Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработки лабораторных занятий




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Рассмотрите понятие «коммуникативная компетентность» применительно к процессу взаимодействия больного и меди­цинского работника (врача, психолога, медицинской сестры, социального работника). Проанализируйте виды общения в сфе­ре здравоохранения, предложенные С. И. Самыгиным и Л. Д. Столяренко. Обратите внимание на перцептивную сторону общения врача и пациента. Выделите три типа психологических установок на коммуникацию, а также основные эффекты непра­вильного восприятия и понимания другого человека (эффект «ореола», «последовательности», «авансирования», «проециро­вания на других людей собственных свойств»).

Попробуйте составить образ «идеального» врача (с позиции пациента) и «идеального» пациента (с позиции врача).

Изучите психологические типы врачей (по В. А. Ташлыко-ву): сопереживающий, эмоционально-нейтральный, директив­ный, недирективный, сопереживающий недирективный, сопереживающий директивный, эмоционально-нейтральный недирективный, эмоционально-нейтральный директивный.

Рассмотрите виды и причины конфликтов в системе «меди­цинский работник - больной» (по Л. Коузеру). Составьте реко­мендации по их коррекции и предупреждению.

Попробуйте самостоятельно определить понятие «меди­цинская этика и деонтология».

Порассуждайте над соотношением деонтологической и утилитарной теориями морали в отечественной медицине. Как Вы понимаете ведущие принципы медицинской этики: а) прин­цип автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния, г) спра­ведливости?

Составьте образ «идеального» клинического психолога, вы­делив его моральные, эстетические, интеллектуальные качества.

Раскройте сущность некоторых этических проблем медици­ны: конфиденциальности, эвтаназии, патернализма, «реконст­рукции личности» при психотерапии, лечения без согласия, компетентности, экстрасенсорики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что лежит в основе ипохондризации? Какому виду обще­
ния она свойственна?

2. Что такое «плацебо-эффект»?

3. Какой психологический тип врача Вам наиболее симпа­
тичен? Почему?

4. Должен ли клинический психолог уметь на время забы­
вать проблемы своих клиентов?

5. Приведите аргументы «за» и «против» применения эвта­
назии.

6. Известны ли Вам случаи лечения больного с позиции па­
тернализма? Должен ли психиатр придерживаться политики па­
тернализма в лечении своих пациентов? При каких условиях она
оправдывается?

Общий библиографический список

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррек­
ция умственного развития школьников. М., 2000.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические рас­
стройства. М., 1997.

3. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. М., 1980.

4. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диаг­
ностика. Киев, 1986.

5. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая
патопсихология. Ростов н/Д, 1996.

6. Брагина Н. П., Доброхотова Т. А. Функциональные
асимметрии человека. М., 1988.

7. Братусь Б. С. Александр Романович Лурия как мастер
науки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 2.
С. 84-88.

8. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

9. Братусь Б. С, Розовский И. Я., Цалкин В. Н. Психоло­
гические проблемы изучения и коррекции аномалий
личности. М., 1988.

10. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической
психологии. М., 1979.

11. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации.
Собр. соч:В 6т. М., 1983. Т. 1.

12. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

13. Глозман Ж. М. Культурно-исторический подход как ос­
нова нейропсихологии 21 века // Вопросы психологии.
2002. № 4. С. 62-68.

14. Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосомати­
ка и психопрофилактика. М., 2002.

15. Гройсман А. Л. Медицинская психология: Лекции для
врачей-слушателей курсов последипломного образова­
ния. М., 1997.

16. Гульдан В. В., Назаренко Ю. В. Психологическая служба
в системе здравоохранения: состояние и перспективы //
Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 5-9.

17. Драгунская Л. С. Медицинская психология, аксиология
и проблемы психодиагностики // Психологический жур­
нал. 1989. №3. С. 115-121.

18. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

19. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

20. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии
аномального развития личности. М., 1980.

21. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы пси­
хологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,
1983.

22. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

23. Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных по­
ражениях мозга. М., 1973.

24. Клиническая психология: состояние и перспективы //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. № 1.
С. 82-84.

25. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотера­
пия. М., 1997.

26. Косырев В. Н., Уваров Е. А. Программа курса «Клини­
ческая психология». Тамбов, 2000.

27. Краткая медицинская энциклопедия. 2-е изд. М., 1989.
Т. 1,2,3.

28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у
детей. М., 1985

29. Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в меди­
цинскую психологию. Л., 1966.

30. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.,
1969.

31. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.,
1970.

32. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

33. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Психоло­
гия и ее роль в медицине // Вопросы психологии. 1978.
№ 1.

34. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Применение
психологических тестов в клинической практике // Жур­
нал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.
1974. Вып. 12.

35. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные
заболевания // Хрестоматия по патопсихологии. М.,
1981. С. 49-59.

36. Марковская И. Ф. Клинико-психологическая характери­
стика ЗПР // Дефектология. 1977. № 6.

37. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психоло­
гия. М., 1998.

38. Минутко В. Л. Справочник психотерапевта. СПб., 1999.

39. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на пси­
хику. М., 1987.

40. Оганесян Л. А. О взаимоотношениях между психиче­
ской и соматической сферами. М., 1961.

41. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской
психологии // Психологический журнал. 1984. № 2.

42. Поляков Ю. Ф., Алфимова М. В. Проблемы и перспек­
тивы участия психолога в прогнозировании заболевания
шизофренией // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.
1993. № 1.С. 17-24.

43. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журнал
невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.
1971. №6.

44. Поляков Ю. Ф. Патология познавательней деятельности
при шизофрении. М., 1974.

45. Понизов В., Хохлов В. Место психолога: о судьбе меди­
цинской психологии // Медиц. газета. 1993. 10 сент. С. 11.

46. Привалова Н. Н. Нейропсихологическая оценка дина­
мических характеристик асимметрии процессов регуля­
ции психической деятельности у лиц с минимальной

мозговой дисфункцией // Психол. журнал. 2001. Т. 22. №6.

47. Психологическая диагностика при нервно-психических
и психосоматические заболеваниях. Л., 1985.

48. Психологические особенности врача / В. Ф. Кубышкин,
Л. Н. Чернышева, Г. В. Семенова и др. // Совет, здраво­
охранение. 1990. № 5. С. 51-54.

49. Решетова Т. В. Влияние когнитивного стиля на взаимо­
отношения врача и больного // Психол. журнал. 1990.
Т. 11. № 1.С. 124-130.

50. Роль психологического фактора в происхождении, те­
чении и лечении соматических болезней. М., 1972.

51. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патоп­
сихологии. М., 1970.

52. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические про­
цессы в онтогенезе. М., 1985.

53. Снежневский А. В. Общая психопатология. Валдай,
1970.

54. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и па­
тологии. М., 1976.

55. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования лич­
ности. М., 1980.

56. Соколова Е. Т. Феномен личности Б. В. Зейгарник:
К 100-летию со дня рождения // Вопросы психологии.
2001. №2. С. 94-99.

57. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности
при пограничных расстройствах и соматических забо­
леваниях. М., 1995.

58. Соколова Е. Т., Тхостов А. Ш. 1 Международная кон­
ференция по клинической психологии памяти Б. В. Зей­
гарник// Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 132-137.

59. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматиче­
ские расстройства. М., 1986.

60. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психиче­
ского развития нормального и аномального ребенка.
М., 1964.

61. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

62. Хомская Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и
факты // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 50-62.

63. Хомская Е. Д., Батова Н. П. Мозг и эмоции. М., 1992.

64. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение больных с
локальными поражениями мозга. М., 1972.

65. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М., 1995.

66. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация боль­
ных. М., 1985.

67. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Раздел IV


«Личность больного и ее отношение к эксперименту ни­чуть не оставляется экспериментатором без внимания.,.. Все, что может дать объективное наблюдение за больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание», — писал В. М. Бехтерев. Отсюда принципы комплексности и вариативности патопсихологиче­ского исследования и, как следствие, - многообразие методик, применяемых в клинической психологии.

Приводимые ниже разработки - это лишь примерный пере­чень возможных лабораторных занятий со студентами по кли­нической психологии. Из них ассистент, ведущий лабораторные занятия, выбирает те, с которыми студенты еще не знакомы. Ему также предоставляется право, если того требует учебный процесс, применять на занятиях собственные разработки с при­влечением хорошо зарекомендовавших себя в клинической пси­хологии методов. В их числе: таблицы Шульте; корректурная проба; счет по Крепелину; методика Мюнстерберга; тест десяти слов, пиктограмма; пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана; тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение; ассоциативный эксперимент; тест дискриминации свойств понятий, метод цветовых выборов Люшера, тест Равена, тест Векслера и др.

НАБЛЮДЕНИЕ, ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ЭКСПРЕССИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПАЦИЕНТА

Вводные замечания: Экспрессивностью называется внеш­нее проявление психического или физического состояния чело­века, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигатель-

ных реакциях. Выразительные движения лица называют мими­кой, выразительные движения тела — позой, выразительные дви­жения рук - жестом, а совместные выразительные движения ор­ганизма в целом - пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выра­жение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Счи­тается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма по­казательными, но они в этом отношении менее изучены.

Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика. Г. де Сюпер-виль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение эмоций человека.

Данная схема основана на различиях в направлении линий, соответствующих физиологическим щелям лица - глазным, но­совым и щели рта. Горизонтальное направление этих линий

глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении ли­ний наружными концами вверх - веселое. Несмотря на услов­ность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В отечест­венной психологии предприняты попытки обобщить данные о выразительных движениях головы, рук и тела, сопровождающих то или иное психическое состояние. Так, проанализировав лите­ратуру по искусству, В. Д. Балин выделил и свел в таблицу ос­новные опорные элементы и признаки, описывающие их поло­жение и состояние, которые и используются в настоящей работе для оценки эмоциональных состояний.

Цель задания: Получить представление о неконтактном ме­тоде оценки эмоционального состояния человека.

Оборудование: Набор фотографий человека в разных эмо-циональныльных состояниях, на обратной стороне которых сде­ланы надписи, характеризующие эмоциональное состояние че­ловека, изображенного на данной фотографии; таблица опорных элементов и экспрессивных признаков некоторых психических состояний (табл. 2), протокол эксперимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.