Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические принципы ассоциативной психологии и их применение к проблеме мышления




 

Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, развернув программу создания независимой от философии эмпирической психологической науки, заявили, что они стремятся строить ее на опытных нача­лах в союзе с естествознанием, одерживавшим в то время все но­вые победы. Внесение в психологию теоретических принципов и методов естествознания — таков был их призыв. Однако идеали­стическое представление о природе психического оставалось для них незыблемым. Союз с естествознанием, заключенный под эги­дой позитивизма, ставшего методологической основой ассоциа­тивной психологии, оставлял в психологической теории доста­точно места идеалистическим воззрениям. Как известно, в контовской системе наук психологии не нашлось места. Д.С. Милль, Г. Спенсер и А. Бэн, присоединяясь к Конту в его взглядах на методологию науки, критически отнеслись к его классификации наук. В противоречие со взглядами Хонта, они отстаивали необ­ходимость выделить психологию в самостоятельную науку и при­менить к ней позитивный метод. Более того, они утверждали, что только психология может придать достоверность позитивиз­му, став основой всех положительных наук2.

________________________

1 См. H.C. Warren. A history of the association psychology. London, 1921.

2 См. Д.С. Милль. Огюст Конт и позитивизм; Г. Спенсер. О причи­нах моего разногласия с О. Контом. — В сб. «Огюст Конт и позитивизм». М., 1897.

 

Выделение психологии из философии и превращение ее в позитивную опытную науку, пользующуюся естественнонаучными методами, усматривалось в том, что предметом ее объявлялось исследование не сущности духа, а описание его явлений в созна­нии. На этом основании и говорилось о «психологии без души», что вовсе не означало отрицания самой души как особой субстанции. Более того, хотя новая психология декларировала свое отделение от философии и заявляла, что отказывается от решения философских вопросов, поскольку они находятся за преде­лами эмпирической науки, она занимала в отношении к ним совершенно определенную философскую позицию.

Определение психологических понятий у Д.С. Милля, кото­рого В.И. Ленин относил к типичным представителям юмистско-берклеанской группы в философии, предполагало субъективно-идеалистическое решение вопроса об отношении психического к материальному миру. Материю он считает «постоянной воз­можностью ощущения»3, а объективный мир — психологической конструкцией, возникающей на основе «уверенности» в возмож­ности определенных групп ощущений. Теория Милля «испраши­вает» лишь ощущения и известный порядок между ними, который выражается в преемственности ощущения и одновременности их существования. Преемственность ощущений является условием мышления.

А. Бэн разделял взгляды Д.С. Милля, но был менее последо­вателен в своих воззрениях, сочетая субъективный идеализм в во­просах гносеологии с психофизиологическим параллелизмом в понимании отношения психического и телесного; порой он решал с дуалистических позиций и гносеологические вопросы4.

Г. Спенсер определял свое мировоззрение как философско-религиозную доктрину и именовал его преобразованным реализ­мом. Он полагал, что «материя, движение и сила — только сим­волы неведомых реальностей»5 и считал, что ощущения, ни в ка­кой мере не отражая свойств предметов объективного мира, лишь указывают на некоторое существующее помимо нашего сознания бытие «не-я».

________________________

3 Д.С. Милль. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях. СПб., 1869, стр. 187 (русский перевод книги: J.S. Mill. An examination of Sir William Hamilton’s philosophy. London, 1865).

4 См. А. Бэн. Психология. СПб., 1887, стр. 1 — 3, 447 — 456; A. Bain. The senses and the intellect. London, 3 d ed., 1868, рр. 1 — 6, 668 — 669.

5 Г. Спенсер. Основные начала. СПб., 1886, стр. 374.

 

Позитивистские положения о том, что наука сводится к опи­санию непосредственно наблюдаемых явлений, данных в опыте, ограничение задачи научного исследования внешним описанием и классификацией непосредственно наблюдаемых явлений, отри­цание возможности проникнуть в сущность предметов, так же как отрицание возможности познать внутренние закономерные связи и отношения исследуемых явлений, перенесенные в психо­логию, сочетаясь с философскими взглядами психологов-ассоциационистов, приобретали такой смысл. Предметом психологии является интроспективное изучение явлений сознания, поскольку свойства духа непосредственно доступны только интроспекции, а опыт надо понимать как испытанные ранее состояния сознания или прошлые переживания, удерживаемые памятью. Поэтому опытное исследование в психологии сводится к наблюдению яв­лений сознания в разных их сочетаниях во времени. Толкование явлений сознания как единственно данной реальности, а вместе с тем и субъективно-идеалистическое понятие внутреннего опыта как независимого от материального мира и заключающегося в непосредственном наблюдении явлений сознания — интроспек­ции, ассоциативная психология и вкладывала в определение предмета своей науки, называя себя опытной, эмпирической пси­хологией.

Намереваясь создать «естественную историю духа» парал­лельно естественной истории материального мира, эмпирическая психология искала в явлениях сознания подобий явлениям при­роды. Открытие атомов в физике, периодической системы эле­ментов в химии, клеточного строения организмов в биологии укрепляли стремление найти простейшие элементы духовной жиз­ни человека. Задача научного познания психических явлений усматривалась в том, чтобы разложить сознание на составные элементы, подобные атомам, и найти общий закон связи этих элементов, подобный физическому закону тяготения. Таким за­коном был объявлен закон ассоциаций по смежности в простран­стве и времени и по сходству.

Однако учение об ассоциациях, развитое в XVIII в. с пози­ций механистического материализма, не согласовалось с идеалистическими воззрениями поборников нового направления, так как искало материальные причины психической деятельности и сводило ее к сочетанию элементов мозга. Идеалистическая ассоциативная психология XIX в., отказываясь детерминировать психическое материальными причинами, перенесла всю ассоциативную деятельность в круг сознания. Простейшими элементами сознания ассоциативная психология нового направления объ­явила чувствования6 и хранимые памятью их копии — простые идеи или представления7, обособив их от работы мозга, признав лишь параллельность протекания психических и физиологиче­ских процессов.

В об щем понимании ассоциаций как закона притяжения идей и их воспроизведения объединялись все психологи-ассоциационисты этого направления. Однако конкретизировалось это общее положение по-разному. Вопрос о количестве принципов ассо­циации и об их сравнительной важности был предметом долгих споров. Большинство считало основными ассоциации по смеж­ности во времени и пространстве и ассоциации по сходству. Не­которые сводили ассоциации по сходству к ассоциациям по смеж­ности. Иные, наоборот, расширяли количество основных принци­пов и вводили ассоциации причинности, действия и (конструктив­ные ассоциации.

Ассоциативные принципы имели целый ряд не совпадающих значений в зависимости от того, к какой области фактов созна­ния они прилагались. Они могли быть регулирующим принципом течения мыслей, переходов между отдельными моментами созна­тельного процесса; принципом воспроизведения, повторения прошлых мыслей; принципом новых состояний сознания как це­лых, в которых еще заметны ассоциированные элементы; прин­ципом образования таких состояний, в которых уже не заметны ассоциированные элементы (по выражению Д.С. Милля, «пси­хическая химия»); принципом синтеза, координации и перегруп­пировки чувственных данных.

Теория мышления ассоциативной психологии строилась в соответствии с ее исходными методологическими принципами. Мышление оказывалось замкнутым во внутреннем мире созна­ния, рассматривалось вне зависимости от объективного мира. Принцип непосредственной данности психического не позволял выйти за пределы субъективного мира, мира идей, которые ока­зывались единственно возможным объектом познания. Причины появления и течения мыслей усматривались внутри сознания и вне связи с работой мозга.

Ассоциативная психология считала, что духу (mind) присущи три основных свойства: чувствование (feeling), воля (will) и мышление (thought)8. Последнее свойство называлось также интеллектом (intellect), познавательностью (cognition) или мыс­лительной функцией духа (thinking function of the mind). Все эти термины употреблялись однозначно9. В мышление ассоциа­тивная психология включала восприятие, память, воображение. Со временем восприятие, память, воображение стали рассматри­вать как особые функции духа, а мышлением называть более узкую область познавательной деятельности — процесс решения задач. Понятием «интеллект» начали преимущественно обозна­чать умственную одаренность, понимая под этим комплекс по­знавательных способностей.

________________________

6 О том, как понимался термин «чувствование» (feeling), см. Дж. Ст. Милль. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914, стр. 44 — 45 и 773; А. Вain. The senses and the intellect, Preface, р. IV. На смысл этого термина неоднократно указывали русские переводчики сочинений Д.С. Милля, Г. Спенсера и А. Бэна. В русском издании книги Г. Спенсера «Основания психологии» (СПб., 1876) переводчик в примечании пишет; «Счи­таем не лишние заметить, что словом feeling, переведенным здесь «чувство», Спенсер обозначает зараз и ощущения (sensations) и настоящие чувства в общепринятом смысле этого слова, т. е. страстные душевные волнения (emotions) и даже, пожалуй, идеи, поскольку отношение между двумя чув­ствами может быть само названо чувством» (т. I, стр. 102 — 103). Несколько далее (стр. 126) переводчик замечает: «Мы предпочли переводить слово feeling несколько устаревшим словом «чувствование», чтобы сохранить слово «чувство» для передачи слова emotion». См. также примечания переводчика В.Н. Ивановского к указанной книге Д.С. Милля (стр. 43—44). В русской психологии прошлого века слово «чувствование» употреблялось также в широком смысле, а равнозначно с термином «эмоция» употребляли слово «вол­нение».

7 В русской психологической литературе XIX и начала XX в. в переводах сочинений английских авторов слово «идея» обычно переводили словом представление (например, в переводах книг А. Бэна, Дж. Стаута и др.). В рабо­тах немецких психологов-ассоциационистов словом представление (Vorstellung) обозначается то, что английские психологи называют идеей.

8 В русских переводах сочинений английских ассоциационистов, сделан­ных в середине прошлого века, чаще встречается термин — «мыслительность» и «ум».

9 См. А. Б э н. Психология, стр. 2, 3, 93 и др., а также: А. Bain. The senses and the intellect, р. 2, б, 6, 321.

 

Представление об умственной деятельности в ассоциативной психологии было тесно связано с представлением о том, что соз­нание непрерывно переходит от одного известного состояния к другому, дифференцируя эти образующие его состояния. Эти последовательно изменяющиеся явления сознания становятся элементами мысли тогда, когда ум познает их как сходные с теми или иными прежде испытанными состояниями или устанавли­вает разницу между ними, позволяя классифицировать их. Рабо­та ума и состоит в установлении различий и сходств явлений сознания, в их размещении и классификации. Поэтому первичными атрибутами мышления признавались: сознание различия, сознание сходства и удерживание, или запоминание. Ум произ­водит разного рода сочетания простых элементов сознания, груп­пируя их путем ассоциации в сложные состояния.

Простыми элементами, с которыми имел дело ум, были ощу­щения (senses). Под ними разумелись те чувствования (feelings), которыми сознание отвечало на внешние раздражения органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Этим ви­дом чувствований ведал ум. Другой вид чувствования — «хоте­ния» — попадали в распоряжение воли, а третий вид образовы­вал эмоции. Предполагалось, что раздражение органов чувств служит лишь поводом для возникновения ощущений. Далее опре­деления того, что «ощущение есть первичная часть чувствования и всегда предшествует умственным операциям»10, психологи-ассоциационисты не считали нужным идти, так как это выходило за пределы эмпирической психологии, которая изначала отвер­гала предметную детерминацию ощущений.

Ощущения и их копии — простые идеи — понимались как единственная реальная данность; сложные образования сознания принимались за ассоциацию идей. Содержание мышления сво­дилось к характеристике элементарных явлений — простых идей и их разнообразных отношений. При этих условиях задача психологического анализа мышления состояла в выяснении отношений между простыми идеями и в определении тех законов ассоциаций, то которым сложные идеи создаются из простых. Предполагалось, что сложные идеи, хотя они возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишь их группировка и не происходит никакого обогащения или углубления познания. Обобщение идет, так ска­зать, в плоскости явлений, и результат его рядоположен им. Во­прос о выделении существенных свойств в обобщении и не ста­вился. Общие идеи рассматривались в духе локковской теории как отвлечение и объединение любых свойств, общих для ряда сложных комплексов. «Всякая конкретная вещь, — пишет Бэн, — входит в такое количество классов, сколько она имеет атрибутов относить ее к одному из этих классов и представлять соответ­ствующий атрибут — есть процесс отвлечения»11.

________________________

10 См. А. Бэн. Указ. соч., стр. 3.

11 А. Бэн. Указ. соч., стр. 201.

 

Для ассоциативной теории Милля, Бэла, Спенсера и их последователей такое представление об обобщении было достаточным потому, что они, во-первых, считали возможным ограничивать научное исследование наблюдением явлений, отрывая от них, как заведомо непознаваемую, стоящую за ними сущность. Во-вторых, иного уровня, кроме чувственного, в познании у них не было (при этом не следует забывать идеалистическую на­правленность сенсуализма их теории). В такой характеристике мышления явственно выступают не только сенсуализм, но и атомизм и механицизм ассоциативной теории. Как мы уви­дим далее, эти черты и были отмечены прежде всего ее крити­ками.

Вопрос о репродукции идей был одним из центральных воп­росов ассоциативной теория мышления, поскольку движение мысли зависело от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти. На этом основании тео­рию мышления ассоциативной психологии называли теорией репродуктивного мышления. Именно против этого положения выступили впоследствии представители гештальт-психологии, поставив задачу изучения продуктивного, или творческого, мышления.

Эти общие положения об умственной деятельности получили различную конкретизацию у разных представителей ассоциатив­ной психологии.

Д.С. Милль дает мышлению самое схематическое психоло­гическое толкование, общее с объяснением возникновения и те­чения психических актов. Далее мышление рассматривается им уже в плоскости логики. Однако логический анализ он строит на психологической основе, выводя логические конструкции из психологического процесса познавания. Задачей психологии он считал анализ следования психических явлений и установление закономерностей их протекания, задачей логики — теорию определения или установления истины. Звеном между ними являют­ся особые процессы духа, с помощью которых истина удостове­ряется: образование общих понятий, суждение, умозаключение. Процессы эти подчинены единому закону духовной жизни — за­кону ассоциации. К этому в сущности он сводит вопрос о мыш­лении в психологической теории.

Более подробно в психологическом плане занялся разработ­кой вопросов мышления А. Бэн, воспринявший теоретические положения Д.С. Милля и считавший себя его последователем. В отличие от Милля, который занимался логико-теоретическим анализом естественных наук, Бэн обращался, во-первых, к кон­кретному анализу естественнонаучных фактов — явлений физио­логии нервной системы и прежде всего физиологии органов чувств, во-вторых, к психологическому анализу обыденной дея­тельности человека, и, в-третьих, к анализу истории научных от­крытий, технических изобретений, искусства. Все эти факты он пытался соотнести с умственной деятельностью. Последнему вопросу он посвятил специальное сочинение «Ощущения и интеллект»12.

Все проявления умственной деятельности Бэн последователь­но сводит к первичным свойствам ума: сознанию разницы, со­знанию сходства и удерживанию или памяти. Свойства эти дей­ствуют совместно. В каждом акте дознания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождествления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспроизведения или репродукции в форме идей (прошлых и ис­чезнувших ощущений. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятель­ности, которая ограничивается ассоциированием идей сходных, различных или же сходных и различных разом. «Всякое соб­ственно умственное отправление заключает в себе одно или бо­лее из этих свойств и ничего другого»13, — писал Бэн.

________________________

12 Психологические воззрения А. Бэна изложены в обширном сочинении «Systematic exposition of the human mind», состоящем из двух книг: «The senses and the intellect» (1855) и «The emotions and the will» (1859). Из них Бэн составил «Compendium» (в русском переводе: «Психология», СПб., 1881, 2-е изд., 1887). В дальнейшем ссылки на «Compendium» делаются по этому переводу.

13 А. Бэн. Указ. соч., стр. 93.

 

Закон ассоциации по смежности и закон ассоциации по сход­ству Бэн считал двумя основными законами (мышления. Перво­му подчинены память, привычки, приобретенные качества. Бла­годаря ассоциации (по смежности ум воссоединяет идеи действия с идеями ощущения и чувств. «Действия, ощущения и состояния чувства, встречающиеся вместе или в тесном преемстве, стремят­ся возникать вместе, или связываются так, что, когда впоследствии является в уме одно какое-либо из них, остальные бывают готовы воссоединиться с ним в идее»14.

Главную роль в мышлении Бэн отводит ассоциациям по сходству, которые опираются на процесс отождествления. Коль скоро совершается отождествление двух явлений сознания, со­вершается ассоциация. Таким образом, мысль наша движется от одного отождествления к другому. Процесс обобщения для Бэна — вид ассоциации по сходству15.

На ассоциации по сходству основаны следующие мыслитель­ные действия: 1) классификация, отвлечение, обобщение поня­тий. Отвлеченная идея представляет то, что выражает общее в группе впечатлений; 2) индукция, посредством которой полу­чаются суждения. В своей первоначальной форме умозаключение идет от частного к частному путем индукции и таким путем об­разуются общие положения; 3) дедукция, вывод, отправляющие­ся от общего положения, которое представляет собой упрощен­ные и сгруппированные под одной формулой частные положения. Прием умозаключения идет всегда от частного и приходит к частному же, переходя через общее, представляющее скопление частностей.

Принимая субъективно-идеалистическую схему познаватель­ного процесса, Бэн пытается анализировать факты. И здесь пе­ред ним возникают трудности, заставляющие отступать от при­нятых теоретических положений и стихийно приближаться к материалистическим выводам. Отступление от теоретических положений идет по двум линиям. Во-первых, факты из области физиологии органов чувств свидетельствовали о зависимости ощущений от работы мозга и органов чувств, а также о зависи­мости ощущений от предметного мира. И эта связь ощущений с материальным миром выступает у Бэна достаточно отчетливо, входя в противоречие с исходной характеристикой ощущений, определяющей и характеристику мышления. Во-вторых, подвер­гая психологическому анализу примеры, взятые из жизни, на­учные открытия, технические изобретения, Бэн прямо переносит принципы ассоциации на продукты человеческой культуры, пы­таясь найти в них проявление ассоциаций по смежности и по сходству как универсальных закономерностей16. К ассоциациям по смежности он относит, например «области ремесленной инду­стрии» и «высшей индустрии», «приобретения в области языка», «приобретения в изящных искусствах» и т. д.

________________________

14 Там же, стр. 96; А. Bain. Ор. cit, р. 326.

15 А. Бэн. Указ. соч., стр..144—145; А. Bain. Ор. cit ., р. 457.

16 А. Bain. Ор. Cit.,Intellect,ch. I – IV; А. Бэн. Указ. соч., кн. II, гл. I – III.

 

Бэн пробует свести все достижения человеческой мысли в науке и технике к ассоциациям по сходству, опирающимся на установление тождества. В научных открытиях, уверяет он, можно проследить работу «великой интеллектуальной силы сходства» Открытие всеобщего тяготения Ньютоном, открытия Уатта, Деви, Линнея и многие другие научные открытия Бэн сводит к способности усматривать сходство17.

Во всех случаях обращения Бэна к примерам, взятым из жизни, обнаруживается искусственность теоретического постро­ения, опирающегося на постулат о замкнутости сознания в самом себе. Принятые теоретические положения вступают у него в противоречие с конкретным анализом житейских фактов Вни­мательный и тонкий наблюдатель, Бэн при анализе примеров, взятых из жизни, становится на точку зрения стихийного мате­риализма. Он дает конкретные описательные характеристики различных видов ассоциаций, показывает их роль в мыслитель­ной деятельности и вопреки философским воззрениям устанав­ливает их обусловленность внешними воздействиями и деятель­ностью самого человека18. Так обстоит дело, когда он рассмат­ривает ассоциации движений и выявляет связь сознания с дея­тельностью человека, когда он анализирует практику человека и переходит от идеалистически понимаемого опыта к употребле­нию слова «опыт» в материалистическом смысле, т. е. включает в него практическую деятельность человека. Связывая законы ассоциаций с практикой человека, не укладываясь в принятые теоретические схемы, Бэн тем самым опровергает их.

Мы сталкиваемся и с другими ограничениями, которые накладывает эта схема на конкретный анализ Бэном житейских случаев Речь идет о представлении умственной деятельности как некоего сложения простых элементов, прибавления одного к другому вне всякого преобразования и перехода от низшего уровня к другому—высшему Характерно высказывание самого Бэна «Важно заметить, что наши более сложные приобретения суть род заплат»19. С этой точки зрения обобщение не дает ни­чего нового, а общие принципы являются только частью кон­кретного.

Явная недостаточность принятых законов ассоциации для объяснения движения мысли к новому, неизведанному толкала к поискам новых закономерностей. Бэн выделяет в дополнение к основным законам ассоциации закон сложной ассоциации и закон творческой, или конструктивной, ассоциации. Первый из них он формулировал так. «Прошедшие действия, ощущения» мысли или эмоции воспроизводятся легче, когда они ассоцииро­ваны по смежности или по сходству с более, чем одним настоящим предметом или впечатлением»20. Второй — заключается в дополнении ассоциаций по сходству усилиями воли и чувств, которые дают стимул и руководство течению ассоциаций. Таким путем Бэн стремится преодолеть упреки в репродуктивности мышления и ответить на вопрос о том, как возникают новые мысли.

________________________

17 А. Бэн. Указ. соч., стр. 158.

18 См. А. Бэн. Указ. соч., кн.II.

19 А. Бэн. Указ. соч., стр. 171.

20 Там же, стр. 172 — 173.

 

В творческом умственном процессе Бэн выделяет три усло­вия: «1. Должно существовать подчинение отдельных элементов. 2 Должна существовать идея, план или восприятие желаемых сочетаний, некоторый умственный абрис того, что давало бы нам знать, когда комбинация удачна. 3. Существует ряд опытов или процесс попыток и ошибок. Чувство недостаточности возбуж­дает другую попытку, и так далее, пока известная проба не бу­дет иметь успеха. Момент успеха сопровождается некоторым довольством или возвышением, при котором возникает усилен­ная готовность поддерживать счастливую комбинацию; и обсто­ятельства, таким образом, бывают в высшей степени благопри­ятны для начала прочной ассоциации»21.

Бэн разбирает разного рода конструктивные ассоциации механические, словесные, эмоциональные, конкретно-абстрактные. И он снова смещает психологический анализ. Не будучи в со­стоянии решить кардинальный вопрос отношения сознания и деятельности человека, он ищет законы ассоциаций в явлениях сознания, отрывая их от деятельности человека, или рассматри­вает деятельность человека вне связи с сознанием и стремится подвести ее под законы ассоциаций.

Г Спенсер первый применил прогрессивную идею эволюции к психическим явлениям. Он попытался создать всеобъемлющую картину истории органической жизни, включив в нее и психиче­ское развитие человека вплоть до его высшей формы — мышле­ния. Закон упрочения ассоциаций от их повторения, принятый ассоциативной психологией, приобретал у Спенсера новый смысл. Он перенес его с истории индивида на историю рода. Ассоциации, закрепляясь повторением, передаются по наследству. То, что апостериорно для рода, становится априорным для индивида. Необ­ходимые и всеобщие свойства человеческого сознания — первич­ные интуиции отождествления и различения, сознавание сосуще­ствования и последовательности, причинности — являются про­дуктами эволюции элементов психики от низших форм до выс­ших.

В отличие от других представителей ассоциативной психоло­гии, считавших простейшим элементом сознания чувствования, Спенсер вводил еще одну категорию простых элементов — отно­шения между чувствованиями. У него сознание по своей струк­туре распадается на два взаимосвязанных разряда первичных простых элементов — чувствований и отношений. И тот и другой разряд простых элементов определяется природой самого со­знания22.

________________________

21 А. Бэн. Указ. соч., стр. 185 — 186.

22 См. Г. Спенсер. Основания психологии, т. I СПб., 1876, стр. 217.

 

Простейшим является отношение между двумя чувствовани­ями, т. е. переход от одного состояния сознания к другому. Такой переход предполагает мгновенный толчок, произведенный наступлением нового состояния. Отношения выполняют функцию объединения чувствований в более или менее сложные группы сосуществования и последования. Группы эти затем вступают во взаимные отношения одна с другой и сливаются в более слож­ных комбинациях, образуя таким путем высшие душевные по­строения.

Развитие духа есть прогрессивная интеграция, которая идет в направлении возрастания разнородности интегрированных агрегатов чувствований. В области мышления разнородность до­стигает наибольшего развития в сформировавшихся идеях или понятиях.

В основе знаний лежит «закон состава», согласно которому первичной является ассоциация по сходству между каждым отдельным чувствованием и тем родом или классом предыдущих чувствований, который сходен с данным и к которому он отно­сится. Соединение настоящих чувствований с прошлыми идет и целыми группами, так что сходные отношения настоящего сли­ваются со сходными отношениями прошлых чувствований, обра­зуя идеи отношений. Так, выделение отношений сосуществова­ния ведет к их абстракции, которую мы знаем как пространство. Абстракция отношений последовательности представляет собой время. Мышление путем длинного ряда разных построений мож­но разложить на составляющие его группы чувствований. И в конце концов всякое мышление от самых отвлеченных и сложных умозаключений до элементарной интуиции состоит в установлении отношений сходства и несходства между двумя чувствованиями. Всякий акт познания должен быть актом инте­грации состояний сознания, в то же время, чтобы находились материалы для мысли, необходима ежеминутная дифференциа­ция состояний сознания. Следовательно, всякий умственный акт представляет собой непрерывную дифференциацию и интегра­цию состояний сознания.

Осуществляя таким образом перенос эволюционно-исторического принципа в область высших форм (психической деятельно­сти — мышления, Спенсер остается в пределах принятой ассо­циативной психологией концепции сознания. Но введение в пси­хологию ведущего принципа эволюционной биологии, согласно которому движущая сила развития лежит в приспособительных взаимоотношениях организма с окружающей средой, заставляет его вступить в противоречие с этой концепцией. Следуя этому принципу. Спенсер переходит к объективному методу и дает си­стему объективной психологии.

С новых позиций Спенсер дает новое определение психологии как науки, предмет которой «не есть соотношение между внутренними явлениями; не есть также соотношение между внешни­ми явлениями; но это есть соотношение между этими двумя соотношениями»23. Отсюда следует и новое опре­деление мышления.

Общий и специальный анализ дается Спенсером при помощи субъективного метода — интроспекции. В общем и специальном синтезе он следует объективному методу и рассматривает психи­ку в ее связи с внешней средой. Применяя общий принцип эво­люции, Спенсер выводит умственную деятельность из последо­вательного ряда превращений в органической эволюции элемен­тарных чувствований, устанавливающих соответствие организма со средой, в инстинкт и разум. «Мыслительность, — пишет Спен­сер, — рассматриваемая с самых разнообразных сторон, состоит в установлении соответствий между отношениями в организме и отношениями в среде, а все развитие мыслительной способности может быть формулировано как прогресс таких соответствий в пространстве, во времени, в специальности, в общности и в слож­ности»24.

Как же Спенсер соотносит такие, казалось бы, противореча­щие друг другу взгляды? Разделив психологию на субъективную и объективную, он подчиняет вторую первой «...Объективная психология не может существовать, как таковая, не заимствуя своих данных от субъективной психологии»25. Противоречие двух си­стем — субъективной и объективной — в эволюционном ассоциационизме Спенсера, являющееся результатом столкновения науч­ного знания с идеалистической методологией, разрешается у Спенсера в пользу последней. Соответственно этому Спенсер под­вергает преобразованию понятие среды, которое казалось бы противостоит сознанию как внешняя, независимая от него дей­ствительность, подчиненная объективным законам Он считает понятие среды соотносительным с действиями организма, это лишь сфера проявлений этих действий, а действия требуют вне­сения элемента сознания и, таким образом, относятся к субъек­тивной психологии. В ходе рассуждений Спенсер, подставляя принятую им трактовку среды в определение мышления, реали­зует линию субъективного идеализма. Построения Спенсера сводятся к тому, чтобы через объективную психологию установить господствующее положение науки о духе — психологии — над науками о природе. Поэтому большое научное начинание Спенсера — разработка системы психологических понятий, соответ­ствующих эволюционной теории, повертывается им в конце кон­цов к старым догмам.

________________________

23 Г. Спенсер. Указ. соч., т. I, стр. 138.

Написанные в 1855 г «Основания психологии» были заново переработаны Спенсером после выхода в свет трудов Дарвина. Второе издание, вышедшее в 1870 — 1872 гг., отразив влияние дарвиновской теории, явилось попыткой разработать систему психологических понятий, соответствующую эволюцион­ной теории в биологии.

24 Г. Спенсер. Указ. соч., т. II, стр. 100. Употребляемое автором слово «интеллект» переведено как «мыслительность».

25 Там же, стр. 146 — 147.

 

Как мы видим, у Милля, Бэна, Спенсера ясно обнаруживают­ся те пределы, которые налагает теоретическая схема, и те про­тиворечия, которые возникают при соотнесении психологиче­ского исследования, опирающегося на интроспективную концеп­цию сознания, с принципами и данными естествознания и жиз­ненной практикой. Как только психологи-ассбциационисты про­буют применить свои постулаты к анализу конкретных фактов, они сталкиваются с неразрешимыми для них противоречиями.

Все попытки ассоциативной психологии снять противоречия между теорией и фактами неизменно вели к выходу за пределы сознания, обнаруживали две основные взаимосвязанные зависи­мости: во-первых, зависимость мышления от окружающей чело­века действительности и от его практической деятельности, а во-вторых, зависимость мышления от материального субстрата пси­хики — нервной системы, в первую очередь мозга и органов чувств человека. Зависимости эти настойчиво пробивали себе дорогу, но в ассоциативной психологии они получали извращен­ное толкование, вытекавшее из принятых философских взглядов. При определении психического как бытия особого рода, незави­симого от материального бытия, из психических явлений выклю­чалось познавательное отношение субъекта к объективному миру, определяющее основную, исходную характеристику приро­ды психического. Ассоциативная психология не могла ответить на неизбежные вопросы о том, в чем состоит качественное отли­чие мышления от ощущения, как мышление открывает новое для Человеческого ума, как позволяет человеку познавать неведомое, откуда возникает целенаправленность мышления, почему актуа­лизируются такие ассоциации, которые относятся к решаемой задаче, каким образом возникает замысел решения и как он реа­лизуется, чем отличается мышление при решении определенной задачи от свободного ассоциирования.

В поисках ответа на эти и многие другие возникавшие вопросы, на которые не могла ответить ассоциативная теория, психо­логи приступили к специальным исследованиям мышления, противопоставляя их ассоциативной психологии. Но этому предшествовало внесение эксперимента в психологическую науку, кото­рое началось с области ощущений и восприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.