Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реальность и ощущения




Идеи и указатели

 

Ранее, мы обратили внимание на состояния тела (организма) и теперь намерены посмотреть на состояния психики, к которым стремится человек. Но прежде чем сделать это, давай посмотрим на другой момент, который, на первый взгляд, к нашей теме отношения не имеет, но в реальности - еще как имеет. Давай посмотрим на идеи.

 

На какие идеи? Да на всякие, на любые. На то, что такое идея. Чем является идея по своей сути. Итак.

 

Идея – это указатель на ощущения и другие идеи.

Сразу пример для лучшего понимания:

 

Ты смотришь на небо по которому плывут облака, ты осознаешь ощущения которые поступают от глаза через зрительный нерв, среди этих зрительных ощущений ты обнаруживаешь некоторые особенные, на которые указывает идея «Облако» (те идеи, которые мы будем рассматривать в подобных примерах, я буду писать в кавычках и с большой буквы, чтобы как-то их выделить).

 

Иными словами, что значит «посмотреть на небо и увидеть облака»? Это значит обнаружить в сознании идею «Эти облака», указывающую на некоторую совокупность зрительных ощущений, присутствующих в настоящем моменте времени.

 

При этом, если взять просто абстрактную идею «Облака», то она будет указывать не на сиюминутные, присутствующие в данный момент времени, зрительные ощущения, а на твой жизненный опыт лицезрения облаков, в их различных вариациях и ситуациях. Кучевые облака, перистые облака, белые облака, темные облака, тучи, и тому подобное. А также, эта идея будет указывать на другие идеи, в которых говорится о том, что облака состоят из пара, могут проливаться дождем и градом, ну и так далее.

 

Если ты немного знаком с английским языком, то тебе будет понятнее так: идея «Эти облака» эквивалентна идее «the Clouds», а абстрактные «Облака» - это «a Clouds». Английский язык в этом отношении несколько четче в формулировках, нежели русский.

 

Ладно, это тема сама по себе большая, по ней можно пару диссертаций защитить. Но нам с тобой, дорогой друг, эти диссертации совсем не нужны. Нам, на данном этапе нужно четкое понимание того, что идея – это указатель. И что идея указывает либо на ощущения, либо на другие идеи.

 

Продолжим.

 

Несколько ранее мы говорили о том, что идея – это указатель на ощущения и другие идеи. Но ты можешь попытаться дополнить это определение, например, так: «идея – это указатель на ощущения, объекты и процессы реального мира, и другие идеи». Резонно?

 

Ну действительно, зачем забивать себе голову всякими «сигналами, идущими по зрительному нерву», ощущениями, если можно выразить просто:

 

- Вот я, например, вижу дерево, и на него указывает идея «Это Дерево», или даже лучше так: «Вот Дерево». И я смотрю на это дерево и я знаю что это именно дерево. То есть:

 

На сам объект указывает идея «Вот»

А идея «Дерево» указывает на то, что данный объект находится в ряду других подобных, увиденных мной в течение жизни, и на целую тучу других идей, описывающих суть понятия «Дерево», и разновидности деревьев, и так далее, ну ты понял.

 

Ну в общем-то да, все верно, такой подход упрощает. Казалось бы… Но это именно тот случай, когда простота оказывается хуже воровства. Это как если бы рассуждать так:

 

«…Ооо… мне так плохо… так плохо!!... ооООО как мне плохо!! мне нужно похмелиться, иначе я просто не перенесу этого!.. …вернее (ну если подумать) – перенесу, конечно, но похмелиться – проще…».

 

Примерно так и рассуждает алкоголик когда открывает утром глаза на седьмой день запоя. Ему такой ход мыслей кажется вполне логичным (да-да, именно так), и он идет и похмеляется, и к вечеру уже опять не стоит на ногах. И так происходит из-за идеи «Похмелиться - проще». Хотя мы-то с тобой, дорогой друг, прекрасно видим, что проще всего – вообще не пить. Это проще всего. И ближе к естеству человека.

 

Ладно, это было просто лирическое отступление. Нас сейчас такие вещи вообще мало интересуют, ибо к концу этой книги, ты узнаешь как получить осознанность настолько большую, что все эти «проще» и «сложнее» перестанут быть вопросом для тебя, ибо у тебя будет на все эти вопросы один большой Ответ, и этот Ответ будет именно твой, и ничей больше.

 

Итак, мы говорили о деревьях, вернее о том, что идея «Вот Дерево» - указывает на реальный объект реального мира, на дерево, которое находится перед глазами. Идея «Вот» указывает на объект, а идея «Дерева» указывает на все остальное, что связано с деревьями в твоем жизненном опыте. И прямо сейчас мы вместе прикоснемся к Великому Чуду, которое является одной из основ того мира, в котором ты живешь. Это чудо – идея. Чудесная идея. Эта идея гласит примерно вот что:

 

Есть реальный (внешний) мир, и есть личностный (внутренний) мир.

 

Вижу необходимость чуть развернуть эту идею.

 

Эта идея гласит:

 

Есть две части жизни:

 

Объективная, реальная.

Субъективная, мнимая.

 

Объективная-реальная-внешняя: это, грубо говоря, все то, что можно потрогать руками, увидеть глазами, услышать ушами, измерить приборами.

 

Субъективная-мнимая-внутренняя: это все остальное, ощущения, чувства, мысли, сны.

 

Так вот. Сейчас пожалуйста внимание. Это важно, ибо здесь кроется корень всех причин, по которым ты читаешь эту книгу. Так вот:

 

ЭТА ИДЕЯ О «ВНЕШНЕМ» И «ВНУТРЕННЕМ» – ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЕЙ.

 

Идея – мы помним, это указатель. На что указывает идея «Есть реальный (внешний) мир, и есть личностный (внутренний) мир»? Указывает на две части: «внешнюю» и «внутреннюю».

Но что именно разделено на эти две части? Обычно это обозначают идеей – «Жизнь». Можно обозначить и как-то иначе, например: «Единое» или, скажем, «Целое». Нам здесь не суть важно, какой именно ярлык-указатель прикрепить к этому, нам важно понять суть этого деления на внешнее и внутреннее. Да, давай назовем это – «Целое» (ибо идея «Жизнь» - слишком уж много куда указывает).

 

Вернемся к дереву. Перед нами дерево. Мы смотрим на него и видим его. Это дерево находится «внутри» или «снаружи»?

Определенно снаружи, коли оно видимо, и его можно потрогать (такой фактор «объективности», как «наблюдаемость другими людьми» оставим пока в покое).

 

А где находятся ощущения от дерева? То есть, если ты закроешь глаза, то ощущения от дерева исчезнут, и оно станет невидимо. Но это ведь совсем не значит, что «оно куда-то делось», это значит, что оно больше не ощущается зрительно. Так?

На пространство, в котором находятся ощущения, принято ставить указатель «Сознание». Есть ощущения – ты «в сознании», если ты «без сознания» - ощущений нет. Ощущения они «находятся в сознании».

 

И теперь вопрос на засыпку: а само дерево, которое находится перед тобой, оно «находится в твоем сознании»? Или же в твоем сознании находятся лишь ощущения от него? Но если в сознании находятся лишь ощущения, и кроме этих ощущений ничего нет, то реально ли само дерево?

 

В общем, тут если загрузиться на вопросы подобными этим, можно подвывихнуть мозги, а нам с тобой это совсем не нужно, и ко всему прочему мы сейчас узнаем в чем именно здесь закавыка.

 

Проведем маленький эксперимент: полностью уберем идею о том, что Целое(Жизнь) делится на внешнее и внутреннее. Прям вот полностью. И вернемся к нашему дереву.

 

Итак, перед тобой дерево. Оно наблюдаемо посредством того, что мы назвали «Ощущения». Наблюдаема и идея «Вот Дерево». И идея «Вот» теперь указывает не на «объект реального мира» или «ощущения от объекта реального мира». Идея «Вот» теперь указывает на некое единство в котором есть ощущения от дерева, но нет никакой важности относительного, «реальные» они, или «мнимые».

Просто «Вот это», без всяких наворотов сверху, пусть даже и привычных с малолетства.

 

Смотри в чем тут вообще суть того, о чем мы сейчас говорим: и тебя и меня с самого раннего возраста научили тому, что есть «ощущения от реальности» и есть «фантазии», и такое деление ощущений на «внешнее»(«общее») и «внутреннее»(«для личного пользования»), стало твоей второй кожей, по сути, стало самим тобой.

 

И прошу понять меня сейчас, исключительно правильно: я отнюдь не предлагаю смешать в одну кучу и реальную жизнь, и сны, и фантазии, и всевозможные глюки. Я лишь хочу обратить твое внимание на тот аспект, что если убрать идеи о разделении в сторону, то все что останется в сухом остатке жизни – это ощущения. И нам сейчас с тобой, чтобы двинуться дальше, нужно договориться о терминологии и понятиях, в рамках которых мы и рассмотрим основную тему.

 

Давай просто пока отодвинем в сторону привычную идею о том, что есть ощущения «реальные» и «мнимые», что есть «настоящее», а есть «ненастоящее», и договоримся о том, что все что ты ощущаешь – все это есть ощущения. И эти ощущения находятся в сознании.

 

Идея «Сознание» указывает на пространство в котором находятся ощущения.

 

Снова вернемся к дереву которое перед тобой. Почему ты знаешь, что перед тобой что-то есть, и что это именно дерево? Потому что у тебя есть:

 

Ощущения (например, зрительные)

Есть идея «Вот», указывающая на часть ощущений, сгруппированных в отдельную сущность на основе жизненного опыта.

Есть идея «Дерево», которая указывает и на жизненный опыт, связанный с деревьями, и на другие идеи относительно деревьев.

 

Вот и все, что есть, в данной ситуации. Есть ощущения, и есть идеи, и они находятся там, что мы договорились обозначать, как «Сознание».

 

Ты можешь спросить:

 

- А как же дерево, оно ведь тоже есть?

 

Смотри что есть: есть идея о том, что «Дерево - реально». То есть:

 

Имеются ощущения.

Имеется идея, навроде той, что это «ощущения от дерева».

И имеется идея о том, что эти ощущения имеют непосредственное отношение к реальности, к реальному объекту, к реальному дереву.

 

Но мы с тобой помним, что идея о делении на «внешнее»(«реальное») и «внутреннее» - это тоже идея. Просто она настолько укоренилась в сознании с самого раннего возраста, что присутствует там непрестанно, и ты не ощущаешь её в качестве идеи. Ты ощущаешь эту идею, в качестве… нууу… скажем, «правды жизни», или чего-то навроде этого. Но эта «правда жизни» была для тебя таковой отнюдь не всегда. Посмотри на маленьких деток: они часто путают правду и вымысел. И не потому, что они «врунишки» или «фантазеры», а просто потому, что таково их естество, им пока не привили эту привычку делить ощущение мира различные на категории. А ведь и ты и я были когда-то точно такими же. Просто немного подзабыли о том, каково это.

 

И повторюсь еще раз: я не предлагаю оценивать то, о чем мы сейчас говорили, как «хорошее» или «плохое», и я не предлагаю мешать в одну кучу «реальность» и «вымысел», я просто обращаю внимание на то, что есть ощущения и есть идеи, и что, по сути, это всё, что есть. Идеи и ощущения, ощущения и идеи. И это я не что-то такое рассказываю, что выдумал сейчас специально для тебя. Это то, что ты можешь видеть сам, прямо сейчас. Что есть жизнь, которая ощущается, и есть идеи об этих ощущениях и о других идеях.

 

Как-то так.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.