Средней Азии и закончить свой тягостный, ответственный марш лишь у подножия Памира и у берегов Тихого океана 1
г) «Русский империализм». В таком безостановочном продвижении на Восток иные готовы видеть проявление «русского империализма», между тем, в действительности, мы имеем здесь дело лишь с простой обороной, самозащитой. Продвижение на Восток имело целью не завоевание новых земель, не расширение собственной территории — надо было отбросить врага возможно далее для того, чтобы он не мешал культурной работе, и потому в таком продвижении было очень много стихийного. П е р в ы е 700 — 800 лет русский н а р о д совсем не знал ни Сибири, ни Средней Азии, ни даже Кавказа; в последний если он и заглянул на заре своего исторического существования, то совершенно случайно. Даже Заволжье еще не существовало тогда для нас. Наше поступательное движение на Восток началось не раньше XVI ст., когда Россия уже достаточно окрепла и могла не ограничи ваться одной пассивной обороной. Таким образом, можно сказать, что весь долгий период образования русской государственности про текал и завершился не в Азии, а на обширной равнине, которой издавна присвоено название европейского Востока. Последующий же затем русский Drang nach Osten был вынужденный, но неизбежный' две культурные нации сумеют ужиться на одном поле, культурная и некультурная — никогда. И потому огромный; апас сил, духовных и материальных, ушел на достижение результатов отрицательных, что неизбежно затормозило достижение положительных благ Такое по ложение явилось настоящим трагизмом русской жизни
д) Сравнение с Западом. Зато Запад растил свою культуру и внешнюю мощь в условиях гораздо более благоприятных. «Азиатско го» фронта он не знал. Набеги норманнов были явлением временным, осев на новых местах, они приняли язык и культуру туземного населения, легко и незаметно слились с ним. К тому же они оказались не только викингами-разбойниками: они сумели и создать государст венный строй, и укрепить его на основе права и закона. Англия, Нормандия и Сицилия тому доказательство. Заняв Паннонскую рав нину, сумели сбросить с себя азиатское обличье и мадьяры Что же касается арабов, то еще вопрос, чего больше — зла или добра — внесли они в европейскую жизнь своим появлением в Испании, в Южной Франции и Сицилии. Арабы явились в Европу в пору высокого развития своей культуры: последняя, в некоторых отраслях, даже превосходила культуру тогдашнего христианского мира, и завоевание арабов, нанеся зло, неизбежное при всякой войне, обогатило евро-
См. Приложения. № 3: «Что такое Россия: часть ли Европы или особый мир - Евразия**.
Е. Ф. Шмурло
пейский мир полезными знаниями (медицина, математика, география, архитектура, поэзия, философия).
е) Роль Славянства. Не один русский народ давал отпор «Азии»' эту трудную задачу он делил с остальными славянскими народами «Азия» надвигалась на Европу не через одни только «Европейские Ворота», но и со стороны Леванта. Не один русский народ, но и поляки, и южные славяне, и чехи, моравы, словаки также на горьком опыте познали — кто иго татарское, кто плен турецкий, кто насилие и гнет мадьярский. Своею грудью они сдерживали — и сдержали! — напор азиатских волн, не допустив их разлиться дальше Таким образом, славянский мир во всей его совокупности: славяне и вос точные, и южные, и западные, явились форпостом Западной Европы, приняли на себя злые удары и тем выполнили почетную миссию, возложенную на них историей, — служить в течение веков щитом и оплотом западной — германо-романской — цивилизации.
ж) Будущее. Закончилась ли для России эта борьба с Азией? Кто решится ответить на этот вопрос утвердительно? Конечно, тысяча лет усилий вполне обеспечили существование и прочность русского «европеизма»; азиатская волна в русском культурном потоке, конечно, более уже не зальет его европейского берега; а все же связь с «Азией» отнюдь не порвана, и ныне, в XX ст., узел затянут, может быть, еще туже, чем на заре нашей истории. Зато соотношение сил теперь совсем иное: русский человек идет на Восток уже не для обороны и тем более не для завоеваний — он идет туда с тем, чтобы путем ассими ляции и мирного сближения с туземным населением выполнить там вторую свою миссию — передать Востоку плоды европейско-хрис- тианской культуры и цивилизации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление