ОПЫТ № 4. Влияние температуры на степень гидролиза соли
Выполнение:
Налейте в пробирку 3 см3 дистиллированной воды и добавьте 0,05 г (один микрошпатель) ацетата натрия СH3COONa. Содержимое пробирки перемешайте до полного растворения кристаллов. В приготовленный раствор добавьте одну каплю раствора фенолфталеина. После этого нагрейте приготовленный раствор в пламени спиртовки до начала кипения.
Задания:
Запишите наблюдаемые явления и сравните интенсивность окраски холодного и горячего растворов. Напишите ионно-молекулярные уравнения гидролиза ацетата натрия. В каком направлении смещается равновесие гидролиза при повышении температуры? Почему это происходит? Сделайте вывод о влиянии температуры на степень гидролиза солей.
Выполнение:
Из числа предложенных выберите 3 – 4 пáры растворов солей, способных к совместному гидролизу. В одной пробирке смешайте растворы из первой пары; в другой пробирке – растворы из второй пары и т. д.
Задания:
Запишите наблюдаемые в каждом опыте явления. Составьте ионно-молекулярные уравнения совместного гидролиза выбранных солей. Почему в данном случае они гидролизуются необратимо? Сделайте вывод о природе солей, подвергающихся совместному гидролизу.
Когда и что сделать?
Дома перед занятием:
1. Изучите содержание лабораторной работы, подготовьтесь к опросу по данному материалу.
2. В тетради для лабораторных работ сделайте заготовку отчёта о выполнении работы. В начале отчёта укажите дату, номер работы и её название. После этого перепишите в тетрадь названия и методики выполнения опытов из вышеприведенной «Экспериментальной части», оставляя места для записи наблюдений, объяснений, расчётов, ответов на вопросы и выводов.
На занятии:
3. Выполните экспериментальную часть работы, строго следуя инструкции и тщательно записывая промежуточные результаты в отчёт.
4. Уберите своё рабочее место.
Дома после занятия:
5. Выполните задания ко всем опытам. Проведите необходимые расчёты и запишите их в отчёт.
6. Ответьте письменно в тетради для лабораторных работ на контрольные вопросы:
а) Чем определяется способность солей к гидролизу? Какие соли не гидролизуются?
б) Взаимодействие между какими частицами лежит в основе гидролиза солей?
в) В каких случаях соли гидролизуются обратимо, а в каких – необратимо? Приведите по два примера соответствующих солей.
г) В чём заключается совместный гидролиз двух солей?
д) Что характеризует константа гидролиза соли? Как она рассчитывается? От каких факторов зависит её величина?
е) Что характеризует степень гидролиза соли? Как она связана с константой гидролиза? От каких факторов зависит величина степени гидролиза?
ж) Почему среда раствора Na2HPO4 щёлочная, а среда раствора KH2PO4 – кислая?
з) Как можно на практике ослабить гидролиз соли; усилить его?
1. Окислительные свойства перманганата калия KMnO4 в различных cредах (кислой, нейтральной и щелочной)
Перманганат калия KMnO4 – один из наиболее распространенных сильных окислителей, широко использующийся в химической промышленности, в лабораторной практике и в медицине. Состав продуктов его восстановления зависит, прежде всего, от среды растворов, в которых оно осуществляется. При этом, как правило:
1) В кислой среде KMnO4 восстанавливается до соединений (MnSO4, MnCl2):
+ 5e– → или + 8H+ + 5e– → + 4H2O; E° = 1,51 B.
2) В нейтральной среде KMnO4 восстанавливается до соединений , состав которых условно выражается формулой MnО2:
+ 3e– → или + 2H2О + 3e– → MnО2 + 4ОH—; E° = 0,60 B.
3) В щелочной среде KMnO4 восстанавливается до соединений (K2MnO4, Na2MnO4):
+ 1e– → или + 1e– → ; E° = 0,56 B.
При этом происходит резкое изменение окраски растворов в соответствии с данными таблицы 1:
Таблица 1. Окраска соединений марганца в зависимости от степени его окисления
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление