Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Корольков




Fir

Издательство

БИБЛИОТЕКА РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

J

БИБЛИОТЕКА РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е. Ф. Шнурл0

Курс русской истории

Возникновение и образование

Русского государства

(862 1462)


АР


4ft

^


 



 


(Lpichuu ^rpaHiieSun С-ь-Ум

'ращспиц ULImudao

' 1853-1934)


 


 



СЕРИЯ л



 


КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ

Возникновение н образование

Русского государства

(86Z-146Z)

Ответственный редактор: академик РАО

Корольков А. А.

Допущено учебно-методическим объединением ВУЗов Российской Федерации по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших и средних специальных учебных заведений.



«АЛЕТЕЙЯ»

Санкт-Петербург



ББК 72819 (Рос.)

Е.Ф.Шмурло 98

Редакционный совет серии

«Библиотека русской педагогики»:

Г. А. Бордовский, Л. А. Вербицкая, А. А. Корольков,

О. Л. Абышко, И. А. Савкин

«Курс русской истории» — главная, итоговая работа выдающегося русского историка Евгения Францевича Шмурло (1853-1934). Основу курса лекций составляет так назвваемое догматическое изложение твердо установлен­ных наукой основных фактов русской истории с 862 по 1725 гг. Все разногласия между историками по наиболее важным вопросам вынесены автором во вторую часть каж­дого из опубликованных им томов под названием «Спор­ные и невыясненные вопросы русской истории». Большой интерес для начинающих ученых представляет и тщатель­но подобранная библиография, я в л я ю щ а я с я органической частью труда. Однако главная ценность книги — это необычное для русского университетского курса внима­ние к духовной, историко-культурной стороне нашего про­шлого, истории письменности, литературы и просвеще­ния, развитию национального самосознания. Это придает книге скорее характер энциклопедического и з д а н и я. Пер­вый том «Курса» — «Возникновение и образование Рус­ского государства» представляет собой общий обзор оте­чественной истории с 862 по 1462 гг., периода Древней Руси. Издание снабжено современным научным аппара­том.

Для самого широкого круга читателей.



 

 


О Издательство «Алетейя» (СПб) — 1998 г.


А. КОРОЛЬКОВ

Возвращение из эмиграции русской истории Евгений Францевич Шмурло

Читатель имеет счастливую возможность открыть замечательную книгу по русской истории Е. Ф. Шмурло, книгу, которая только однажды оыла издана в Праге тридцатых годов и в ошеломляюще малом количестве — всего сто экземпляров. Была война, были потери книг из крохотного тиража. Директор Славянской библиотеки в Праге в середине 80-х годов подарил мне несколько русских книг из избы­точного для пражских читателей фонда, и с тех пор я взял на себя внутреннюю ответственность за переиздание уникального курса рус­ской истории.

Достаточно полистать хотя бы оглавление каждого тома, чтобы обнаружить самое привлекательное — наиболее спорные вопросы нашей истории. Е. Ф. Шмурло не избегает ставить самые острые, самые загадочные вопросы и дает ответы на них не на основе субъ­ективных предпочтений, а основываясь на многообразии версий и фактов, причем делает это он исторически и художественно убеди­тельно. Если вообще возможно говорить о пражской исторической школе (география местообитания русских эмигрантов не могла создать единства школ), то более всего сказалась здесь стилистика В. О. Клю-чевекого, тяготение к созданию убедительных образов прошлого Уди­вительно, книги Е. Ф. Шмурло одновременно несут в себе исследо­вательское богатство, красоту и ясность учебного курса лекций и увлекательность повествования о событиях и лицах, выписанных с писательской яркостью. «Как умер царевич Димитрий?», «Как воз­никло на Руси Патриаршество?», «Как сложилось представление о Москве, как третьем Риме?», «С какой поры можно начинать непре­рывную историю русского национального самосознания?» — это лишь наудачу выхваченные заголовки разделов работы Е. Ф. Шмурло Разве оьи оставят равнодушным современного читателя?

Уникальность труда Е. Ф. Шмурло еще и в том, что перед нами не история государства в традиционном ее толковании, а одновремен­но — история русской культуры: народной, религиозной, светской Литератор, философ, культуролог, музыкант, богослов отныне смогут




воспользоваться россыпями фактов, обобщений, описаний книг забы­того, неузнанного еще на Родине историка.

Для русского уха и фамилия-то какая-то странная, забавная даже — Шмурло, но если бы мы впервые услышали фамилию Глин­ки — разве не показалась бы она нам веселой? Трудно пока, до знакомства с самими трудами, убедить читателя в том, что перед нами — выдающийся историк, которого почитали еще в пору его первых лекционных курсов в Санкт-Петербургском университете и особенно в годы испытаний изгнаннической послереволюционной жизни, когда Евгений Францевич Шмурло стал основоположником Русского исторического общества в Праге, блестящим исследователем и лектором. Современники отмечают нескрываемую поэтическую жилку в творчестве историка — это в сущности особенность русского мировосприятия, проявившего себя по преимуществу не в круге фор­мальных знаний, а на ниве просветленной чувственности, которая сказывалась в любых формах творчества и деятельности.

Русское историческое общество в Праге позволило объединиться более двадцати историкам, имена которых в разной степени известны ныне, но эта вина наша, а не историков, достойных памяти и изучения Здесь трудились, начиная с 1921 года, одни до смертного часа, другие кратковременно, А. А. Кизеветтер, Н. П. Кондаков, Н. В. Ястре­бов, П. Б. Струве, Г. В. Вернадский, Б. А. Евреинов, А. В. Фло-ровский, М. В. Шахматов, И. И. Лаппо, В А. Францев.

Всюду, где пришлось и довелось жить Е. Ф. Шмурло, в Юрьеве, Праге, Риме, он с головой уходил в исторические изыскания, считая себя рядовым научным работником, на самом же деле, оставляя глубочайшие исследования во всяком предмете, который увлекал его Специалистам еще предстоит открыть такие его труды, как «Римская курия на русском православном Востоке», «Россия и Италия», «Петр Великий в русской литературе» и множество других.

Е. Ф. Шмурло до последнего дня не расставался со своими ру­кописями и дневником, он надеялся издать полный курс лекций русской истории, писал легко, по-юношески увлеченно. Недавно из Брюсселя в Петербург приезжала дочь другого историка того же пражского круга, Б. А. Евреинова. Наталья Борисовна вспоминала о бесприютном бытии стареющего Шмурло, который жил у них летом на даче и оставался влюбчивым: должно быть, его историческое вдохновение питалось красотой, рождающей поэзию.

Предлагаемое издание снабжено списком работ Е. Ф. Шмурло и рецензий на них, составленным вскоре после смерти историка В. Са-ханеевым.

Учитывая высочайшую осведомленность Е. Ф Шмурло в вопро­сах влияний на Россию культур Запада и Востока и особый интерес современного читателя к евразийским сюжетам, в качестве приложения к «Курсу русской истории» публикуется публичная лекция историка в Юрьевском университете «Восток и Запад в русской истории»


Предисловие

Настоящая книга состоит из двух частей: в первой (стр 1 -340) события русской истории излагаются применительно к тому, как они установлены в исторической науке, и потому могут считаться более или менее бесспорными и общепризнанными; вторая часть (стр. 341 -511) посвящена тем «Спорным и невыясненным вопросам русской истории», которые и до сих пор понимаются и толкуются по-разному. Первая часть знакомит с фактами, вторая предлагает читателю свод главнейших мнений по тому или иному спорному вопросу и должна служить материалом для самостоятельной критической работы Пер­вая часть предназначена для усвоения, вторая — для анализа, для выработки собственного мнения. Эта вторая часть, пригодная при университетском преподавании под руководством профессора, может для подготовленного читателя служить подспорьем и вне стен уни­верситета. Таково, по крайней мере, назначение книги по замыслу ее автора.

Относительно самого выбора «спорных и невыясненных вопросов» автору могут сделать упрек, что не все заслуживающее внимания нашло себе место на страницах книги, что некоторые вопросы, вто­ростепенного значения, могли бы с большею..

Указания на литературу, конечно, не исчерпывающие; цель их не дать полную библиографию, а лишь ввести в лабораторию научной работы, указать, с чего приступить при изучении данного вопроса С этой точки зрения указания страдают скорее излишеством, чем неполнотой. Потому нет указаний и на источники: последние вскроются при чтении самого исследования (пособия).

Автор лишен был возможности напечатать свою книгу в типогра­фии; отсюда неприятные недочеты, неизбежные при литографском способе воспроизведения. Однако даже и в этом несовершенном виде появление книги могло состояться лишь при материальной поддержке Славянского института в Праге, принявшего на себя некоторую часть расходов по изданию, за что автор и приносит ему глубокую благо-


дарность. Живейшую признательность выражает он также и Славян­ской библиотеке Министерства иностранных дел Чехословацкой Рес­публики: участливое отношение ее служебного персонала в значитель­ной степени облегчило его работу, позволив широко использовать богатейшие книжные сокровища Библиотеки, этого едва ли не един­ственного (в обширных пределах нынешнего русского рассеяния) книгохранилища, где отдел русских книг отличается такой полнотой, разнообразием и внутренней ценностью своего содержания.

Е. Ш. Прага, июнь 1931 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.