Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Ф. Шмурло. Общие понятия о государстве




Общие понятия о государстве

Курс русской истории. Введение



сундуков свободно черпает каждый, свой или чужой, кому вообще дороги культурные завоевания человеческого духа, причем самый вид этих сокровищ вызывает в нас чувство благодарной памяти о тех, кто накопил их, оставив в наследство нам и всему человечеству

В этих сундуках собраны перлы художественной прозы и поэзии, в них бережно хранятся образы, созданные великими талантами рус­ской сцены и музыки; русское зодчество, старая и новая живопись, так увлекательно отразившая русскую душу, ее настроения и пере­живания. Здесь и религиозные запросы, русское старчество с его исканием правды Божией; русское мессианство с его идеей «Третьего Рима»; здесь русская научная мысль, в тысячах и тысячах книг, проявившая себя тоже творчески в области точного знания, изучения прошлого во всем его многообразии, — научная мысль, сумевшая сказать свое слово как в области отвлеченного знания, так и в подходах к решению мировых проблем.

Характерная особенность этих сундуков в том, что на их содер­жании лежит яркий отпечаток национальности, печать русского та­ланта и русского миросозерцания; сказалась душа той народности, что создала его. Достижения русского народа, будучи глубоко нацио­нальны, именно в силу этого, приобретают мировую ценность, ста­новятся дороги и понятны не только одним русским, но всем людям вообще, потому что и славянин, и германец, и француз, и японец одинаково найдут в них нечто общечеловеческое, одинаково понятное и близкое каждому, к какой бы нации или религии он ни принадлежал

Ни одному народу его культура не преподносится готовою как дар Небес: она растет, медленно и постепенно созревает, слагается, иначе говоря, имеет свою историю. И вот почему культура народа, т е его душа, раскроется перед нами с надлежащей полнотой и отчетливо­стью лишь при условии знакомства с тем, как он творил и вырабатывал свою культуру, иными словами, — с историей самого народа.

Первым серьезным научным трудом по истории России была много­томная «История Государства Российского» Н. Карамзина1 Современ­ная автору критика осталась недовольна тем, что темою своего сочине­ния Карамзин избрал государство, а не народ, не общество, причем главный критик, Н. Полевой, как бы в поучение, тогда же написал свою «Историю Русского народа».2 Если у Карамзина культурная и Духовная жизнь массы, — эволюция народного быта, его социального

12 томов. СПб., 1818-1829. б томов. СПб., 1829-1833.




строя, — действительно заслонены правительственным механизмом, и даже не столько правительственным механизмом, сколько деятельно­стью государей и правителей; если из отдельных личностей, по капризу судьбы очутившихся на первом месте, на виду всех, действительно, за­частую не видать толпы безымянных работников, то было бы ошибкою вообще историю народа, общества противополагать истории государ­ства уже по одному тому, что Государство и Общество, живущее госу­дарственным бытом, по существу одно и то же.

В какие новые, более совершенные формы общежития выльется в будущем жизнь людей на земле, об этом можно только гадать, до насто­ящего же времени государство остается высшею формою общежития, до какой доросло человечество. Вне государства мы не знаем ни одного исторического народа. Лишь государственная форма жизни дает народ­ности возможность проявить наиболее полно и ярко свои духовные силы, явить свой духовный лик. Вот почему следить за ростом государ­ства есть то же, что наблюдать за ходом целой исторической жизни дан­ного народа во всевозможных проявлениях материального и духовного его существования; равно и, наоборот, все, в чем проявил свою жизнь народ, одинаково входит в историю государства, которое само есть лишь плод его творческой мысли и деятельности.1

Возможность противополагать Государство Обществу в значитель­ной степени вызвана тем, что в само понятие обычно вкладывается содержание, не вполне отвечающее надлежащему представлению о нем. В самом деле, что такое государство? Ходячее представление о нем такое: государство есть территория, т. е. известная, больших или меньших размеров, часть земного шара, населенная людьми и управляемая единою, общею для всего этого населения и для этой территории властью. Такое определение слишком материализирует наши представления о государстве, носит чересчур географический характер, так как выросло из представления о внешних пределах, в которых протекает жизнь данной группы людей Между тем центр тяжести не в территории, а в этой самой группе людей, в том обществе, которое живет на ней и связано общею для всех властью. Недостаток указанного определения еще и в том, что оно совершенно заслоняет самый характерный и существенный признак любого государства, каково бы оно ни было, — упускает из виду тот, я бы сказал, химический процесс, вследствие которого эти три отдельных сами по себе элемента: территория, население и власть претворились в единое

0 После Карамзина и Полевого это обыкновенно так и понимается. Покойный Забелин нашел прекрасную форму для своего труда, назвав его «Историей русской жизни*, совместив в этом выражении понятие об историческом развитии одинаково и государства, и общества





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.