграничения психологических феноменов в) социальные и биологические составляющие нормального г) проблема распада и развития психики. Библиографический список: 8, 9, 13, 14, 19, 20, 21, 32, 33, 38,41,62,68. Рекомендации по подготовке к занятиям 1 вопрос Раскройте сущность исходных положений отечественной клинической психологии: культурно-исторической обусловленности человеческой психики, единства наследственных и соци- альных моментов в психическом развитии, формирования высших психических функций (ВПФ) под влиянием социальных факторов, опосредованного характера психических процессов, ведущей роли речи в их организации. Определите вклад Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. отечественных психологов в разработку методологических основ клинической психологии. Дайте определение ВПФ. На основе определения предмета научного исследования клинической психологии обозначьте ее основные теоретические задачи (проблемы) и укажите значение разработки каждой из них для изучения закономерностей нарушений и восстановления психической деятельности человека. Охарактеризуйте современные подходы к решению проблем с учетом: а) взаимосвязи психических и телесных процессов; б) соотношения нормы и патологии; в) влияния биологического и социального на развитие психики; г) распада и развития психического. При рассмотрении первой проблемы разграничьте влияние психики на соматику, и наоборот, соматики на психику. Во второй проблеме: а) укажите особенности феноменологического подхода в психологии и психиатрии (К. Ясперс) и ведущих диагностических принципов-альтернатив многомерного оценивания психического состояния человека (болезнь-личность, нозос-патос, реакция-состояние-развитие, психотическое-непсихотическое, экзогенное-эндогенное-психогенное, дефект-выздоровление-хрони-фикация, адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация, негативное-позитивное); б) выделите основные принципы разграничения нормы и патологии (принцип Курта Шнайдера, принцип «презумпции психической нормальности», принцип понимания, принцип «эпохе», принцип беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности). Изложите суть третьей проблемы с указанием предпосылок ее возникновения, а именно: противостояния биологизаторского и социологизаторского направлений в исследовании нормального психического развития человека; введения В. Штерном принципа конвергенции 2-х факторов; взглядов Л. С. Выготского. Охарактеризуйте основные подходы к решению обозначенной проблемы (эволюционный, революционный, функциональный, вероятностный (стохастический). Разграничьте соотношение биологических и социальных моментов в развитии психики в норме и патологии. Покажите, что психическое развитие представляет собой ряд необратимых изменений психики, то есть регресс психической деятельности, наблюдающийся при ряде психических заболеваний, не является последовательным возвращением больного на пройденные им ранее этапы, уровни или стадии развития. Распад психики происходит по своим особым внутренним закономерностям: вначале распадаются более поздно созревающие (в фило- и онтогенетическом отношении) мозговые структуры, а затем более ранние. Подтвердите фактами, что развитие в психологии - это процесс появления качественных новообразований, влияющих на последующие стадии функционирования психики и основанных на единстве прогрессивных и регрессивных сил, соотношение которых на различных этапах жизни человека меняется. Охарактеризуйте основные свойства развития: необратимость, направленность и закономерность. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Как вы понимаете, что психическое развитие не опреде 2. В рамках какой проблемы будет уместным вспомнить 3. Назовите принцип, по которому следует судить о норме - у человека печальное, скорбное выражение лица даже при встрече после долгой разлуки с любимым человеком; - у человека, находящегося в больничной палате, печальное, скорбное выражение лица. В каком случае можно говорить о нормальной реакции человека? 4. В XVII в. анатом Сильвий (1614-1670) выдвинул фор 5. Какое значение для коррекционно-компенсирующего 1. Характеристика биогенетического подхода в исследова 2. Концепция Э. Эриксона в объяснении природы психиче 3. Особенности когнитивных теорий (концепция 4. Персоногенетический подход. 5. Экологическая модель развития. (По кн.: Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002). ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |