Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ механизма мышления




 

Проблема «не наглядных элементов» мышления была первой проблемой, поставленной Вюрцбургской школой. Значитель­но позднее ее представителями был предпринят анализ детер­минации мыслительной деятельности, направленный на дока­зательство того, что с позиций ассоциационизма невозможно «объяснить процесс мышления, что кроме механизма ассоциаций существуют другие, не менее важные механизмы, обусловлива­ющие упорядоченный и целенаправленный ход мышления.

Постановка проблемы механизмов процесса мышления и предложенное вюрцбуржцами ее решение имеют особое значение для проблемы мышления в психологии. В этих исследованиях Вюрцбургской школы в первый раз в истории психологии была выделена специфика мышления как процесса решения задачи.

В результате постановки этой проблемы, в Вюрцбургской школе впервые в отчетливой форме была заложена основа для разделения умственной деятельности человека (как деятельно­сти в уме) и собственно процесса его мышления. Возможно, что точнее этот шаг можно было бы выразить как выделение из ши­рокого плана умственной деятельности более узкой сферы мыс­лительной деятельности как специфического процесса решения задачи. Характеристика мышления как не наглядного знания относилась к умственной деятельности вообще. Подчеркивание же роли задачи, вопроса в детерминации движения мыслитель­ного 'процесса относилось к определению мышления как осо­бой формы умственной деятельности — как процесса решения задач.

Впервые понятие задачи было выдвинуто Ваттом. В его ра­ботах исследуется вопрос о влиянии задачи на процесс мышле­ния. Как можно судить по контексту его рассуждений. Ватт под «задачей» понимает превращение даваемых испытуемым инструкций в самоинструкции. Эти самоинструкции или задачи начинают функционировать в мышлении человека, определяя избирательный его характер. Последовательное движение мы­шления при этом выглядит следующим образом. Слово-раздра­житель актуализирует ряд репродуктивных тенденций — нечто вроде операций памяти, имеющих в своей основе механизм ас­социаций. Эти репродуктивные тенденции вызывают появление в сознании человека большого количества слов, понятий и зна­ний, ассоциативно связанных в результате прошлого опыта со словом-раздражителем. Значительная часть этих актуализиро­ванных элементов сознания не имеет никакого отношения к вы­полнению полученной испытуемым в данной ситуации инструк­ции. Необходим какой-то дополнительный механизм, избира­тельно действующий на воспроизведенные ассоциации. Его роль и выполняет «задача», или самоинструкция испытуемого, в ре­зультате которой одни ассоциации усиливаются, а другие тор­мозятся.

Ватт обнаружил, что в начале эксперимента испытуемый не­сколько раз повторял задачу про себя, но затем это проговаривание исчезало, и задача вообще переставала осознаваться. Несмотря на это. Ватт приходит к заключению, что задача про­должает действовать и обусловливает появление правильных ответов, которые самим человеком переживаются как непроиз­вольные.

Характеристика мышления как процесса решения задачи уже используется Бюлером в качестве основы его исследований. Отказываясь дать сколько-нибудь полное определение мышле­ния, Бюлер считает необходимым и достаточным для этого за­дать человеку вопрос, на который тот обязательно должен от­ветить. Вопрос вызывает возникновение в уме человека задачи, решение которой и составляет суть мышления. Но Бюлер отка­зывается исследовать, как он выражается, «диалектику мышле­ния», ограничивая свою задачу поисками не наглядных элемен­тов и их подробной характеристикой.

Из всех представителей Вюрцбургской школы лишь Ах по­пытался дать более детальный анализ механизмов мыслитель­ной деятельности. Мало дифференцированное понятие «задачи» Ватта Ах разлагает на две части, вводя новые понятия «детер­минирующих тенденций» и «представления цели».

Особенно важно утверждение Аха о том, что человек не осознает собственной мыслительной деятельности, операций и механизмов своего мышления. Это утверждение объясняет, по­чему Ах в своих выводах вынужден отступить от общепринятого в Вюрцбургской школе приема простого «редактирования» вы­сказываний испытуемых.

Такой метод ничего не может дать при исследовании меха­низмов мышления. Однако вюрцбуржцы не владеют иным ме­тодом анализа полученных данных. Поэтому работа Аха произ­водит странное впечатление на современного психолога. Выво­ды о механизмах мышления в ней излагаются вне связи с огромным количеством приводимых до этого протоколов, содер­жащих ретроспективный отчет о данных самонаблюдения. Это обстоятельство побуждает некоторых современных психологов говорить о неряшливости некоторых работ Вюрцбургской шко­лы, о хаотичности изложения.

Хамфри посвящает специальный раздел «беспорядкам в из­ложении Аха». Он указывает, что вывод Аха о детерминирую­щих, тенденциях как главном механизме мышления совершенно не подготовлен. В главе, носящей название «Детерминирующие тенденции. Осознавание», содержится положение, что исследо­вания, описанные в предыдущих параграфах, делают необходимым понятие детерминирующих тенденций. «Это утверждение, — пишет Хамфри, — неожиданно для читателя, потому что детер­минирующие тенденции были упомянуты ранее лишь в одном месте и то почти случайно, в ходе высказывания о том, что дей­ствие воли не обязательно «должно быть дано как сознательный опыт... Фактически, следовательно, понятие детерминирующих тенденций не является необходимым для описания экспериментов»27. Отмечая этот факт, Хамфри не вскрывает его причину, которая заключается в том, что Ах не мог непосредственно про­честь в отчетах самонаблюдения о механизмах мышления и вынужден был работать иным, непривычным методом, остав­шимся за пределами изложения. Этот метод состоит в логиче­ском конструировании, в результате сопоставления «раздражителей» и различных реакций испытуемого, некоторого механиз­ма, опосредствующего воздействия на человека инструкций и демонстрируемых предметов.

Согласно теории Аха, механизм мышления представляется следующим образом. В результате полученной инструкции действовать определенным образом при появлении указанного раздражителя, у человека образуется представление цели. От последнего исходят специфические влияния, называемые детерминирующими тенденциями. Ах точно не раскрывает, какую приро­ду имеют эти тенденции, но некоторые его высказывания дают основание предполагать, что в своей основе они являются репродуктивными. Так, вводя понятие представления цели, Ах говорит о репродуктивных тенденциях, соответствующих значе­нию, которое имеет представление цели. Об их своеобразии можно лишь строить предположения. Судя по контексту, наибо­лее вероятным может быть следующая гипотеза. Детерминирующие тенденции проистекают не непосредственно от образа, цели, но от значения, которое имеет для испытуемого этот об­раз. Ведь для Аха, как и любого другого представителя Вюрцбургской школы, образы не являются элементами мышления. Непосредственно перед разъяснением действия детерминирую­щих тенденций идущих от переживания цели, Ах указывает, что образы «есть знаки, наглядные символы осознавания значе­ния»28. Таким образом, можно предполагать, что детерминиру­ющие влияния идут от значения цели. Они направляются, пословам Аха, на представление того раздражителя, который дол­жен появиться. Этот последний в теории Аха называется соот­носящимся представлением. Детерминирующие тенденции, следовательно, приводят в связь два представления — представле­ние цели и образ ожидаемого раздражителя. Эту связь Ах характеризует следующим образом: «Формирование такого рода отношений между представлением цели и соотносящимся представлением мы называем намерением»29. Человек, по мне­нию Аха, может иногда осознавать представление цели и наме­рение. Но по большей части они совсем не переживаются чело­веком. Детерминирующие же тенденции всегда действуют на уровне бессознательного. Давая заключительные определения детерминирующим тенденциям, Ах пишет: «Эти установки, действующие в неосознаваемом, исходящие от значения представления цели, направленные на приходящее соотносящееся представление, которые влекут за собой спонтанное появление детерминированного представления, мы обозначаем как детерминирующие тенденции»30.

________________________

27 G. Humphrey. Thinking. An introduction to its experimental psychology, London, 1951, p. 91.

28 N. Ach. über die Willenstätigkeit und das Denken. Göttingen, 1905. S. 222.

29 N. Ach. Op. cit., S. 224.

30 Там же, стр. 228.

 

Самым веским доказательством существования неосознаваемых детерминирующих тенденций Ах считает собственные опы­ты с испытуемыми в состоянии гипноза. Так, одному из загипнотизированных дается следующая инструкция: «Будут показаны две карточки с двумя цифрами. При предъявлении первой кар­точки вы должны назвать сумму чисел, после подачи второй — разность». После того как испытуемый проснулся, ему была по­казана карточка с числами 6/2. Взглянув на них, испытуемый произнес «восемь». Карточка с цифрами 4/2 вызвала у него от­вет «два». На вопрос, почему он произнес слово «восемь», испы­туемый ответил, что он испытывал настоятельную потребность сказать именно это слово.

Опираясь на подобного рода опыты, Ах пытается следующим образом разъяснить механизм действия детерминирующих тен­денций. Появляющийся после инструкции раздражитель вызы­вает у человека ряд репродуктивных тенденций. Так, при демон­страции первой карточки по механизму репродуктивных тенден­ций могут актуализироваться ответы «три», «восемь», «четыре» и «двенадцать». Но в несознаваемой человеком инструкции со­держался приказ «складывать». Идущая отсюда детерминирую­щая тенденция усилила лишь одну репродуктивную тенденцию и оттеснила все остальные. Это взаимодействие детерминирую­щих и репродуктивных тенденций и обусловило ответ «восемь», произнесенный вслух.

Делая все эти выводы, Ах не прибегает к данным интроспек­тивного отчета своих испытуемых. Вернее, он ссылается на них лишь для доказательства, что человек не осознает механизма своего мышления. Действительно, испытуемые, даже не находя­щиеся в состоянии гипноза, сообщают, что результат, соответ­ствующий инструкции, сразу появляется у них в.голове, без вспоминания правил и указаний.

Вводя понятие неосознаваемых детерминирующих тенден­ций, Ах отступает с позиций махистского позитивизма. В его те­ории эти тенденции выступают в виде сущности мыслительной деятельности, проявляющейся в самых различных формах; не­которые из них могут осознаваться самим человеком. Наиболее важной формой проявления действия детерминирующих тенден­ций является, по мнению Аха, так называемая детерминирован­ная абстракция, т. е. отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителей, и восприятие, запоминание, осознавание других.

Детерминирующие тенденции далее могут появляться в сфе­ре эмоций, в иллюзиях восприятия, в особом структурировании восприятия. Говоря языком гештальт-психологии, зрительный раздражитель распадается на фигуру и фон, где фигурой ста­новится та часть раздражителя, на которую направляются детерминирующие тенденции.

В случае намерения складывать, цифры иногда воспринима­ются как стоящие совсем рядом, при детерминации вычитать — сильно разведенными. Наконец, детерминирующая тенденция может проявляться в реакциях, причины которых сам испытуе­мый не осознает и отвечает, что ему почему-то захотелось ска­зать именно это слово или нажать кнопку таким-то пальцем. Та­ким образом, детерминирующие тенденции могут проявляться как в сфере восприятия, так и в сфере чисто моторных и сло­весных реакций.

Ах придает важнейшее значение детерминирующим тенден­циям в осуществлении мыслительной деятельности. Именно они, по его мнению, придают мышлению целенаправленный харак­тер, упорядочивают ход мысли. «Итак, мы видим, — заключает Ах, — что последействия, исходящие от детерминирующих тен­денций, определяют упорядоченное и целенаправленное течение духовных явлений»31.

________________________

31 N. Ach. Op. cit., S. 196.

 

Механизм детерминирующих тенденций Ах противопостав­ляет механизму ассоциаций. По его мнению, если бы действовал лишь один последний механизм, то мышление человека пред­ставляло бы собой причудливые цепи представлений.

Несводимость детерминирующих тенденций к ассоциациям Ах пытается доказать тем, что эти тенденции обусловливают образование новых ассоциаций. Так, при выполнении инструк­ции реагировать определенным образом на предъявляемую кар­точку у испытуемого образуется ассоциация между этой реак­цией и никогда ранее не воспринимавшейся карточкой. Другим примером могут служить опыты, в которых испытуемые должны были подбирать рифму или аллитерацию к появившимся на карточке слогам. Отвечая на слог «меф» другим слогом «леф» или на «бид» слогом «лид», испытуемые тем самым ассоциирова­ли эти ранее не связанные друг с другом слоги.

Таким образом, вюрцбургская теория мышления постулиру­ет существование двух основных механизмов мыслительной деятельности — ассоциаций и детерминирующих тенденций. Это положение означает, что по существу Вюрцбургской школе не удалось преодолеть ассоциативную доктрину умственной деятельности. Она лишь дополнила эту доктрину, введя новое понятие. Однако вюрцбуржцам так и не удалось доказать, чем же принципиально этот механизм отличается от механизма ассо­циаций, от репродуктивных тенденций. Ватт и Ах нередко даже определяют детерминирующие тенденции как «наисильнейшие тенденции к репродукции», указывая тем самым лишь на коли­чественное отличие этих последних от ассоциаций.

Несмотря, однако, на неясность содержания понятия детерминирующих тенденций, стремление представителей Вюрцбургской школы подчеркнуть исходящее из задачи влияние, регулирующее и контролирующее ход мышления, поставило перед психологами большую проблему механизмов детерминации ум­ственной деятельности. Эксперименты этой школы указали на необходимость пересмотреть ассоциативную доктрину.

Этим, однако, не ограничивается значение работ Вюрцбург­ской школы для развития психологии мышления.

Прежде всего в психологию мышления прочно вошла данная этой школой в эмпирической форме характеристика мышления как процесса решения задач.

Вюрцбуржцы далее доказали, что недостаточно вопроса или задачи для функционирования мышления, для этого необходи­мо намерение ее решить. Подчеркивание этого мотивационного аспекта мыслительной деятельности шло в общем русле посте­пенного формирования с начала XX в. в психологии проблемы мотивации, до сих пор вытеснявшейся изучением простых по­знавательных процессов.

Большая проблема перед психологами возникла в связи с положением о мышлении как направленном и избирательном процессе. Проблема направленности с этих пор неизменно фигурирует вплоть до нашего времени в различных работах по психологии мышления. Ее поднимает с позиций гештальт-психоло­гии Майер, над ней работают современные бихевиористы.

Содержание работ Вюрцбургской школы позволяет поста­вить еще два вопроса. Первый из них был уже обозначен как вопрос о не наглядном знании у человека. С позиций современ­ной научной психологии его следует формулировать как вопрос о чувственных корнях и предметном содержании абстрактного мышления. Постановка второго вопроса диктуется общей оцен­кой исследований Вюрцбургской школы. Хотя задача работ определялась как изучение сущности мышления человека, в действительности эксперименты содержали материалы, показывающие, как человек осознает и вербализирует ход своего мышления. С этой точки зрения второй вопрос мог бы быть постав­лен так: как открытые объективным путем закономерности ум­ственной деятельности проявляются в сфере осознания челове­ка. Приведем в качестве примера факты, конкретизирующие поставленную проблему.

Некоторые исследователи Вюрцбургской школы, особенно Мессер, показали, что при задании подыскать к данному поня­тию соподчиненное, испытуемые сообщали, что сначала им в го­лову приходило общее понятие, в которое входило понятие – раздражитель, и лишь потом они могли назвать другое понятие, соподчиненное вместе с первым более общему понятию. Значительный материал по этому вопросу содержится в работе Мессера32. Нельзя не сопоставить эти данные с результатами исследования обобщающей функции слова при помощи условнорефлекторной методики33.

Эти исследования показали, что между различными видовы­ми понятиями не существует прямых временных связей, но каж­дое из видовых понятий прочно связано с родовым. Отсюда ста­новится логичным предположение, что переход от одного видо­вого понятия к другому совершается через родовое понятие. Именно этот факт и нашел свое отражение в отчетах вюрцбуржцев.

Разумеется, речь идет отнюдь не о том, что результаты исследований Вюрцбургской школы должны пересматриваться или заново анализироваться в аспекте проблемы осознавания челове­ком своей умственной деятельности. Но эта проблема может быть поставлена в настоящее время, так как уже накоплено мно­го сведений о закономерностях мыслительной деятельности че­ловека.

Наконец, результаты экспериментов представителей Вюрц­бургской школы и их выводы о существовании неосознаваемых детерминирующих тенденций, проявляющихся в различных реак­циях, объективно оказались направленными против интроспек­тивного понимания сознания. Действительно, интроспекционизм непременно предполагает отождествление сущности всякого пси­хического процесса с проявлением ее в самонаблюдении. Пред­полагается, иначе говоря, что в интроспекции сущность и явле­ния психики совпадают, что явления сознания в самонаблюдени­ях исчерпывают его сущность. Работы же Ватта и Аха показали, что одна из наиболее существенных характеристик умственной деятельности вообще не выявляется в самонаблюдении и может изучаться лишь опосредствованным путем. В экспериментах да­лее обнаружилось, что эта характеристика упорядоченности, це­ленаправленности и т. д. имеет множество проявлений в зависи­мости от конкретных условий умственной деятельности.

Несовместимость полученных результатов с исходными интроспективными позициями была осознана и некоторыми представителями Вюрцбургской школы, подвергнувшими пересмотру эти позиции. Особенно показательной в этом отношении явилась эволюция взглядов Аха. В своем труде «Об образовании поня­тий»34 Ах развивает идеи о необходимости генетического подхо­да к изучению мышления. Эти идеи Ах попытался осуществить, разработав для изучения образования понятий методику предъ­явления испытуемым ряда сходных фигур и регистрации реакций на них испытуемых. По этим реакциям Ах пытался заключить о процессах, составляющих механизм образования понятий. Тем самым Ах предпринял шаги к созданию объективной методики изучения определенной стороны мышления. Он, таким образом, отказался от интроспекционистского отождествления сущности всякого психического процесса с его проявлением в самонаблю­дении. Так, постепенно практика экспериментальной работы, подрывая позитивизм интроспективной психологии, вызвала зна­чительные сдвиги методологических позиций некоторых ради­кальных ее представителей.

________________________

32 См. А. Messer. Op. cit., S. 188.

33 Н.И. Красногорский. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1. М., 1954, стр. 467; А.Г. Иванов-Смоленский. Исследования совместной работы и взаимодействия первой и второй сигнальных систем применительно к задачам медицины. — «Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова», 1953, т. III, вып. 4.

34 N. Ach. über die Begriffsbildung. Bamberg, 1921.

 

ГЛАВА IV

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.