КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование психологии мышления в капиталистических странах 2 страница
Согласно взглядам психологов-феноменологов, в «феноменах» сущность и явление совпадают. Это положение и является основной теоретической ошибкой феноменологов. Первыми представителями феноменологического направления в экспериментальном исследовании психики вообще и мышления в частности стали представители гештальт-психологии. Слова одного из них — К. Коффки — показывают, насколько тесной оказалась связь между феноменологической позицией и «нейтральным» монизмом или махизмом в этом направлении. «Когда я говорю о восприятии, — пишет Коффка, — я не имеют в виду специфической психической функции, все, что я желаю обозначить этим термином, относится к области опытов, которые не являются просто «воображаемыми», «представляемыми» или «мыслимыми». Таким образом, я бы назвал восприятием письменный стол, за которым я сейчас пишу, аромат табака, который я вдыхаю из моей трубки, или шум уличного движения под моим окном. Иначе говоря, я хочу использовать термин «восприятие» таким путем, чтобы исключить всякое теоретическое предубеждение... я нуждаюсь в термине, который является нейтральным»5. ________________________ 5 K. Koffka. Perception: an introduction to the Gestalt theorie. – In: «Classics in Psychology» («Philosophical Library»). New York, 1961, p. 1130.
Основы феноменологических взглядов были привиты гештальтистам их учителем Штумпфом. Так, Макс Вертгаймер в продолжение 1901 — 1903 гг. работал под его руководством, защитив в 1904 г. докторскую диссертацию у Кюльпе. Вольфганг Келер в 1909 г. под руководством Штумпфа выполнил свою докторскую диссертацию. Наконец, подготовкой докторской диссертации Курта Коффки, которую он защитил одновременно с Келером, также руководил Штумпф. Влияние феноменологии усилилось после выхода в свет в начале XX в. труда Э. Гуссерля «Логические исследования», что особенно повлияло на воззрение Келера. На формирование философских взглядов гештальтистов большое влияние оказал махизм, но философские позиции махизма были слиты со старой психологической системой, против которой и выступили гештальтисты — системой, рассматривавшей ощущения как основные и первичные элементы непосредственного опыта, а предметы как комплексы ощущений. В противоположность этому, уже первые наблюдения Вертгаймера над стробоскопическим движением указывали на то, что человек не осознает отдельных ощущений, а воспринимает некоторые целостные образования. Поэтому гештальтисты дополнили позитивистско-махистские позиции феноменологическим методом, подчеркивающим «объектный» (не объективный!) характер непосредственного опыта. Защите феноменологического метода и выяснению его отношения к теории гештальта Келер посвятил объемистый труд «Место значимости в мире фактов». В предисловии к нему он писал: «Я считаю, что мы до тех пор не будем в состоянии решить окончательно наши проблемы, пока не вернемся к источникам наших понятий — иными словами, пока мы не будем использовать феноменологический метод, качественный анализ опыта»6. ________________________ 6 W. Köhler. The place of value in a world of facts. New York, 1938, p. VII.
Отправляясь от феноменологического метода, апеллирующего к осознаваемым психическим явлениям, гештальтисты основным и первичным содержанием психики объявили целостные образования — формы, или гештальты, а ощущения — результатом последующего анализа этих форм. Всю психическую деятельность, поскольку она не выявлялась феноменологическим анализом, гештальтисты свели к физическим (электрическим) процессам в мозгу и, таким образом, вывели из сферы психологического исследования. Эти положения и феноменологический метод стали основой гештальтистской теории мышления, которая в наиболее отчетливой форме представлена работами Келера и Вертгаймера. В этой теории слиты интересные наблюдения, правильное описание того, как меняется в ходе мышления отражение человеком материала, над которым он работает, и идеалистическая, совершенно умозрительная интерпретация этих наблюдений. Гештальтистская теория мышления развивается в русле сенсуалистического направления: в противоположность Вюрцбургской школе, «материя» мышления объявляется ею непременно сенсорной. Но этот сенсуализм отличен от дискретного сенсуализма Вундта и Титченера. Дело заключается не только в том, что гештальтисты выделяют более крупные, нежели ощущения, единицы анализа. Согласно теории гештальта, поле восприятия, или феноменальное поле, образует непрерывное целое, в котором каждый «объект» включен в сложные отношения с другими «объектами», определяющими свойства этого «объекта». Задачу психологического исследования мышления гештальтисты ограничили лишь описанием изменений, происходящих в поле восприятия, или феноменальном поле индивида. Несмотря на то, что гештальтисты стремились изобразить мышление как целостный процесс, оно предстает как смена дискретных состояний феноменального поля. Каждое из этих состояний не зависит от предшествующего. Их чередование определяется якобы стремлением феноменальных систем к равновесию, к образованию устойчивых гештальтов. Сам мыслящий индивид предстает в этой теории как пассивный носитель феноменальных полей. Роль умственной и практической деятельности в процессе решения задач полностью отбрасывается гештальтистами. Таким образом, гештальт-теория мышления является в известной степени антиподом теории Зельца, и которой основное внимание уделялось именно мыслительной деятельности. Значение гештальт-теории мышления заключается в анализе тех изменений, которые происходят в предметном содержании задачи в ходе ее решения. Эксперименты гештальтистов показывают, как меняется отражение человеком проблемной ситуации по мере продвижения решения. В экспериментах при этом выявился тот важный факт, что новые свойства и качества компонентов проблемной ситуации воспринимаются лишь тогда, когда эти компоненты оказываются включенными в новые отношения. Но гештальтисты не только абсолютизируют эту важную сторону мышления, выдавая ее за единственное содержание процесса решения задач. Они извращенно толкуют весь процесс, по существу отождествляя проблемную ситуацию с ее отражением в мышлении человека, сливая их в одном феноменальном поле или, точнее, сводя объективную ситуацию к наглядному содержанию сознания. Гештальт-теория, следовательно, вполне последовательно проводит тот отрыв мышления от объективной реальности и деятельности человека, который был характерен для ряда предшествующих теорий. Целью опытов гештальтистов было выявление отличия структур феноменального поля в начале и в конце решения задач. Эксперименты показали, что происходящие изменения не ограничиваются восприятием каких-то новых качеств или (отношений объектов: вся «феноменальная» ситуация (т. е. отражение в наглядной форме реальной ситуации) приобретает иную структуру, складывается в новый гештальт. Эти факты, рассматриваемые с точки зрения объективного понимания мышления как процесса познавательного взаимодействия человека с отражаемыми им объектами, указывают на важность активной мыслительной деятельности человека, на значение анализа и выделения различных отношений между элементами задач. Однако сами гештальтисты все изменения структур объясняют «силами», действующими внутри этих структур и переводящими «плохие» структуры в «хорошие». В этом снова проявляется крайний феноменализм гештальтистов, замыкающий все мышление в узкий круг наглядного содержания сознания. На основе анализа изменения «структур» в ходе решения задачи гештальтисты пытаются решить проблему продуктивного мышления, занимающую в их работах ведущее место.. В отличие от Зельца, который продуктивность мышления пытался объяснить функционированием интеллектуальных операций, Келер, Коффка и Вертгаймер основу продуктивности мышления видели во внезапном постижении или уяснении существенных отношений внутри проблемной ситуации. При этом снова не указывается никаких факторов, подготавливающих такое постижение. Более того, из всего контекста гештальт-теории следует, что правильнее было бы говорить о самопроизвольном появлении в уме человека структуры решения задачи: не человек уясняет себе существенные отношения в задаче, а они уясняются ему в результате спонтанного действия сил в «феноменальной» ситуации задачи. В результате правильное наблюдение о необходимости понять все отношения в предметном содержании задачи для успешного ее решения буквально тонет и растворяется в гештальтистских его интерпретациях иобъяснениях. Свое понимание мышления как схватывания существенных отношений в ситуации гештальтисты противопоставляют взглядам бихевиористов, толковавших этот процесс как действие проб и ошибок. Спор этот продолжался в течение нескольких десятков лет, теряя свою актуальность по мере того, как все более и более выяснялась несостоятельность обеих теорий мышления. Описательный и констатирующий характер исследований гештальтистов, невозможность на основе их теорий предсказывать и контролировать процесс мышления, и вместе с тем крах чисто поведенческого подхода к мышлению — все это привело к тому, что психологи стали отходить от позитивистских способов толкования и исследования психики вообще и мышления в частности. Попытки выйти за пределы позитивизма воплотились в работе по перестройке бихевиористической системы взглядов. Основные усилия настроенных пробихевиористически психологов были направлены на решение вопроса о характере и роли внутренних условий организма, подвергающегося воздействию, в детерминации его извне наблюдаемого поведения. Эксперименты убедительно доказывали необходимость введения в теорию понятий, которые относились к явлениям, непосредственно не наблюдаемым, но опосредствующим влияния внешней среды на организм. В результате в начале 30-х годов некоторые психологи предложили дополнить поведенческую теорию понятиями «промежуточных переменных». Однако введение под давлением фактов понятия промежуточных переменных противоречило позитивистско-эмпирической основе психологии поведения: ведь промежуточные переменные не могли наблюдаться непосредственно. Выход из этого затруднения бихевиористы нашли в логическом позитивизме и операционализме. В соответствии с этими философскими позициями необихевиористы объявили промежуточные переменные либо чисто логическими построениями, либо синонимами действий, совершенных организмом в экспериментальной ситуации. Так, Спенс следующим образом определяет промежуточные переменные: «Единственные значения, которые в настоящее время имеют эти теоретические промежуточные построения, даны уравнениями, связывающими их, с одной стороны, с известными экспериментальными переменными — измерениями окружающих условий, и изменениями поведения, с другой. Такие уравнения образуют определение этих терминов»7. ________________________ 7 K.W. Spence. The postulates and methods of behaviorism. – «Psychological Review», 1948, v. 55, N 2, p. 74 – 75.
Однако логический позитивизм и операционализм не раскрывают, каково должно быть конкретное содержание научных понятий. Этот вопрос и встал перед необихевиористами. Толмен попытался построить теорию, в которой понятия для промежуточных переменных были заимствованы из психологии сознания, в частности из гештальт-психологии. Эта теория, однако, не удовлетворила подавляющее большинство необихевиористов. В этой атмосфере начало распространяться в психологии капиталистических стран павловское учение, быстро привлекшее внимание необихевиористов. Оно и было использовано для обновления поведенческой теории. Из учения И.П. Павлова необихевиористы заимствовали всю терминологию, основную классификацию явлений поведения, выводы о стадиях образования условных рефлексов. Особо пристальное внимание было уделено той части павловского учения, которая касалась образования в результате условнорефлекторной деятельности систем временных связей, опосредствующих влияние внешних раздражителей. Это положение И.П. Павлова и было использовано такими бихевиористами как Халл, Спенс, Мальцман, Кофер и другими для построения новой теории промежуточных переменных. Весь этот процесс использования павловского учения представлял собой по существу его позитивистскую обработку и, следовательно, искажение. Павловские термины были наполнены чисто поведенческим содержанием. Понятие же временных связей было заменено понятием навыка. Этот последний и был объявлен основной единицей промежуточных переменных, выражающих результат взаимодействия индивида с окружающей средой. Бихевиористы признали, что основными закономерностями формирования навыков являются открытые И.П. Павловым закономерности условнорефлекторной деятельности. Введение навыка в качестве основной промежуточной переменной сводит весь результат условнорефлекторной деятельности лишь к приобретению реакций. Понятие навыка определяется необихевиористами как потенциально существующая в организме возможность реагировать определенным образом на те или иные элементы окружающей среды. Но характеристика этих элементов эксплицитно не входит в число промежуточных переменных. Лишь около символа, обозначающего навык, необихевиористы помещают маленький значок, указывающий, что навык связан со стимулом. Последний выступает лишь как толчок или повод для реакции. Таким образом, качественное своеобразие каждого предмета поглощается той реакцией, которую он вызывает, и растворяется в ней Важно, однако, отметить, что эта теория означает отход бихевиоризма от чисто позитивистских позиций. Ряд необихевиористов специально подчеркивает, что о промежуточных переменных никогда нельзя судить по какому-либо одному внешнему проявлению. В зависимости от условий они могут выражаться в различных и даже противоположных явлениях. Этот факт, рассмотренный в аспекте проблемы мышления, ведет к определенным философским выводам: с теорией промежуточных переменных появляется проблема сущности мышления. Хотя эта имплицитно существующая и прорвавшаяся вопреки намерению необихевиористов сущность представляет собой лишь сущность первого порядка и толкуется бихевиористами искаженно, фактом остается то, что с поверхности явлений мышления бихевиористы ушли в мир того, что может только проявляться и что требует опосредствованного метода изучения, Порок необихевиористического толкования мышления заключается, во-первых, в устранении существенной его характеристики, как отражения окружающей среды и, во-вторых, в неправильном отождествлении мыслительной деятельности с практическими, инструментальными действиями. В действительности, все практические действия формируются непременно на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на обследование ситуации и выделение в ней необходимых для осуществления действий предметов и их отношений. Анализу и синтезу подвергаются и собственные действия индивида. Эта аналитико-синтетическая деятельность и есть собственно мыслительная деятельность. Хотя необихевиористы и растворяют мышление в практической деятельности, их исследования раскрывают ряд закономерностей именно мыслительной деятельности. Происходит это потому, что свои эксперименты по изучению мышления необихевиористы проводят в основном с высшими животными и детьми. У животных и детей раннего возраста собственно мыслительные, аналитико-синтетические операции включены в практическую деятельность. Поэтому изучение этой последней вскрывает и закономерности простейших форм мыслительной деятельности. Однако с таких методологических позиций невозможно иметь дело с мышлением взрослого человека, с его умственной деятельностью, заключающейся как раз в анализе и синтезе в умственном плане представляемых ситуаций. Умственная деятельность человека — тот порог, перед которым остановились необихевиористы. Итак, к середине текущего века изучение мышления в психологии капиталистических стран привело к накоплению внутри феноменологического и бихевиористического направлений разнородного эмпирического материала, частично касающегося изменений в отражении проблемной ситуации и частично относящегося к характеристике деятельности в ходе решения задач. Позитивизм обоих направлений допускал лишь поверхностные односторонние обобщения и препятствовал глубокому теоретическому анализу всего имеющегося материала. Исследователи убеждались в том, что возможности обоих направлений по существу исчерпаны. Все эти обстоятельства вызвали застой в разработке проблемы мышления. Об этом свидетельствуют следующие цифры. В период с 1950 по 1954 г. в основном библиографическом журнале психологии «Psychological Abstracts» лишь 5,9% работ касалось проблем мышления и воображения. Тяжелое положение в области исследования мышления стало в конце 40 — начале 50-х годов предметом широкого обсуждения, особенно в связи с развитием кибернетики. Работа представителей этой науки по созданию «думающих» машин показала, что дальнейшее продвижение в этой области требует теории умственной деятельности человека. Машина согласно алгоритмам перебирает все возможные операции и способы решения, в то время как мышление человека отличается высочайшей избирательностью. Теория мышления и должна была вскрыть законы этой избирательности, законы человеческого мышления. Но психологи не могли предложить такой теории. Этот застой в изучении мышления они объясняли тем, что не было соответствующих методов исследования. Но, как правильно отметила Хайбредер8, необходимые методы могут быть разработаны лишь на основе научной теории мышления. Некоторые исследователи высказывали мысль, что экспериментальное изучение тормозится тем, что не ставятся точные и четкие проблемы. Соглашаясь с этим, французский психолог Брессон9 резонно замечает, что для постановки точных проблем нужна четкая концепция мышления. Многие психологи выступили с резкой критикой существующих теорий мышления. Так, Джильберт Риль пишет, что до последнего времени при изучении мышления применялся локковский аппарат наблюдения, который вовлек психологов в бесполезное предприятие дать систематическую информацию «о мифических интроспектабельностях». ________________________ 8 Эта оценка Хайбредер, как и мнение других психологов, приводится в работе: F. Bresson. Quelques aspects de la psychologie de la pensée — «Journal de Psychologie normale et pathologique», 1954, N 1 – 2. 9 Там же.
«Экспериментальное исследование мышления было в целом непродуктивным, — заключает Риль, — так как исследователи имели путаные или ошибочные понятия о том, что они искали. Чтобы устранить эту путаницу, сейчас необходима не экспериментальная, а упорная теоретическая работа»10. Одновременно с этим критическим отношением к проведенным исследованиям психологи стали пробовать оживить работу в области изучения мышления. Была проделана определенная работа по обобщению экспериментальных и теоретических исследований11. В 1954 г. в Америке состоялась специальная конференция, посвященная проблеме решения задач. Между рядом университетов и военными ведомствами были заключены контракты, предусматривающие обширные исследования по психологии мышления. В 1955 г. в университете Колорадо состоялся первый в истории американской психологии симпозиум, посвященный психологии познания. Участники симпозиума единодушно констатировали, что «в продолжение длительного времени психологи Америки игнорировали то, что можно рассматривать как основную задачу психологии — научное понимание познавательного поведения человека»12. Во всех докладах на этой конференции в той или иной форме ставились вопросы об отношении психики и познания к окружающей среде и деятельности человека. Так, в докладе Э. Брунсвика13 подчеркивалась необходимость решать проблему познания, рассматривая отношение организма к окружающей среде. Брунсвик указывал, что под средой следует понимать объективную среду, а не психологическое окружение в духе Курта Левина. Проблеме соотношения поведения и познания был посвящен доклад Лиена Фестингера14, в котором развивалась идея о ведущей роли действий и поведения в формировании знаний человека. По мнению Фестингера, в ходе жизнедеятельности личности возникают диссонансы между познанием и поведением или деятельностью, и эти диссонансы разрешаются путем перестройки систем знаний. Участники симпозиума высказали мнение об ослаблении влияния узкого операционализма (разновидность современного позитивизма) на исследование познания. «Прошло то время, — пишет в заключительной статье Ф. Гейдер, — когда по крайней мере некоторые психологи думали, что все, что следует делать, — это измерять входящую информацию (input) и обратную отдачу (output) и «находить между ними корреляции»15. Сдвиги в методологических позициях обусловили потерю популярности феноменологического направления, занимающего в настоящее время небольшое место среди других подходов к мышлению. ________________________ 10 G. Ryle. Thinking, - «Acta Psychologica», 1953, vol. 9, N 3, p. 195 – 196. 11 W.E. Vinacke. The psychology of thinking. New York, 1952; P. Oléron. La resolution des problémes et la rigidité mental. – «L’Année psychologique», 1955, N 1; D.W. Taylor and O.W. Mc nemar. Problem solving and thinking. – «Annual Review of Psychology», 1955. 12 «Contemporary approaches to cognition». Harvard University Press. Cambridge, 1957, p. V. 13 E. Brunswik. Scope and aspects of the cognitive problem. – In: «Contemporari approaches to cognition». 14 См. L. Festinger. The relation between behaviour and cognition. – In: «Contemporary approaches to cognition», p. 128. 15 F. Heider. Trends in cognitive theory. – In: «Contemporary approaches to cognition», p. 207.
В то же время произошли определенные изменения внутри как поведенческого направления в исследовании мышления, так и феноменологического. Эти изменения обусловлены в значительной мере влиянием кибернетики, которая поставила психологов перед практической необходимостью изучать не результат мыслительной деятельности в его зависимости от тех или иных условий, но самый процесс мышления, его основные звенья и закономерности смены его основных этапов. Создание «думающих» машин нацеливало психологов на изучение мышления человека, а не животных. В результате феноменологическое направление уже не удовлетворяется описанием тех изменений в структуре феноменального поля, которые характеризуют окончательный этап решения задач. Теперь на первый план выдвигается проблема процесса решения, последовательность его стадий. В соответствии с постановкой этой проблемы внутри феноменологического направления выделилась микрогенетическая школа, стремящаяся изучить генезис решения задач. Представители же необихевиористического направления в последние годы начали активно изучать мыслительную деятельность не животных, но детей и речевого мышления взрослого человека. Основное внимание при этом уделяется исследованию тех промежуточных переменных, которые опосредствуют процесс мышления человека. К поведенческому направлению примыкает факторный анализ интеллекта, ограничивающий задачу исследования установлением корреляций между ответами человека на различные тесты. При наличии высоких корреляций представители факторного анализа делают вывод о существовании у человека некоторой способности или интеллектуального фактора, который опосредствует ответы людей на определенный тип задач. Несмотря на значительное оживление работы и феноменологического и поведенческого направлений, сохранение ими старых позиций обусловливает крайнюю односторонность результатов экспериментальных исследований. Данные, полученные психологами разных школ, не соотносятся друг с другом. Даже среди приверженцев одних и тех же взглядов исследования ведутся разобщенно; не выделены основные линии работы. Критикуя современное состояние психологии мышления, американский психолог Хармс справедливо пишет о «трагическом отсутствии координации, интеграции и даже более того — отсутствии основной перспективы, определенных главных принципов и предположений, необходимых для интеграции данной области в единое целое»16. Таким образом, психология мышления продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии. Многие психологи указывают на крайнюю неопределенность и двусмысленность понятий, бытующих в этой области психологии. Эти понятия, как правильно отмечает Гилфорд17, заимствованы из разных философских и психологических направлений, и по содержанию несовместимы друг с другом. Слабость теоретической работы приводит к накоплению обширного, но крайне сырого фактического материла, который трудно обобщать и синтезировать. Продолжая пессимистическую оценку психологии мышления, Хармс указывает на отсутствие усилий со стороны психологов «довести научно сырой материал до законченного продукта»18. Разочаровавшись в возможностях существующих теорий, некоторые психологи, например Рей и Ундервуд, доходят до утверждений о ненужности в настоящее время теории мышления. На такой же позиции стоит Данкен. «Хотя теоретические выводы, — пишет он, — и не являются очень нежелательными, главное, что нужно в области решения задач, — это определить функциональные отношения между независимыми переменными и решением задач»19. ________________________ 16 E. Harms. Introduction: United Sates Psychology of tomorrow. – In: «Fundamentals of psychology: the psychology of thinking». «Annals of the New York Academy of Sciences», v. 91, Art. I, 1960, pp. 4 – 5. 17 J.P. Guilford. Basic conceptual problems in the psychology of thinking. – In: «Fundamentals of psychology: the psychology of thinking». 18 E. Harms. Introduction. United States Psychology of tomorrow. – In: «Fundamentals of psychology: the psychology of thinking», p. 5. 19 C.P. Duncan. Recent research on human problem solving. – «Psychological Bulletin», 1959, vol. 56, N 6, p. 425.
В этой атмосфере борьбы эмпирико-позитивистского подхода и антипозитивистской методологии все большее внимание, признание и развитие получают исследования, строящиеся на материалистических позициях в их вариации от стихийно-материалистических до сознательных диалектико-материалистических взглядов. Центральными фигурами в этом направлении являются известный французский психолог Анри Валлон, крупный швейцарский психолог Жан Пиаже и ведущий английский психолог Фредерик Бартлетт, имеющие многих учеников и сотрудников. Основное внимание они уделяют не частным, хотя и важным вопросам мыслительной деятельности, но созданию теории развития мышления и интеллекта. Возникновение мышления и вообще всех форм психики человека они выводят из различных видов взаимодействия человека с окружающей его средой — физической и социальной. Генетическим источником мышления объявляется практическая деятельность развивающегося человека. Эта генетическая связь мышления и деятельности делает возможным, по мысли Ф. Бартлетта, перенесение на мышление ряда особенностей и закономерностей функционирования двигательных навыков и умений. Принцип взаимообусловленности интеллекта и деятельности в онтогенетическом плане начал разрабатываться Пьером Жане и получил оригинальное и плодотворное воплощение в работах Жана Пиаже. Развитие своей концепции Пьер Жане начал с критики как интроспективной психологии сознания, так и бихевиоризма. Жане считает, что сознание и мышление человека формируются в ходе практических действий человека с окружающими его предметами. В соответствии с этим он определяет психологию как науку о человеческой деятельности, или способах действия человека. Эти последние он называет словом conduite — поведение. Жане специально подчеркивает, что это понятие нужно отличать от comportement, которое также обозначает поведение, но имеет дополнительный оттенок примитивных механических реакций. В этом смысле образ или способ действий Жане определяет как высшую форму поведения. По мнению Жане, последовательная реализация положения о формировании мышления и интеллекта в процессе деятельности человека требует генетического подхода к этим формам человеческой психики. Лишь изучая ребенка, можно понять механизмы мышления взрослого человека. Особо важное значение Жане придает изучению элементарного, или доречевого, интеллекта, представляющего собой специфические практические действия с материальными предметами и образующего основу для усвоения языка и формирования вербального интеллекта. Результатом практических интеллектуальных операций является создание определенных объектов, называемых Жане интеллектуальными объектами. Каждому из них Жане присваивает особое, всегда образное наименование: «корзина с яблоками», «шнурок», «часть пирога» и т. д. Интеллектуальный объект представляет собой материальный предмет, разные части которого в результате деятельности приобретают значение сигналов для различных интеллектуальных актов, а сам предмет в своей целостности вызывает операцию иную, нежели его части. «Истинные интеллектуальные объекты, — пишет Жане, — являются внешними по отношению к организму и формируются в результате телесных действий, направленных на внешнее, действии, которые и представляют собой действительный объект психологии»20. ________________________ 20 P. Janet. L’intelligence avant le Iangage. Paris, 1936, p. 10.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |