Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Annotation 8 страница. В «Главной основе» сокращенно излагается выработанная экспериментально, в течение многих веков, система врачебной науки




В «Главной основе» сокращенно излагается выработанная экспериментально, в течение многих веков, система врачебной науки. Врачи пришли к заключению, что прежде всего необходимо изучить состояние здорового и больного организма, способы, с помощью которых возможно точно узнать то или другое состояние, и, наконец, условия и средства, необходимые для сохранения здоровья и излечения больного организма. Эти положения врачебной науки изложены в девяти следующих ее отделах: 1) отдел о здоровом организме (эмбриология, анатомия и физиология); 2) отдел о больном организме (патологическая анатомия и патологическая физиология); 3) отдел о способе распознавания здорового и больного организма посредством осмотра; 4) отдел о способе распознавания посредством ощупывания; 5) отдел о способе распознавания посредством правильного расспроса; 6) отдел о пище и питье для здорового и больного; 7) отдел об образе жизни (гигиена); 8) отдел о лекарственных веществах (фармакогнозия и фармакология); 9) отдел о способах лечения, включая хирургический (терапия и хирургия). В этих девяти отделах содержатся 47 общих практических сведений, которые подразделяются на 224 частных сведения. Врачебной наукой по «Чжуд-ши» преследуются две цели: сохранение здоровья и долголетие. Благодаря этой науке, человечество сможет: 1) жить разумно и счастливо, 2) приобретать знания и 3) пользоваться благосостоянием. Все общие и частные сведения для врача расположены в следующем порядке. Прежде всего следует обратить особенное внимание на три жизненных процесса, совершающихся в организме, и на значение тканей и выделений. Если жизненные процессы совершаются в них нормально, то организм процветает; с нарушением жизненных процессов в организме возникают различного рода расстройства. Тремя жизненными процессами считаются: восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха: 1) жизненное – эмбриональное; 2) дыхательное; 3) тканевое; 4) при пищеварении и усвоении; 5) при всякого рода выделениях; жизненные процессы желчи: 1) жизненный процесс желчи и его роль при пищеварении и всасывании; 2) его роль при усвоении; 3) его роль в кровеносной системе; 4) его роль для зрительного аппарата; 5) его роль при окрашивании всех тканей; жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы: 1) жизненный процесс слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и его роль во всем организме; 2) его роль в первых путях пищеварения; 3) его роль в полости рта при ощущении вкуса; 4) его роль в мозгу; 5) его роль в суставах, сухожилиях, сочленениях, в связках и соединениях. Итак, эти три жизненных процесса, совершающиеся в организме, распадаются на пятнадцать процессов. Затем должны обращать на себя внимание врача семь веществ: млечный сок – хилус, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг – нервы, sperma– menstrua и три выделения: экскременты, урина и пот. Если три условия – поступление в организм воздуха, пищевых веществ и питья, усвоение их и образ жизни – будут благоприятны для организма, то последний совершенствуется; если же эти условия неблагоприятны, то в нем развиваются различные расстройства питания. Жизненные процессы расстраиваются в организме по трем причинам, при одновременном действии четырех благоприятствующих тому обстоятельств. Прежде всего расстройства питания обнаруживаются в шести областях организма. Эти расстройства питания распространяются на верхний, нижний и средний отделы организма пятнадцатью путями. В зависимости от возраста, местных условий и времени года развивается одно из девяти состояний, ведущих организм к смерти, и происходят двенадцать сложных расстройств. Прирожденная энергия жизненно-живой теплоты в организме, при всех расстройствах питания, или повышается, или понижается. Таким образом развиваются 63 расстройства питания в организме. Неумение управлять своими страстями, отсутствие истинной доброты и неведение считаются тремя причинами, расстраивающими восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, жизненные процессы желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Четыре обстоятельства ослабляют или усиливают влияние этих причин; это: образ жизни, пища и питье, времена года и индивидуальная восприимчивость. Расстройства упомянутых выше трех жизненных процессов, совершающихся в организме, прежде всего отражаются: на коже, на мышечной и костной системах, на проводниках (сосудах и нервах), на органах плотных и на органах, имеющих полость. В эмбриональном периоде жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы прежде всего возникают в головном мозгу. По мере развития зародыша эти процессы особенно энергично проявляются в грудной области, с образованием лимфатических сосудов. В этом же периоде возникают, прежде всего в области печени и желчного пузыря, жизненные процессы желчи, и, по мере развития зародыша, они проявляются во всем организме. Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха в зародыше возникает прежде всего в поясничной области. По мере развития зародыша процесс восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очшцения-расходования воздуха особенно ясно обнаруживается в толстых кишках. Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха и жизненные процессы желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы совершаются: в костной системе, в аппарате органа слуха, в области осязания, в сердце, в аорте, в толстых кишках, в крови, в области потоотеления, в органах зрения, в печени, в желчном пузыре, в тонких кишках, в хилусе, в мышечной и жировой тканях, в костном мозгу, в sperma, при образовании экскрементов и урины, в носу, на языке, в легких, в селезенке, в желудке, в почках, в мочевом пузыре, в пяти отделах организма, в тканях, в выделениях, в районах шести чувств, в органах плотных и полых. Старческий возраст преимущественно подвержен нарушению восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, юношеский возраст – нарушению жизненных процессов желчи, младенческий возраст – нарушению жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. В холодной и ветреной местности легко нарушается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха; в сухой, жаркой и открытой местности легко нарушаются жизненные процессы желчи; в сырой черноземной, плодородной местности легко нарушаются жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. В летнее время, по вечерам и на рассвете, легко нарушается восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха; осенью в полдень и в полночь легко нарушаются жизненные процессы желчи; весной в сумерки и рано утром легко нарушаются жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Девять состояний, ведущих организм к смерти: 1) смерть от старости, 2) смерть от одновременного существования в организме двух совершенно противоположных расстройств питания: ослабления и усиления энергии жизненно-живой теплоты; при лечении одного из этих расстройств другое обостряется и влечет за собой гибель организма; 3) смерть вследствие неразумного употребления (в результате незнания основ врачебной науки) пищи и питья, применения лекарственных веществ и наружных способов лечения, ведения неправильного образа жизни, усиливающих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с усилением ее и ослабляющие энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с ослаблением ее; и ослабляющих энергию жизненно-живой теплоты при расстройстве питания с ослаблением ее; 4) смерть от повреждения важных для жизни органов; 5) смерть от неисправимого расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха; 6) смерть от усиления энергии жизненно-живой теплоты выше пределов, переносимых организмом; 7) смерть от ослабления энергии жизненно-живой теплоты ниже пределов, переносимых организмом; 8) смерть от истощения организма при различных обстоятельствах и от различных причин, при которых восстановление частиц, тканей и органов сделалось невозможным; 9) моментальная смерть вследствие неисправимого расстройства питания физической и умственной сферы, возникшего от неумения управлять своими страстями. Двенадцать сложных расстройств происходят вследствие одновременного усиления или ослабления трех жизненных процессов в организме. Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, совместно с жизненным процессом слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, действует на организм как холодная вода, т. е. понижающим образом на прирожденную энергию жизненно-живой теплоты, тогда как кровяная ткань, совместно с жизненным процессом желчи, имеет свойство огня, т. е. действует повышающим образом на прирожденную энергию жизненно-живой теплоты; паразиты и лимфа обладают в этом отношении и теми, и другими свойствами. Таковы 88 общих и частных сведений, которые дают возможность безусловно знать сущность всех расстройств питания в организме. IV

Следует точно распознавать расстройства питания в организме, пользуясь для этой цели осмотром, ощупыванием и расспросом. При помощи зрения следует делать осмотр, изучать язык и урину. Способы такого исследования излагаются в учении об осмотрах. Пальцами следует ощупывать, осязать теплоту, определять состояние пульса. Способы такого исследования излагаются в учении об ощупывании. При помощи расспросов выясняются условия, при которых развилось данное расстройство питания в организме, самоощущения больного, пища, употребленная им. Все это излагается в учении о выслушивании и о том, как вести правильно расспросы. Красный, сухой, жесткий язык, водянистая с обильным количеством пены урина, толстый, но пустой, останавливающийся по временам, пульс указывают на расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Бледно-желтый, толстый, весь покрытый налетом язык, красновато-желтая, с большим количеством пара и с неприятным запахом урина, быстрый, ясный и сильный пульс указывают на расстройство жизненных процессов желчи. Бледный, тонкий, малокровный, мягкий и влажный язык, белая, с небольшим количеством пара и слабым запахом урина, хоть и ясный, но слабый, медленный пульс указывают на расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме обнаруживается при продолжительном употреблении малопитательной грубой пищи и при истощающем и утомляющем образе жизни – зевотой, дрожью, потягиванием, ощущением холода и боли в пояснице, костях и суставах, покалыванием в различных местах, напрасными позывами к рвоте, притуплением шести чувств, дурным настроением; эти признаки усиливаются в голодном состоянии и исчезают при употреблении маслянистой питательной пищи. Расстройство жизненных процессов желчи в организме возникает при продолжительном употреблении острой горячительной пищи и при сильном утомляющем физическом труде и обнаруживается горечью во рту, головными болями, ощущением чрезмерной теплоты в организме, коликами в грудной области, усиливающимися после пищеварения; в прохладе и при приеме прохладной пищи и питья признаки эти исчезают. Расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме происходит от продолжительного употребления тяжелой и жирной пищи, ленивого и спокойного образа жизни и обнаруживается отсутствием аппетита, трудным усваиванием пищи, рвотой, ощущением неприятного вкуса во рту; появлением вздутия в области желудка, отрыжкой, ощущением общей тяжести и холода внутри и снаружи; эти признаки усиливаются после еды, а после приема тепловатой пищи и пребывания в теплоте проходят. Тридцатью восемью подобного рода способами наблюдения возможно безошибочно распознавать все расстройства питания в организме. V

Расстройства питания излечиваются при помощи четырех следующих средств: пищи и питья, образа жизни, лекарственных веществ и наружных способов лечения, к которым относится и хирургия. Пищевые вещества, полезные для людей с расстройством восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, следующие: конина, ослятина, мясо сурка, мясо, сохранявшееся год в сушеном виде, вообще всякое мясо, укрепляющее организм; растительные масла, тростниковый сахар, лук простой и репчатый, молоко, жареная мука из корней зава и рамни (род женьшеня), вино из тростникового сахара, навар из костей (бульон). Пищевые вещества, полезные для субъектов с расстройством жизненных процессов желчи в организме: кислое молоко, кефир из коровьего и козьего молока, свежее масло, мясо диких коз, козлятина, свежее мясо буйвола, вареные зерна ржи, жидкий соус из зелени жабой и хурма, вообще жидкие соусы и супы (овсянка), холодная вода и кипяченая холодная вода. Пищевые вещества, полезные для субъектов с расстройством жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме: баранина, оленина, мясо хищных животных, рыба, мед, жидкая горячая каша, похлебка из муки из старых зерен хлебных растений, растущих в сухой местности, кислое молоко, кефир из молока буйволицы, густое вино, кипяченая холодная вода. Лица, у которых произошло расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, должны жить в теплом климате, окружать себя людьми вполне приятными; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов желчи в организме, должны жить в прохладной местности, в спокойной обстановке; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов в слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме, должны вести деятельный образ жизни и жить в теплом климате. Лица, у которых произошло расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам приятного, кислого, соленого вкуса и к маслянистым, тяжелым и мягким лекарственным веществам; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов желчи в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам приятного, горького и вяжущего вкусов и к прохладительным, жидким и успокаивающим лекарственным веществам; лица, у которых произошло расстройство жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы в организме, должны для своего излечения прибегать к лекарствам жгучего, кислого, вяжущего вкусов, к грубым и рыхлым лекарственным веществам. Лекарства, приготовляемые тибетскими врачами на основании известных им шести вкусов1, по жизненному действию бывают двух родов: успокаивающие и излечивающие. Лекарств, успокаивающих расстройства энергии восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, два: бульоны и маслянистые вещества; для успокоения расстройств жизненных процессов желчи нужно употреблять отвары и порошки; для успокоения расстройств жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы нужно употреблять пилюли и кашицы. Бульоны бывают из костей, из четырех костей, заключающих в себе питательный сок, и из костей черепа. Маслянистые лекарства: масло из мускатного ореха; из репчатого лука; масло из трех сушеных фруктов; из пяти корней, вместе с мясом, укрепляющим организм. Отвары готовятся: из корней enulae, gentianae, из цветков gentianae. Порошки готовятся: из камфары, кипариса, шафрана, белой глины. Пилюли готовятся из различных солей и radix aconiti. Кашицы готовятся: из граната, из листьев рододендрона, из растения «годмаха», из поваренной соли и из «жон-ши» (камни из целебных источников). Способом, излечивающим расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, служат питательные клизмы; расстройства жизненных процессов желчи излечиваются слабительными средствами, а расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы – рвотными средствами. Питательные клизмы готовятся: жидковатые, жидкие и густые; слабительные – обыкновенные слабительные, сильно и слабо действующие; рвотные – сильные и слабые. Наружные средства, применяемые для излечения расстройств питания в организме: втирания с массажем, массаж, монгольский способ прижиганий, потогонный способ лечения, кровопускание, лечение водой, компрессы, чередуемые с прижиганием; таких 98 способов лечения. Кто ими пользуется умело и очень внимательно, убежденный в том, что система врачебной науки излагает только истину, тот может избавиться от всяких расстройств питания в организме. VI

Итак, изучение состояния здорового и больного организма, изучение способов, при посредстве которых распознается здоровое и болезненное состояние организма, изучение условий и средств, необходимых для сохранения здоровья и излечения больного организма, изложены в девяти отделах практической медицины, а именно: в отделе о здоровом организме (эмбриология, анатомия и физиология), в отделе о больном организме (патологическая анатомия и патологическая физиология), в отделе о способе распознавания здорового и больного организма посредством осмотра (диагностика), в отделе о способе распознавания посредством ощупывания, в отделе о способе распознавания посредством правильного расспроса, в отделе о пище и питье для здорового и больного, в отделе об образе жизни (гигиена), в отделе о лекарственных веществах (фармакогнозия и фармакология) и в отделе о способах лечения, включая сюда и хирургические способы лечения (терапия и хирургия). В отделе о здоровом организме заключается три рода общих практических сведений: 1) о жизненных процессах, совершающихся в организме, 2) о тканях и 3) о выделениях. В отделе о больном организме – девять общих практических сведений: 1) о расстраивающей причине; 2) о благоприятствующих дальнейшему расстройству обстоятельствах; 3) о locus minoris resistentiae; 4) об области, где происходят важнейшие расстройства жизненных процессов; 5) о последовательных расстройствах жизненных процессов; 6) об указаниях на часы дня, времена года и на возраст, когда больше всего расстраивается каждый из трех важнейших жизненных процессов; 7) о том, к чему ведут расстройства питания; 8) о причинах происхождения осложнений и 9) о результатах расстройства питания. В отделе о способе распознавания здорового и больного организма путем осмотра даются два общих практических совета: 1) осмотр языка; 2) исследование урины. В отделе о способе распознавания посредством ощупывания – три общих практических совета: 1) ощупывание вообще; 2) осязание теплоты; 3) исследование пульса. В отделе о способе распознавания посредством правильного расспроса – три общих практических совета: 1) о правильных расспросах; 2) об условиях, при которых началось расстройство питания в организме; 3) об ощущениях больного. В отделе о пище и питье приводится шесть общих практических советов: о шести родах пищи и питья. В отделе об образе жизни – три общих практических совета: о трех родах образа жизни. В отделе о лекарственных веществах – пятнадцать общих практических советов: о шести успокаивающих, о трех излечивающих и о шести различных по вкусу и действию лекарствах. И в отделе о способах лечения – три общих практических совета о трех наружных способах лечения. В итоге – сорок семь общих практических советов. Итак, в отделе 1-м имеется 25 частных практических советов; в отделе 2 – 63; в отделе 3–6; в отделе 4–3; в отделе 5 – 29; в отделе 6-14 частных практических советов о различных пищевых веществах для субъектов с расстройством восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, 12 – для субъектов с расстройством жизненных процессов желчи и 9 – для субъектов с расстройством жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы; в отделе 7–6 частных практических советов; в отделе 8 – по 9 частных практических советов о вкусах и действиях лекарств, 3 совета о бульонах, 5 – о маслянистых лекарствах, 4 – об отварах, 4 – о порошках, 2 – о пилюлях, 5 – о клизмах, 9 – о методах радикального излечения; в отделе 9–7 частных практических советов. Частных практических советов о расстройствах организма имеется 88; 38 – о способах распознавания расстройства организма, 98 – о способах лечения расстройства организма – всего 224 частных практических сведения. Цель врачебной науки: сохранение здоровья и долголетие. Благодаря ее изучению достигается разумная и счастливая жизнь, приобретаются знания и создается благополучие человечества. Эта «Главная основа», важная, как сердце, передающая вкратце содержание последующих трех «Основ», может быть пригодна и доступна пониманию только вполне разумных лиц. Неразумные не поймут ее. Желающие ознакомиться с наукой подробно должны изучать обширные основные руководства по медицине. Вторая книга «Чжуд-ши»[72]

I

Цель изучения второй книги, т. е. «Повествовательной основы», такая же, как и первой книги, т. е. «Главной основы»: стремление прожить без страданий, избавление от всех недугов, долголетие, изучение наук, пользование плодами своих трудов, разумная и счастливая жизнь. Ознакомим вкратце с «Повествовательной основой», в следующем порядке: 1) необходимость изучения организма; 2) необходимость знания тех средств, при помощи которых возможно излечить расстройства организма; 3) необходимость ясного осознания значения лечебной науки для человечества и 4) необходимость ознакомления со способами распознавания. В первом случае необходимо изучить здоровый и больной организм; во втором – нужно изучить образ жизни, пищу и питье, лекарственные вещества, наружные врачебные приспособления и хирургию; в третьем случае нужно сознавать, что, следуя указаниям врачебной науки, изучающий ее получает возможность жить долго и без страданий и что все расстройства организма излечиваются благодаря этой науке; в четвертом – точно следует распознавать расстройства. После этого необходимо знать методы лечения и быть знакомым со всеми средствами, которыми располагает врачебная наука. Таковы краткие сведения о «Повествовательной основе», которая состоит из одиннадцати частей. II

Прежде всего при изучении организма нужно ознакомиться с развитием зародыша, с анатомическими и физиологическими сведениями, с состоянием каждого возраста, с темпераментом и с предвестниками разрушения организма. При развитии зародыша следует обратить внимание: 1) на те условия, при которых происходило зачатие, 2) на процесс постепенного развития зародыша в утробе матери и 3) на время появления зародыша на свет.[73] По «Чжуд-ши», в первую неделю первого лунного месяца после оплодотворения в смеси spermae и menstruae благодаря соединению их происходит брожение, похожее на брожение молока в результате появления в нем бродильного вещества. Европейский ученый считает, что относительно развития зародыша в течение первой недели, в продолжение которой яйцо проходит по яйцеводу и несомненно проделывает здесь весь процесс сегментации, не имеется ни одного достоверного наблюдения.[74] Понятие «процесс сегментации» у европейских ученых, очевидно, соответствует понятию «процесса брожения» у тибетских врачей. Первые фазы изменений женского яйца, по исследованию европейских ученых, не были наблюдаемы, и только те перемены, которые совершаются в человеческом зародыше, начиная с 3-й недели его развития, более или менее исследованы.[75] О развитии человеческого яйца в первую неделю беременности европейцы до сих пор знают очень мало определенного, так как точные исследования яйца в этот период чрезвычайно редки.[76] По «Чжуд-ши», на 2-й неделе плод принимает вид жидкого, студенистого вещества. Относительно 2-й недели развития у европейцев уже имеются некоторые данные, заслуживающие упоминания, хотя, может быть, ни одно из них не является описанием совершенно нормального плода. Рейхерт говорит, что внутренность пузырькообразного плода была наполнена волокнисто-перепончатыми образованиями, которые он считает свертками.[77] Рейхерт[78] исследовал яйцо, возраст которого был определен им в 12–13 дней. Оно имело форму маленького прозрачного пузырька до 5 мм в длину и лежало в складках отпадающей оболочки. Яйцо было наполнено прозрачным студенистым веществом, в котором нельзя было различить и следов зародышевого образования.[79] На 3-й неделе человеческий зародыш, по «Чжуд-ши», принимает вид сгустка сероватого цвета, похожего на хорошо прокисшую простоквашу. Именно в это время, пока еще не завершился процесс формирования того или другого пола, желающие иметь детей мужского пола должны прибегать к приемам, которые могли бы заставить беременную сосредоточить все свои мысли на детях того пола, который хотелось бы иметь. Для этого необходимо советовать будущей матери носить при себе, если она желает иметь мальчика, портреты красивых и привлекательных детей мужского пола, стараться постоянно думать о них и вообще быть как можно чаще окруженной детьми мужского пола; при желании родить девочку – наоборот. Такой совет имеет за собой точно научное основание, ибо многие жизненные процессы находятся под влиянием шестого чувства – ощущения полной удовлетворенности (физической или умственной), зависящей от индивидуальности и являющейся результатом первых пяти чувств. Врачебная наука Тибета говорит, что появление того или другого пола зависит, с одной стороны, от количества и качества menstruae и спермы, которые зависят от трех жизненных процессов, а с другой – от внешних впечатлений, воздействующих на женщину на 3-й неделе ее беременности, с момента сформирования пола ребенка. Какая из причин должна считаться главной в этом процессе – врачебная наука не говорит; но, имея в виду, что количество и качество mensrtuae и spermae зависят исключительно от здоровья и что здоровые ovula и spermatozoa зависят от здорового состояния питательного для них материала menstruae и семенной жидкости, и что развивающийся новый организм воспроизводится при посредстве структуры ovula и spermatum, надо полагать, что здоровые ovula при обилии питательного материала, а именно menstruae, склонны содействовать образованию в зародыше женского индивида, а здоровые spermatozoa, при обилии питательного материала – семенной жидкости, склонны содействовать образованию в зародыше мужского индивида. Но, тем не менее, внешнее влияние может явиться сильнейшей причиной в момент формирования того или другого пола. При этом надо полагать, что при здоровом состоянии ovula, преобладающем над спермой, конечно, внешние впечатления должны быть особенного, поразительного характера, чтобы преодолеть в зародыше стремление к формированию женского пола. Очень легко произвести все эти опыты над животными и доказать истинность этого взгляда, так как все животные очень восприимчивы к внешним впечатлениям. Что касается мнения, что в первые три дня и на 11-й день менструации нельзя ожидать потомства мужского пола, то это мнение вытекает из следующего положения. В первые три дня менструации и на 11-й день ее женщина чувствует себя очень хо-рошо, а с 4-го по 12-й день чувствует то улучшение, то ухудшение общего состояния, так, например: в 4-й день – слабость, в 5-й – хорошо, в 6-й – ела-бость, в 7-й – хорошо, в 8-й – слабость, в 9-й – хорошо, в 10-й – слабость, в 11-й – хорошо, в 12-й – слабость. Хорошее самочувствие менструирующей в первые 3 дня, в 5, 7, 9 и 11 дни указывает, что питание ovula совершается хороню и после оплодотворения на 3-й неделе в зародыше будет преобладать стремление к сформированию индивида женского пола; а в остальные дни (4, б, 8, 10 и 12), когда женщина при menstruae чувствует слабость, и, следовательно, питание ovula ослаблено, после оплодотворения на 3-й неделе в зародыше будет преобладать стремление к формированию индивида мужского пола. На 3-й неделе беременности величина яйца около 1,5 см в диаметре, а длина зародыша 4–7 мм. Он может быть хорошо различим и выглядит студенистым, серовато-белого цвета, продолговатым и немного согнутым.[80] Уже давно человеческий разум делал попытки открыть причины развития того или другого пола в яйце. Наиболее древнее мнение Гиппократа и Галена, что правый яичник предназначен для мальчиков, а левый – для девочек (по Галену, в первом преобладает тепло, а во втором – холод), был признаваем долгое время. Еще в 1786 году Henke думал, что открыл средство планировать пол по желанию: стоит только, чтобы женщина, желающая зачать мальчика, лежала, во время coitus на правом боку; если же желательно иметь девочку – на левом. Этот взгляд был опровергнут наблюдениями над женщинами, у которых один яичник оказывался перерожденным, и опытами Бишофа относительно вылущивания одного яичника у морских свинок. В основе гиппократовской идеи лежало предположение, что пол предопределен (переформирован) в яйце, еще не оплодотворенном; этот взгляд, впрочем, не соответствовал первоначальному гиппократовскому воззрению. В противоположность указанному мнению, существуют два других. По одному из них пол определяется в момент оплодотворения семени отца, по другому – зародыш первоначально бывает бесполым и пол определяется только впоследствии особенными условиями, действующими на развивающийся плод в первое время его развития. Мнение это, по-видимому, находит себе подтверждение в истории развития зародыша, которая показывает, что зародыш, по первоначальному плану органов, обладает возможностью развития в обоих направлениях. Кроме того, различные факты, действительно, доказывают, что внешние обстоятельства имеют влияние на развитие плода.[81] По «Чжуд-ши», в продолжение 8-ми месяцев беременности следует избегать coitus'a, непосильного труда, бессонных ночей, дневного сна, острой, тяжелой, горячительной пищи и питья, вызывающих запоры, слабительных средств, наружного лечения матки, кровопускания, а также удерживания и насилования жизненных отправлений. В противном случае может произойти смерть плода, выкидыш или бесплодие. На 4-ой неделе зародыш, по «Чжуд-ши», принимает вид плотной, продолговатой студенистой массы и похож по внешнему виду на зародыш рыбы; с этого времени окончательно определяется пол зародыша. В этот период беременности матка тяжелеет, груди увеличиваются, беременная теряет аппетит, часто подвержена тошноте, рвоте, худеет и ощущает общую слабость, появляется желание кислой пищи, рождаются различные прихоти. В этот период следует, по мере возможности, удовлетворять прихоти беременной, отвлекая ее с осторожностью от тех желаний, исполнение которых может принести вред матери или ребенку или обоим вместе. Однако нужно иметь в виду, что всяким неосторожным отказом можно вызвать различные нежелательные изменения в зародыше. Европейский ученый пишет, что на 4-й неделе зародыш по своей форме и внутреннему строению походит на зародыш других млекопитающих; голова и туловище составляют одно целое, с выдающимся более узким хвостовым концом; различимы жаберные дуги, конечности едва обозначены, пупочный канатик очень короток и толст, с непарной веной и артериями; желчный пузырь и желчный проток еще велики; amnion еще довольно тесно прилегает к зародышу; между ним и ворсинчатым chorion есть еще свободное пространство.[82] По «Чжуд-ши», на 1-й неделе 2-го месяца, или на 5-й от зачатия (месяц считается здесь равным 30-ти дням, т. е. 4-м неделям и 2-м дням), у зародыша формируется пуповина. На 2-й неделе 2-го месяца, т. е. на 6-й неделе от зачатия, за счет пуповины образуется аорта. На 7-й неделе становится заметной форма глаз. На 8-й неделе формируется передняя часть головы. На 9-й неделе формируются грудная и поясничная области, т. е. верхняя и нижняя части туловища. К концу 2-го месяца беременности – утверждают европейские ученые – длина яйца равняется 5 см, а зародыша – около 3 см; тело его кажется как бы хрящеватым, оно легко просвечивается и покрыто очень тонкой, влажной сосудистой кожицей. Голова его заметнее отделяется от туловища; на ней хорошо видны две черноватые точки, представляющие начала глаз. По сторонам внизу головки обозначаются ушные отверстия; образуется рот в виде широкой щели, и над ним заметно выдается отверстие носа; начинают образовываться нижняя челюсть и ключицы. Верхние конечности выглядят короткими, разделенными уже на плечо и предплечье, а нижние – на бедра, голень и стопу. На концах рук и ног видны начала пальчиков. В это время начинают образовываться наружные половые формы.[83] На 1-й неделе 3-го месяца, т. е. на 10-й от зачатия, по «Чжуд-ши», ясно обозначаются конечности и формируются плечи и таз. На 11-й неделе видны формы век, ноздрей, рта, ушей, заднего прохода и мочеполового отверстия. На 12-й неделе заметно образование легких, сердца, печени, селезенки, почек и других железистых органов; на 13-й – образование желудочно-кишечной системы, мочевого пузыря, желчного пузыря, внутренних половых органов и других полостей. По исследованиям европейских ученых, зародыши 3-го месяца характеризуются усовершенствованием конечностей, главным образом, кисти руки и стопы, на пальцах которых начинает появляться ногтевое ложе. Голова выпрямляется, и начинает формироваться шея, так что плечо не прилежит более к нижней челюсти, как в начале этого месяца. На глазах уже в первой половине 3-го месяца смыкаются веки, нос явственно выступает вперед, в ушной раковине образуются ее главные отделы. Грудь и живот выдаются меньше прежнего. Клоачное устье на 9-й и 10-й неделях разделяется на мочеполовое и кишечное отверстие, а во второй половине этого месяца мужские наружные половые органы отличаются от женских, т. е. желобок на нижней стороне мужского члена закрывается, а складки мошонки срастаются. На ворсинчатой оболочке вырабатывается различие между chorion frondosum и chorion laeve. Пупочный канатик делается длиннее, завивается, из него вытягиваются кишечные петли.[84] Веки формируются в начале 3-го месяца развития, представляя собой сперва две складки, вырастающие сверху и снизу из наружных покровов, находящихся на лицевых отростках зародыша и ограничивающих глазницы.[85] В течение 3-его месяца весь хрящевой лабиринт делается объемистее и образует на месте улитки довольно значительную округленную выпуклость, которая теперь выпячивается несколько кверху в соответствующих местах первичного хрящевого черепа.[86] Ушная раковина начинает развиваться к концу 2-го месяца; потом развитие идет быстро, и к концу 3-го месяца бывают уже сформированы все ее части.[87] На 3-м месяце носовые отверстия закрыты студенистой массой.[88] Вокруг отверстий глазниц на 8-й неделе вырастают веки; в следующие недели они достигают своего полного развития. Таким образом формирование лица с полостями рта и носа в человеческом зародыше оканчивается к концу 12-й недели.[89] На 1-й неделе наружные половые органы всех человеческих зародышей в основном имеют вид женских, и только на 12-й неделе устанавливаются половые различия. В течение 3-го месяца на конце полового возвышения появляется пуговкообразное закругление, называемое впоследствии glans penis.[90] Легкие на 3-м месяце принимают положение, сходное с их обычным положением.[91] В течение 3-го и 4-го месяцев мышечные волокна начинают постепенно уплотняться со стороны наружной стенки желудочков, а со стороны внутренней поверхности сердечной стенки они сохраняют свойства губчатого строения.[92] На 2-м месяце печень быстро разрастается в объеме и уже на 3-м месяце занимает всю переднюю часть брюшной полости, касаясь нижними краями паховых областей.[93] К концу же 3-го месяца в селезенке развиваются сосуды и волокна соединительной ткани и превращают ее вскоре в орган, изобилующий кровью.[94] Весь 3-й месяц почки состоят из извилистых мочевых канальцев, соответствующих корковому слою почки; одни из канальцев имеют просвет, другие оказываются сплошными; все они ограничены собственной оболочкой – membrana propria, некоторые из них уже находятся в связи с мальпигиевыми тельцами; наружная поверхность почки дольчата.[95] На 3-м месяце как поворот кишок, так и образование извилин делается более выраженным, и последние вытягиваются из пупочного расширения в брюшную полость.[96] Только к концу 3-го месяца как верхние, так и нижние конечности принимают свою характерную форму и, увеличиваясь, достигают полного развития.[97] По «Чжуд-ши», на 1-й неделе 4-го месяца, т. е. на 14-й от зачатия, формируются кости плеч, бедер, предплечий и голеней. На 15-й неделе формируются кости ступней и запястья; на 16-й неделе – кости 20 пальцев. На 17-й неделе формируются наружные и внутренние сосуды. В это время зародыш похож на черепаху, потому что сильно испещрен сосудами. По исследованиям европейских ученых, зародыш 4-го месяца – это усовершенствованный зародыш 3-го месяца.[98] По «Чжуд-ши», на 1-й неделе 5-го месяца, т. е. на 18-й от зачатия, окончательно формируются мышцы и клетчатка. На 19-й неделе – сухожилия и нервы. На 20-й – ясно обозначаются кости и костный мозг. На 21-й – окончательно формируется наружная кожа. Кожа 5-месячного зародыша – говорят европейские ученые – становится богаче жиром и потому более упругой; поверхность ее покрывает vernix caseosa – белая смазка, состоящая из эпидермоидальных чешуек, пушка и кожного сала.[99] Кожа становится менее просвечивающей, появляются волосы на голове и пушок на всем теле.[100] Кожа 5-месячного зародыша обильна жиром и потому напряженнее; вся снабжена тонкими, нежными волосиками и особенным беловатым веществом, состоящим из чешуек эпителия, жира, белка и солей; вещество это называется смазкой.[101] Вследствие развития мышечной системы, плод производит уже легкие движения членов, которые около 18-й недели беременности до того усиливаются, что делаются уже ощутимыми для матери.[102] По «Чжуд-ши», на 1-й неделе 6-го месяца, т. е. на 22-й от зачатия, девять отверстий – глаза, ноздри, рот, ушные отверстия, anus и органы urogenitalia – принимают более совершенную форму. На 23-й неделе наружная кожа покрывается волосками (пушком) и ногти принимают свою настоящую форму. На 24-й неделе окончательно формируются сердце, легкие, печень, селезенка, ногти, желудочно-кишечный канал, Organa urogenitalia interna et externa, желчный пузырь и глазное яблоко. В этот период беременности женщины испытывают обыкновенно полное спокойствие, а иногда только легкое недомогание. На 25-й неделе формируются газовые пути. На 26-й неделе обнаруживаются уже признаки жизни плода. На 5 – 6-м месяце развития зародыша, по взглядам европейских ученых, наибольшие изменения замечаются в коже. К концу 5-го месяца пробивается пушок (lanugo) сперва на бровях и на лбу, а в конце 6-го месяца им бывает покрыто уже все тело плода. С началом 6-го месяца обнаруживаются первые движения зародыша.[103] На 6-м месяце начинается отложение жира в подкожной клетчатке, но оно еще очень несовершенно, так что кожа еще сильно морщиниста. Плод, родившийся в это время, делает дыхательные движения и двигает членами, но всегда очень быстро умирает.[104] К концу 6-го месяца движение плода бывает сильнее и очень хорошо ощущается матерью. Если шестимесячный плод рождается на свет, то в нем обнаруживаются явные признаки жизни, но он не способен еще к продолжению ее (foetus vivas, sed non vitalis).[105] К концу 6-го месяца веки разделены, ресницы и брови выступают яснее, волосы на голове становятся длиннее. Яички приближаются к паховым кольцам. В тонкой кишке находится окрашенное желчью содержимое – первородные экскременты (meconium), которые иногда встречаются уже и в начальной части толстой кишки, где они представляются еще более темными. Родившийся в это время плод движет членами и делает небольшие вдыхательные движения, которые, однако, скоро прекращаются.[106] По «Чжуд-ши», с 1-й недели 7-го месяца, т. е. с 27-й недели до 30-й, развитие плода достигает того совершенства, которое необходимо для внематочного существования. Европейские ученые пишут, что на 7-м месяце зародыш едва способен к жизни; кожа его красная и покрыта первородной смазкой.[107] Плод, рожденный на 24 – 28-й неделе, иногда довольно сильно двигает членами, но почти все время кричит слабым голосом, и даже при очень тщательном уходе, умирает в первые часы или дни после рождения.[108] Родившийся 7-месячный плод при благоприятных условиях уже может продолжать существование.[109] Плод, родившийся живым между 24-й и 28-й неделями, обычно также скоро погибает; исключения необыкновенно редки, и к ним следует относиться всегда с величайшей осторожностью.[110] По «Чжуд-ши», с первой недели 8-го месяца, т. е. с 31-й по 35-ю, плод растет чрезвычайно быстро. В этот период времени соответственно изменению плода изменяется состояние матери. Европейские ученые говорят, что дети, рожденные на 28-й и 32-й неделе, могут остаться в живых при благоприятных условиях, но часто очень быстро умирают.[111] Жизнь новорожденного 8-месячного младенца может быть сохранена при заботливом уходе.[112] При определенных усилиях плод, родившийся на 8-м месяце, может остаться в живых.[113] По «Чжуд-ши», с 1-й недели 9-го месяца, т. е. с З6-й от зачатия, мать находится в мрачном настроении и ничему не радуется. На 37-й неделе наступает период родов, но бывают случаи задержки. Например: кровотечение в период беременности замедляет рост плода, чрезвычайное увеличение матки дает возможность расти плоду больше срока; точно так же судорожное сокращение шейки матки, вследствие расстройства питания, зависящего от восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, служит причиной задержки родов. Дети, рожденные на 32 – З6-й неделе, по взглядам европейских ученых, хотя и умирают чаще, чем доношенные, однако же, при благоприятных условиях они большей частью остаются в живых; при недостаточном уходе они обычно умирают.[114] 9-месячный младенец вполне способен к продолжению жизни. Еще через месяц рождается вполне доношенный ребенок.[115] На 9-м месяце дети, по своим жизненным проявлениям, приближаются к доношенным, но все-таки обнаруживают меньше энергии, большей частью сонливы и при недостаточном уходе обыкновенно погибают.[116] В последние дни 10-го месяца плод приобретает все качества доношенного младенца и уже не отличается от последнего.[117] По «Чжуд-ши», при приближении родов ощущается слабость, тяжесть внизу живота, боль в пояснице, в спине, в матке, в родовой сфере и диафрагме; появляется потребность то ходить, то садиться, то вставать; во время открытия зева uteri происходит частое мочеиспускание и колики в половой сфере; в это время беременная должна быть окружена уже рожавшими женщинами и акушеркой. За роженицей следует ухаживать, как за выздоравливающей после тяжкой болезни, а потому нужно держаться упитывающего метода лечения. III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.