Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний 1 страница




Протокол эксперимента

Экспериментатор____________________________

Испытуемый________________________________

Измеряемая характеристика___________________

Вид стимула________________________________

 

№ фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека Опор­ный элемент Выделенные для опорного элемента признаки Интенсивность проявления
1 2 ... п.   Назва­ние Коли­чество Отдель­ного при­знака Суммар­но для опорного элемента
           

Ход работы: В задании испытуемый должен оценить экс­прессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных эле­ментов и их признаками (табл. 2). Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные проявления не всегда корректен.

Таблица 2

 

Эмоции Голова Брови Глаза Рот Руки Корпус Ноги Комп­лекс­ные реакции
Радость Откло­нена Приподнима­ние бровей, сглаживание поперечных складок Сужение глазных щелей; радиаль­ные складки у наруж-него угла Углы припод­няты Подвижны, хвата­ние за бока и т. п. Отклоне­ние назад Ступни развер­нуты Мотор­ное возбуж­дение
Внима­ние непро­изволь­ное Прямая или накло­нена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расшире­ние глазных щелей; взгляд не фиксиро­ван Приот­крыт        
Внима­ние произ­воль­ное Прямая или накло­нена вбок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксиро­ван Попе­речно растянут Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него   Затор­можен­ность, непод­виж­ность; части тела копиру- объект
Удивле­ние Непод­вижна Приподнима­ние бровей; поперечные складки на лбу Расшире­ние глазных щелей, взор на объект Приот­крыт Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподви­жен ИЛИ устремлен вперед Согнуты в коле­нях Гипо-томия муску­латуры
Презре­ние Закину- та назад Приподнима­ние дугообраз­но изогнутой одной брови; поперечная складка на лбу Веки опущены; глаза смотрят вниз Нижняя губи опуще­на   Напряжен и «снят с бедер» Напря­жен и «снят с бедер»  

Эмоции Голова Брови Глаза Рот Руки Корпус Ноги Комп-
                лекс-
                ные
                реак-
                ции
Печаль и Опуще- Сближение Веки Уголки Малоподвижны; Расслаб- Расслаб- Гипо-
горе на, при бровей и опушены, опуще- при сидении могут лен, ищет лены, тония
  сидении продольно- взгляд ны; быть опорой для опоры, ступни мускул,
  опира- поперечная пассивен центр головы линия сверну- иногда
  ется на складка на   нижней   спины ты тонус
  руку лбу   губы   сломана,   повы-
        при-   сутулость   шен до
        поднят       скован-
                ности
Гнев Прямая Сближение Расши- Плотно Размахивают; Наклонен Топание Наличие
    или опуска- рение сомкнут кисти сжаты в вперед ногами разру-
    ние головок глазных подво- кулак, дрожание     шитель-
    бровей и щелей; рачива-       ной
    продольно- быстрые ние губ       тенден-
    поперечная движе- внутрь       ции
    складка на ния          
    лбу глазных          
      яблок          
Страх Опуще- Сближение и Расшире- Закрыт Прижаты к груди Расслаб- Согнуты Гипо-
  на, приподнима- ние ИЛИ или закрывают лен «вдав- в коле- тония
  иногда ние бровей, глазных приот- лицо. Кисти сжаты лен» В нях.  
  отвер- продольно- щелей. крыт. в кулак, Дрожание бедра, Споты-  
  нута поперечная напряже- Попе-   непод- кание  
  или складка на лбу ние речно   вижен, при  
  откину-   нижнего растя-   сутулость ходьбе  
  та назад   века нут при        
        актив-        
        ных        
        формах        
        страха        
Боль Непод- Припод- Сужение Плотно Отдергиваются от Движение Отдерги- Общее
  вижна нимание глазных сомкнут источника боли прочь от вание от напря-
    головок щелей или   источника источни- жение
    бровей и   верхняя   боли. ка боли. мышц и
    поперечные   губа при-   Малая Иногда особен-
    складки на   поднята   подвиж- углова- но в
    лбу: сближе-       ность при тые ПОЗЫ месте
    ние бровей и       внутрен- со свер- болево-
    продольная       ней боли нутыми го ощу-
    складка на         носками щения
    лбу            

Лабораторное занятие состоит из двух частей. В первом опыте испытуемый оценивает признаки эмоций по фотографи­ям, во втором - по видеозаписи.

Для выполнения первой части задания студенты делятся на пары, один из членов пары выполняет роль экспериментатора, второй - испытуемого. Экспериментатор зачитывает испытуе­мому следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены не­сколько фотографий, где изображен человек в разных эмоцио­нальных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы,

выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявля­ется отчетливо, - то двойкой».

Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в прото­кол ее номер и название запечатленной на ней эмоции. Далее, он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить ос­новной признак эмоционального состояния и дать ему оценку по 2-балльной шкале. Ответы испытуемого экспериментатор фик­сирует:- в протоколе отдельно для каждой новой фотографии.

Потом студенты меняются ролями, и экспериментатор ста­новится испытуемым, а испытуемый - экспериментатором. Сле­дует позаботиться о том, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, то есть исходный набор из 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.

Примерно по той же схеме выполняется вторая часть зада­ния.

Обработка данных: 1) подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интен­сивность проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, по­лученных при оценке каждой из предъявленных фотографий; 2) построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов, а на ось ор­динат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом - суммарную интенсивность.

Анализ и интерпретация результатов. Анализируя ре­зультаты выполнения обеих частей задания, необходимо срав­нить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам видеозаписи, выделив наиболее и наименее инфор­мативные признаки. Интересно сравнить между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что исходные эмо­ции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсив­ность и суммарную частоту проявления экспрессивных призна-

ков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональ­ных состояниях - общую эмоциональность или чувствитель­ность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каж­дая эмоция имеет свой паттерн.

Литература

1. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии // Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л., 1987. С. 161-168.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вводные замечания: Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, ха­рактеризующих систему отношений личности. Среди них отно­шение к лицам противоположного пола, к вышестоящим и под­чиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, другие свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с роди­телями и друзьями, собственные жизненные цели.

Цель работы: Диагностика состояния межличностных и семейных отношений.

Оборудование: Инструкция, бланк теста «Неоконченные предложения», ключ.

Ход работы: Испытуемый получает бланк теста и инструк­цию к нему: «В бланке даны начала предложений, которые Вы должны продолжить так, чтобы получилась законченная мысль. Исходите при этом из своей собственной ситуации и имеющего­ся у Вас жизненного опыта».

Бланк теста

1, Думаю, что мой отец редко _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел

4. Если бы я занимал руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

284

13. Лучше всего мне работается с

14. Моя мать и я

15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

20. Надеюсь на

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

24. В прошлом я

25. Считаю, что большинство юношей и девушек

26. Супружеская жизнь кажется

27. Моя семья обращается со мной как с

28. Люди, с которыми я работаю

29, Моя мать

30. Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. Моим скрытым желанием в жизни

34. Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда

36. Когда ко мне приближается мой начальник

286

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всего люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал ребенком

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45. Когда я был школьником, то чувствовал себя виновным,

если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел бы в жизни

287

49. Когда я даю другим поручение

50. Когда буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

56. Моя половая жизнь

57. Когда я был ребенком, моя семья

58. Люди, которые работают со мной

59. Я люблю свою мать, но




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.