Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация 6. Вы чувствуете, что на работе, дома Вы стали очень часто уставать, без повода раздражительны, агрессивны




Ситуация 5

Ситуация 4

Ситуация 3

Ситуация 2

Ситуация 1

Ситуации

 

 

Вы чувствуете, что на работе, дома Вы стали очень часто уставать, без повода раздражительны, агрессивны. Вы замечаете, что в последнее время Вы долго не можете заснуть, Вас мучает бессонница. Вы часто болеете, работа перестала приносить Вам удовольствие. Что необходимо предпринять в этом случае?

 

 

Существует множество систем здорового питания: вегетарианство, раздельная диета (белки не употребляются с углеводами), сыроедение, питание по Полю Брэггу (употребление только натуральных, нерафинированных продуктов), П. Иванову (голодание 1 сутки в неделю) и т.д. Какой оптимальный способ питания для себя Вы выберете? Как Вы будете твердо придерживаться определенной системы? Обоснуйте свое решение.

 

 

Не секрет, что здоровый сон зависит от множества факторов: комфорта, правильности расположения кровати относительно геомагнитных линий, спокойного, расслабленного состояния, времени. Здоровый сон нужно правильно организовать. Как Вы обычно относитесь к данному вопросу и что Вам нужно изменить?

 

 

Вы начали интенсивно закаливаться: обливаться холодной водой, ходить пешком по снегу и т.д. Но вот беда, заболели. После выздоровления Вы возобновите закаливающие процедуры или откажетесь от них? Что Вы измените в подходе к закаливанию, чтобы снова не простудиться?

 

 

Множество проблем со здоровьем возникает от неправильного дыхания и шумового, стрессового перенапряжения. Какую дыхательную систему Вы бы выбрали для постоянного практикования (дыхание по Бутейко, сахаджи‑йога, цигун)? Ежедневно ли Вы бываете на свежем воздухе, умеете слушать тишину и создавать тишину внутри себя? Подумайте, что Вам нужно изменить в своей жизни, чтобы обрести больше энергии, спокойствия, здоровья?

 

 

Вы являетесь свидетелем дискуссии двух своих коллег. Один из них утверждает, что при его работе (большая загруженность, частые территориальные перемещения, высокая интенсивность труда) заниматься своим здоровьем просто некогда, а его «высокомобильный» характер труда с излишком восполняет недостаток физических упражнений.

Согласитесь ли Вы с подобной позицией?

 

Тема 19. Эмоционально‑волевые резервы работоспособности

 

Успешная деятельность руководителя во многом зависит от таких волевых качеств руководителя, как упорство в работе, настойчивость и целеустремленность.

Важной основой работоспособности человека можно назвать деятельное позитивное настроение. Если человек им заряжен, то его здоровье способно преодолевать многие возникающие трудности. К тому же, мощный интеллектуальный, эмоциональный потенциал – это основа здоровья человека.

 

19.1. Тест «Волевой ли Вы человек?»

 

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна Ваша работа и учеба. Предлагаем определить, какая у Вас сила воли. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью. Можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается», «нет» [11, с.93].

1. В состоянии ли Вы завершить работу, которая Вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что‑то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе – в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если Вам прописана диета, можете ли Вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли Вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к людям, не отдающим вовремя долг?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к Вам слова?

 

Ключ к тестовому заданию «Волевой ли Вы человек?»

 

Ответ «да» – 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл; «нет» – 0 баллов.

От 12 баллов и менее – с силой воли дела обстоят у Вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем‑то может повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете как неприятность. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое‑что переделать в своем характере. Если удастся – от этого Вы только выиграете.

От 13 до 21 баллов сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

От 22 до 30 баллов с силой воли у Вас в порядке. На вас можно положиться – Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

 

 

19.2. Тест «Какой Ваш внутренний ориентир в работе?»

 

Этот тест поможет Вам определить направленность Вашей личности. Данный тест представлен в виде блоков, при выполнении которых Вы определите свою направленность [24, с. 37].

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: а, б, в.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие‑то варианты ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, нужно отобрать из них только тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (а, б, в) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 – 27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который более всего не соответствует Вашей точке зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивыми!

Среди вариантов ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. Если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Тестовый материал:

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По‑моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были:

а) отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) верны и преданы мне;

в) умными и интересными мне.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю, когда:

а) у меня что‑то не получается;

б) портятся отношения с товарищами;

в) меня критикуют.

8. По‑моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что‑нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по‑настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь вуз должен:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развить индивидуальные способности;

в) воспитать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для:

а) общения с друзьями;

б) отдыха и развлечений;

в) своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди ценят меня;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком‑либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практический ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По‑моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни интересных и знаменитых людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

 

Ключ к тестовому заданию «Какой Ваш внутренний ориентир в работе»

 

 

Таблица 41

 

Ответ «больше всего» оценивается в 2 балла, «меньше всего» – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно. По таблице‑ключу произведите расчет: «Я» означает направленность на себя, «О» – на общение, «Д» – на дело.

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверти‑рованность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

 

 

19.3. Тест «Какова Ваша степень уверенности в себе?»

 

Определить, насколько Вы уверены в себе, как чувствуете себя в общении с другими людьми, Вам поможет этот тест. Отвечайте на вопросы «да» или «нет» [8, с. 131 – 132].

1. Могут ли несколько последовавших одна за другой неудач заставить Вас усомниться в своих способностях?

2. Испытываете ли Вы чувство страха, оказавшись в большой группе людей?

3. Следуете ли Вы моде?

4. Часто ли смотритесь в зеркало?

5. Сутулитесь ли Вы?

6. Считаете ли Вы, что люди злословят в Ваш адрес?

7. Волнуетесь ли Вы, когда Вам приходится бывать в учреждениях, улаживая какие‑либо неприятные вопросы?

8. Возникает ли у Вас временами ощущение, будто за Вами кто‑то следит?

9. Легко ли Вы решаетесь провести свой отпуск в новом для Вас месте?

10. Чувствуете ли Вы себя свободно, оказавшись в незнакомой компании?

11. Снятся ли Вам кошмарные сны?

12. Предпочитаете ли Вы решать свои проблемы самостоятельно, не обсуждая их с близкими Вам людьми?

13. Откладываете ли Вы деньги на «черный день»?

14. Уверены ли Вы в том, что Ваши друзья любят Вас?

15. Находите ли Вы, что каждый день можно узнавать что‑то новое для себя?

16. Установив, что купленная вещь Вам не подходит, вернетесь ли Вы в магазин, чтобы поменять ее?

17. Терзаетесь ли Вы сомнениями насчет того, удается ли Вам осуществить намеченные цели?

18. Часто ли окружающие обращаются к Вам за советом?

 

Ключ к тестовому заданию «Какова Ваша степень уверенности в себе?»

 

За каждое совпадение Вашего ответа с результатом запишите 2 балла. Результаты: 1‑нет; 2‑нет; 3‑нет; 4‑нет; 5‑нет; 6‑нет; 7‑нет; 8‑нет; 9‑нет; 10‑нет; 11‑нет; 12‑да; 13‑да; 14‑да; 15‑да; 16‑нет; 17‑нет; 18‑да. Суммируйте баллы.

От 26 до 36 баллов Вам никогда не случалось сомневаться в себе или в своих способностях. Окружающие обращаются к Вам за советами. Кое‑кто считает, что Вы тщеславны и ведете себя надменно.

От 16 до 24 баллов Вы уверены в себе, хотя бывает, проявляете нерешительность. Этот тест представляет Вам возможность дать себе точную самооценку.

От 6 до 14 баллов можно утверждать, что Вы не уверены в себе и Вам не удается скрывать это от окружающих. Вы необщительны и стараетесь не попадать в такое положение, которое вынудило бы Вас самостоятельно принять важное решение.

От 4 баллов и менее – такая сумма баллов в этом тесте встречается, к счастью, весьма редко. Если Вы неискренне ответили на все вопросы, то Вам следует побеседовать с специалистом, который поможет Вам обрести уверенность.

 

 

19.4. Тест «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»

 

У каждого человека бывают моменты, когда чувствуешь себя счастливым, и наоборот, когда ненавидишь себя и весь свет. К какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли Вы формировать свои личные эмоции? [26, с. 138]

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно Вы:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти лучше;

в) засыпаете с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) «О Боже, время беспощадно!»

б) «А что, совсем еще неплохо!»

в) «Все прекрасно!»

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого‑то из знакомых, думаете:

а) «Ну мне‑то никогда не повезет!»

б) «А, черт! Почему же не я?»

в) «Однажды так повезет мне!»

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком‑либо происшествии, говорите себе:

а) «Вот так однажды будет и со мной!»

б) «К счастью, меня эта беда миновала!»

в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!»

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хотите думать;

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;

в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о Ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны, как хотелось бы»;

б) «Конечно у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;

в) «Замечательные люди!»

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) «Меня недооценивают»;

б) «Я не хуже остальных»;

в) «Я могу быть лидером, и это, пожалуй, признают все!»

9. Если Ваш вес увеличился на четыре‑пять килограммов:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.

10. Если Вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

 

Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»

 

Подсчитайте за каждый ответ: а – 0 баллов; б – 3 балла; в – 4 балла.

От 7 баллов и менее Вы привыкли смотреть на все пессимистично, считаете, что судьба уготовила Вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь побольше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем‑то увлечься, найти себе хобби.

От 8 до 12 баллов счастье и несчастье для Вас выражаются известной формулой «50/50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

От 13 до 16 баллов наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в Вашей жизни явно больше, чем печали. У Вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуйте, сталкиваясь с трудностями, трезво их оценивайте.

От 17 до 20 баллов Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Вы – человек жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и здравого пессимизма Вам не повредит?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.