Наиболее широкую известность получили принципы управления, которые сформулированы представителями классической школы, в частности, Анри Файолем. Они до сих пор практически полезны в части рационализации системы управления. В таблице ниже они структурированы в кратком виде.
Таблица 1.1.1. Содержание принципов управления.
Принцип
Содержание принципа
Разделение труда
Упрощение сложных комплексов работ за счет сокращения числа целей и возможности обучения в короткие сроки
Полномочия и ответственность
Право лица принимать решения порождает адекватную ответственность этого лица
Дисциплина
Уважение к формальным соглашениям и применяемым санкциям
Единоначалие
Персонал должен получать приказы от непосредственного начальника
Единство направления
Каждая группа должна иметь цель, единый план и одного руководителя
Подчиненность личных интересов общим
Интересы одного работника не могут быть важнее интересов группы или компании
Вознаграждение персонала
Для обеспечения поддержки целей предприятия персонал должен получать справедливую оплату за свою работу
Централизация
Соотношение между централизацией и децентрализацией подвижно в зависимости от ситуации
Основные школы управления: классификация, этапы развития, основные представители школ и подходов представлены ниже в концентрированной форме таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1.
Школы, подходы и факторы, вызвавшие их появление.
Школы и подходы
Вклад в развитие науки
Выдающиеся представители
Факторы
Классическая
Научное управление
Системы контроля
Функции управления
Административная теория
Тейлор - 1911
Гилберт - 1911
Файоль - 1916
Рост размеров организаций
Рост рынка товаров и услуг
Снижение роли собст-венника в управлении
Поведенческая
(бихевиорист-ская)
Партисипативный подход
Прикладная мотивация
Управление в целом
Высокотехнологи-ческие продукты
Космическое соперничество
Рост международной торговли
Социальное недовольство
Процессный
Теория решений
Алгоритмизация
решений
Кини, Райфа- 1968
Нехватка времени на решения
Стандартизация процедуры принятия решения
Современная система взглядов на управление. Современная система взглядов на управление или новая управленческая парадигма сформировалась под воздействием перехода к постиндустриальному развитию с характерной для него высокой степенью концентрации научного и производственного потенциала. В последнее время произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, направленные на удовлетворение потребностей людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована 70-80-е годы. В таблице 1.1.2. приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального и постиндустриального развития.
Таблица 1.1.2.
Содержательные отличия старой и новой парадигмы менеджмента.
Старая парадигма (Ф.Тейлор, А. Файоль, А. Маслоу и др.)
Новая парадигма (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П.Друкер.)
Предприятие – это закрытая система цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны
Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
Рост масштабов производства про-дукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности
Ориентация не на объем выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей
Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента
Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана
Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабо-чий и производительность его труда
Главный источник прибавочной стоимо-сти – люди, обладающие знаниями, а также условия для реализации их потенциала
Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы
Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства
Истоки большинства проблем в организациях в конечном итоге находятся в людях. Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. Менеджеры всех уровней и всех организаций стараются добиться хороших результатов с помощью персонала. Персонал - основа успешного достижения целей, а также эффективного использования других ресурсов.
Питерс и Уотерменв своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента, которые ниже представлены на рис. 1.1.3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление