КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработки лабораторных занятий
Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Рассмотрите понятие «коммуникативная компетентность» применительно к процессу взаимодействия больного и медицинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника). Проанализируйте виды общения в сфере здравоохранения, предложенные С. И. Самыгиным и Л. Д. Столяренко. Обратите внимание на перцептивную сторону общения врача и пациента. Выделите три типа психологических установок на коммуникацию, а также основные эффекты неправильного восприятия и понимания другого человека (эффект «ореола», «последовательности», «авансирования», «проецирования на других людей собственных свойств»). Попробуйте составить образ «идеального» врача (с позиции пациента) и «идеального» пациента (с позиции врача). Изучите психологические типы врачей (по В. А. Ташлыко-ву): сопереживающий, эмоционально-нейтральный, директивный, недирективный, сопереживающий недирективный, сопереживающий директивный, эмоционально-нейтральный недирективный, эмоционально-нейтральный директивный. Рассмотрите виды и причины конфликтов в системе «медицинский работник - больной» (по Л. Коузеру). Составьте рекомендации по их коррекции и предупреждению. Попробуйте самостоятельно определить понятие «медицинская этика и деонтология». Порассуждайте над соотношением деонтологической и утилитарной теориями морали в отечественной медицине. Как Вы понимаете ведущие принципы медицинской этики: а) принцип автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния, г) справедливости? Составьте образ «идеального» клинического психолога, выделив его моральные, эстетические, интеллектуальные качества. Раскройте сущность некоторых этических проблем медицины: конфиденциальности, эвтаназии, патернализма, «реконструкции личности» при психотерапии, лечения без согласия, компетентности, экстрасенсорики. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что лежит в основе ипохондризации? Какому виду обще 2. Что такое «плацебо-эффект»? 3. Какой психологический тип врача Вам наиболее симпа 4. Должен ли клинический психолог уметь на время забы 5. Приведите аргументы «за» и «против» применения эвта 6. Известны ли Вам случаи лечения больного с позиции па Общий библиографический список 1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррек 2. Александровский Ю. А. Пограничные психические рас 3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. М., 1980. 4. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диаг 5. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая 6. Брагина Н. П., Доброхотова Т. А. Функциональные 7. Братусь Б. С. Александр Романович Лурия как мастер 8. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 9. Братусь Б. С, Розовский И. Я., Цалкин В. Н. Психоло 10. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической 11. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации. 12. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954. 13. Глозман Ж. М. Культурно-исторический подход как ос 14. Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосомати 15. Гройсман А. Л. Медицинская психология: Лекции для 16. Гульдан В. В., Назаренко Ю. В. Психологическая служба 17. Драгунская Л. С. Медицинская психология, аксиология 18. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962. 19. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986. 20. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии 21. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы пси 22. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982. 23. Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных по 24. Клиническая психология: состояние и перспективы // 25. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотера 26. Косырев В. Н., Уваров Е. А. Программа курса «Клини 27. Краткая медицинская энциклопедия. 2-е изд. М., 1989. 28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у 29. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди 30. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 31. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 32. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 33. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Психоло 34. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Применение 35. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные 36. Марковская И. Ф. Клинико-психологическая характери 37. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психоло 38. Минутко В. Л. Справочник психотерапевта. СПб., 1999. 39. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на пси 40. Оганесян Л. А. О взаимоотношениях между психиче 41. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской 42. Поляков Ю. Ф., Алфимова М. В. Проблемы и перспек 43. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журнал 44. Поляков Ю. Ф. Патология познавательней деятельности 45. Понизов В., Хохлов В. Место психолога: о судьбе меди 46. Привалова Н. Н. Нейропсихологическая оценка дина мозговой дисфункцией // Психол. журнал. 2001. Т. 22. №6. 47. Психологическая диагностика при нервно-психических 48. Психологические особенности врача / В. Ф. Кубышкин, 49. Решетова Т. В. Влияние когнитивного стиля на взаимо 50. Роль психологического фактора в происхождении, те 51. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп 52. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические про 53. Снежневский А. В. Общая психопатология. Валдай, 54. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и па 55. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования лич 56. Соколова Е. Т. Феномен личности Б. В. Зейгарник: 57. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности 58. Соколова Е. Т., Тхостов А. Ш. 1 Международная кон 59. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматиче 60. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психиче 61. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987. 62. Хомская Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и 63. Хомская Е. Д., Батова Н. П. Мозг и эмоции. М., 1992. 64. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение больных с 65. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М., 1995. 66. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация боль 67. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. Раздел IV «Личность больного и ее отношение к эксперименту ничуть не оставляется экспериментатором без внимания.,.. Все, что может дать объективное наблюдение за больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание», — писал В. М. Бехтерев. Отсюда принципы комплексности и вариативности патопсихологического исследования и, как следствие, - многообразие методик, применяемых в клинической психологии. Приводимые ниже разработки - это лишь примерный перечень возможных лабораторных занятий со студентами по клинической психологии. Из них ассистент, ведущий лабораторные занятия, выбирает те, с которыми студенты еще не знакомы. Ему также предоставляется право, если того требует учебный процесс, применять на занятиях собственные разработки с привлечением хорошо зарекомендовавших себя в клинической психологии методов. В их числе: таблицы Шульте; корректурная проба; счет по Крепелину; методика Мюнстерберга; тест десяти слов, пиктограмма; пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана; тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение; ассоциативный эксперимент; тест дискриминации свойств понятий, метод цветовых выборов Люшера, тест Равена, тест Векслера и др. НАБЛЮДЕНИЕ, ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ЭКСПРЕССИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПАЦИЕНТА Вводные замечания: Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигатель- ных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела — позой, выразительные движения рук - жестом, а совместные выразительные движения организма в целом - пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика. Г. де Сюпер-виль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях (рис. 6). Рис. 6. Схематическое изображение эмоций человека. Данная схема основана на различиях в направлении линий, соответствующих физиологическим щелям лица - глазным, носовым и щели рта. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх - веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В отечественной психологии предприняты попытки обобщить данные о выразительных движениях головы, рук и тела, сопровождающих то или иное психическое состояние. Так, проанализировав литературу по искусству, В. Д. Балин выделил и свел в таблицу основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые и используются в настоящей работе для оценки эмоциональных состояний. Цель задания: Получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Оборудование: Набор фотографий человека в разных эмо-циональныльных состояниях, на обратной стороне которых сделаны надписи, характеризующие эмоциональное состояние человека, изображенного на данной фотографии; таблица опорных элементов и экспрессивных признаков некоторых психических состояний (табл. 2), протокол эксперимента.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |