КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний 1 страница
Протокол эксперимента Экспериментатор____________________________ Испытуемый________________________________ Измеряемая характеристика___________________ Вид стимула________________________________
Ход работы: В задании испытуемый должен оценить экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 2). Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные проявления не всегда корректен. Таблица 2
Лабораторное занятие состоит из двух частей. В первом опыте испытуемый оценивает признаки эмоций по фотографиям, во втором - по видеозаписи. Для выполнения первой части задания студенты делятся на пары, один из членов пары выполняет роль экспериментатора, второй - испытуемого. Экспериментатор зачитывает испытуемому следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо, - то двойкой». Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции. Далее, он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку по 2-балльной шкале. Ответы испытуемого экспериментатор фиксирует:- в протоколе отдельно для каждой новой фотографии. Потом студенты меняются ролями, и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый - экспериментатором. Следует позаботиться о том, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, то есть исходный набор из 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов. Примерно по той же схеме выполняется вторая часть задания. Обработка данных: 1) подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий; 2) построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов, а на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом - суммарную интенсивность. Анализ и интерпретация результатов. Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам видеозаписи, выделив наиболее и наименее информативные признаки. Интересно сравнить между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что исходные эмоции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных призна- ков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях - общую эмоциональность или чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн. Литература 1. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии // Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л., 1987. С. 161-168. ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Вводные замечания: Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих систему отношений личности. Среди них отношение к лицам противоположного пола, к вышестоящим и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, другие свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Цель работы: Диагностика состояния межличностных и семейных отношений. Оборудование: Инструкция, бланк теста «Неоконченные предложения», ключ. Ход работы: Испытуемый получает бланк теста и инструкцию к нему: «В бланке даны начала предложений, которые Вы должны продолжить так, чтобы получилась законченная мысль. Исходите при этом из своей собственной ситуации и имеющегося у Вас жизненного опыта». Бланк теста 1, Думаю, что мой отец редко _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Если все против меня, то 3. Я всегда хотел 4. Если бы я занимал руководящий пост 5. Будущее кажется мне 6. Мое начальство 7. Знаю, что глупо, но боюсь 8. Думаю, что настоящий друг 9. Когда я был ребенком 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной 12. По сравнению с большинством других семей моя семья 284 13. Лучше всего мне работается с 14. Моя мать и я 15. Сделал бы все, чтобы забыть 16. Если бы мой отец только захотел 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством 20. Надеюсь на 21. В школе мои учителя 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь 23. Не люблю людей, которые 24. В прошлом я 25. Считаю, что большинство юношей и девушек 26. Супружеская жизнь кажется 27. Моя семья обращается со мной как с 28. Люди, с которыми я работаю 29, Моя мать 30. Моей самой большой ошибкой было 31. Я хотел бы, чтобы мой отец 32. Моя наибольшая слабость заключается в том 33. Моим скрытым желанием в жизни 34. Мои подчиненные 35. Наступит тот день, когда 36. Когда ко мне приближается мой начальник 286 37. Хотелось бы мне перестать бояться 38. Больше всего люблю тех людей, которые 39. Если бы я снова стал ребенком 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь 42. Большинство известных мне семей 43. Люблю работать с людьми, которые 44. Считаю, что большинство матерей 45. Когда я был школьником, то чувствовал себя виновным, если 46. Думаю, что мой отец 47. Когда мне начинает не везти, я 48. Больше всего я хотел бы в жизни 287 49. Когда я даю другим поручение 50. Когда буду старым 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю 52. Мои опасения не раз заставляли меня 53. Когда меня нет, мои друзья 54. Моим самым живым воспоминанием детства является 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) 56. Моя половая жизнь 57. Когда я был ребенком, моя семья 58. Люди, которые работают со мной 59. Я люблю свою мать, но
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |