Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среда, 2 марта, 11.10




 

В уютной комнате для переговоров за полукруглым столом разместилась рабочая группа, собранная Ольгой для обсуждения вопросов по сегментации клиентов и товарной политике компании. Девушка оглядела всех присутствующих. В кабинете находились: начальник отдела продаж Евгений, его присутствие, по мнению Ольги, было обязательным, он лучше всех знал клиентов компании; начальник отдела закупки Максим, он был в курсе системы работы с поставщиками, да и, откровенно говоря, девушке нравилось его общество. Так же за столом сидел финансист Григорий Леонидович, без него обойтись было нельзя, и еще один человек, без которого вполне можно было бы обойтись, но на его участии настоял лично директор компании – это был системный администратор Андрей.

Ольга за столом не сидела, а стояла у доски для рисования, на которой она собиралась фиксировать выводы встречи.

– Коллеги, еще раз добрый день, – поздоровалась она, после того как мужчины закончили общаться между собой, в кабинете стало тихо, и они наконец‑то посмотрели на Ольгу. – Я собрала вас всех сегодня в качестве экспертов для того, чтобы мы совместно обсудили и решили вопрос нашей ассортиментной политики, ее возможного сокращения. Также, дополнительно, я хотела бы обсудить сегментацию клиентов нашей компании.

– Но мы ведь не сможем принять решение по ассортименту без Семена Николаевича? – уточнил Андрей.

– Да, не сможем. Решение будет принимать он, но на основе предоставленных мною данных. Мы прекрасно понимаем, что это очень важный вопрос, и именно поэтому я хочу обсудить его с вами.

– Предлагаю уже начинать, – поторопил говорящих Григорий Леонидович.

– Хорошо, коллеги, начнем издалека. По‑вашему, зачем люди приходят в наш магазин? – обратилась к присутствующим девушка.

– Элементарный вопрос, конечно, чтобы купить что‑нибудь, – ответил системный администратор.

– Действительно, так ли это? – спросила Ольга, смотря на Евгения.

– На самом деле не так. Покупают от силы процентов тридцать посетителей наших магазинов, – слегка прокашлявшись, заговорил тот. Заметив удивленную реакцию коллег, Евгений продолжил: – Да, остальные просто приходят посмотреть, возможно, сравнить цены с конкурентами либо прицениться для будущих покупок. Хуже всего те, кто приходит просто посмотреть без определенной цели, они отвлекают наших продавцов, задают глупые вопросы, и пока персонал тратит на них время, уходят потенциальные покупатели, готовые совершить покупку.

– Значит, мы можем выделить три основные категории посетителей наших магазинов: пришли купить, пришли посмотреть, пришли без определенной цели, – сказала Ольга, дублируя категории на доске. – Вы согласны?

– Да, – единогласно согласились мужчины.

– Какая категория покупателей нам нужна? – продолжала задавать вопросы Оля.

– Первая, то есть та, что пришла купить, – широко улыбаясь, сказал Макс, все сидящие за столом кивнули в поддержку его слов.

– Да, но эта категория слишком обширная, нам необходимо ее уточнить или разбить на несколько, – сказал Григорий Леонидович.

– Каким образом? – спросила девушка.

– Как мы раньше предположили, и это частично было доказано историей покупок, покупатели бытовой техники и домашней электроники никак не пересекаются с покупателями компьютеров и аксессуаров к ним, поэтому я предлагаю разделить эти две категории, – высказал свое мнение финансист.

– Да, мы согласны, – поддержали его присутствующие.

– Какая подкатегория покупателей нам нужна? Кого из них мы должны завлекать в наш магазин? – расспрашивала Ольга.

– Позвольте, я продолжу, – попросил разрешения Григорий Леонидович, хотя ему никто и не запрещал. – После нашего прошлого совещания я уверен, что нам нужны только те, кто хочет купить компьютеры, комплектующие и аксессуары к ним. На этой категории товаров мы делаем больше всего денег. Оборачиваемость склада по ним на порядок быстрее. И вдобавок они занимают меньше места на полках, соответственно, мы можем улучшить выкладку товара, предоставить клиентам более широкий ассортимент.

– Если я вас правильно понял, в итоге нам рано или поздно придется отказаться от продажи бытовой техники? – спросил у него Максим.

– Скорее всего, да, – предположил финансист.

– Да, и затем мы потеряем половину наших клиентов, – проворчал Максим.

– Макс, пойми, мы продаем этим клиентам себе в убыток, – по‑родительски начал Григорий Леонидович, – нам выгоднее просто им бесплатно эту технику раздавать.

– Да, Максим, на их обслуживание мы тратим тучу времени, а выхлопа с них две копейки, – поддержал решение финансиста Евгений, что само по себе было событием. Эти двое не ладили.

– Коллеги, представьте себе следующую ситуацию, – не сдавался Максим, – клиент целенаправленно идет в наш магазин. Допустим, он решил купить микроволновую печь. И вот он приходит и видит, что нет микроволновок, нет чайников, ничего нет. Только компьютеры и железки к ним, и все. Мы его разочаровали, и к нам этот клиент больше не вернется. Никогда.

Монолог Максима перебил смешок, Ольга с удивлением посмотрела на присутствующих, смеялся системщик Андрей.

– Прошу прощения, – извинился Андрей, заметив осуждающую реакцию окружающих. – Макс, неужели ты веришь, что к нам целенаправленно приходят за бытовой техникой? Ради трех допотопных стиральных машинок?

– Пяти, у нас продается пять стиральных машинок, – блеснул знанием товарного ассортимента Евгений.

– Неважно, три‑четыре‑пять. Или к нам приходят за позапрошлогодними микроволновками? Или, может быть, у нас большой выбор чайников? – продолжил системный администратор.

– К чему ты клонишь? Ты считаешь, что я закупаю старье? Я ведь тебе ничего не говорю по поводу того, что мне не нравится, как у нас почтовый сервер настроен? Или тебе напомнить, как ты мне две недели на компьютере вирус лечил? – агрессивно ответил Андрею Максим. – И вообще, это не моя проблема. Надо учить продавцов продавать лучше. Тогда у нас не будет проблем со скоростью оборачиваемости запасов по этой категории, и я смогу закупать больше новой техники.

– Слышь, Макс, попробуй сам поработать продавцом. Ты знаешь, какая у нас текучка кадров? Я только научу их продавать, так они сразу либо уходят к конкурентам, либо находят другую работу, – насупившись, сказал Евгений. – И, да, бытовая техника продается плохо, потому что я не вижу смысла обучать их продаже этого старья, которое проще списать. Пусть лучше эффективно продают компьютерную технику.

– Коллеги, давайте не будем переходить на личности, – перебила мужчин Ольга. – Андрей, поясни, пожалуйста, свою мысль.

– Поясняю, я уверен, что все покупки бытовой техники в нашем магазине случайные. К нам целенаправленно приходят только за компьютерами и комплектующими. А те, кто покупает у нас технику, просто ищут на рынке города самые дешевые предложения и находят у нас. Техника в наших магазинах уже устаревшая и, соответственно, уцененная.

– Похоже на правду, – медленно проговорил Евгений. – Ольга, мы можем это как‑то проверить?

– Да, попытаемся, – сказала Ольга, а про себя подумала: «Вот и гипотезы для моего исследования, проверка которых покажет, сокращать ли нам ассортимент. Гипотеза номер один: к нам целенаправленно приходят за компьютерами; гипотеза номер два: покупки бытовой техники в нашем магазине обусловлены низкой ценой».

– Я проработаю этот вопрос. Давайте продолжим, – предложила Ольга и, вспомнив слова Светы про бармена и цель покупки, спросила: – Меня интересует один вопрос. Наши покупатели компьютеров, с какой целью они их покупают?

Все мужчины в комнате выжидающе посмотрели на Евгения, и тот, осознав, что ответа ждут от него, сказал:

– Если обобщить, то компьютеры покупают, чтобы на них работать и играть.

– А это разные покупатели и разные ли это типы компьютеров? – уточнила Оля.

– Конечно. Есть существенные различия в конфигурации. Для игр требуются самые мощные компьютеры. Для рабочих целей могут брать и компьютеры послабее, – объяснил Евгений.

– Если я не ошибаюсь, то можно еще выделить отдельную группу покупателей – те, кто покупает компьютеры для учебных целей, – добавил системный администратор.

– Да, согласен. Это третья группа покупателей.

– Коллеги, давайте я это зафиксирую, – сказала Оля и нарисовала на доске:

 

– Пойдем глубже, каким образом эти группы покупают компьютеры? – спросила она. – Принципиально все покупки можно разделить на два типа – с привлечением эксперта и самостоятельные, – ответил начальник отдела продаж.

– Под экспертом, я правильно понимаю, ты имеешь в виду продавца в зале? – уточнил финансист.

– Нет, экспертом чаще всего выступает знакомый покупателя, который либо работает в сфере информационных технологий, например системным администратором или программистом, либо просто разбирается в компьютерах, – пояснил Евгений. – Покупатели приводят его с собой в магазин или советуются до посещения магазина.

– Женя, а сильно ли отличаются между собой конфигурации компьютеров, которые были куплены с привлечением экспертов и без них, но для одинаковых целей, то есть как мы определили раньше: для учебы, работы и игр? – задумавшись, спросила Ольга.

– Конечно, в большинстве случаев это абсолютно разные по своей конфигурации компьютеры.

– Как так, – ошарашенно спросил финансист, – ведь их покупают для одной и той же цели? Или эксперт советует что‑то другое?

– Это человеческий аспект, Григорий Леонидович. Тот аспект, который вы все время не хотите брать в расчет, уповая на цифры, – самодовольно отметил Евгений. – Эксперт вносит свое собственное видение на цель покупки. Для примера, если компьютер для учебы покупается с помощью эксперта, то, скорее всего, это будет экономичное решение с хорошим соотношением цены‑качества. А вот если без эксперта, то это мощная игровая платформа, а не компьютер для учебы.

Вся комната внимательно слушала мужчину. Ольге даже показалось, что стены пододвинулись поближе, чтобы ничего не упустить. Евгений продолжал:

– Так происходит, потому что этот тип компьютеров чаще всего покупается ребенку на деньги родителей. И если нет эксперта, ребенок убеждает купить себе самый мощный компьютер. В случае если присутствует эксперт, то его мнение решающее, и он убедит сделать наоборот, выбрать бюджетный вариант, который идеально подходит для учебных целей.

– Интересно, и такая ситуация во всех группах покупателей? – полюбопытствовал Максим.

– Давай посмотрим, – ответил начальник отдела продаж и взглянул на доску, где Ольга обозначила группы покупателей. – Покупка для работы. Так, если этот же эксперт покупает по поручению руководства компьютер в компанию и если компьютер не для него, то это будет самая простая рабочая лошадка. Как раз тот случай, когда дешево и сердито.

Но если покупается без эксперта, тогда возможны два варианта: первый, если компания богатая либо покупает высокопоставленный специалист, в таком случае на первое место выходит престижность марки компьютера. Второй вариант, бедная компания либо ограниченный бюджет на покупку, тогда простая рабочая конфигурация без изысков.

Пока все увлеченно следили за ходом мысли Евгения, Ольга успевала делать записи по его словам.

– Пожалуй, единственная группа покупок, где наличие эксперта никак не влияет на конфигурацию компьютера – это компьютеры для игр. Тут всегда на первом месте производительность компьютера, – закончил мужчина.

– Вы когда‑нибудь пытались определить, какое количество покупок происходит с привлечением эксперта и какое без них? – спросила его Оля.

– Нет, это сложно определить на глаз.

– А эти, как вы их называете, эксперты, они могут влиять на выбор магазина? Сказать, например, потенциальному покупателю, поехали в другой магазин, там выбор или цены лучше?

– Я думаю, могут, у них большой авторитет в глазах покупателя, иначе бы их совета не спрашивали.

Ольга задумалась. Мужчины в кабинете молча смотрели на нее. Сбросив оцепенение, она встряхнулась и начала рассуждать вслух:

– Коллеги, выходит, что если сегментировать клиентов по цели покупки, то у нас три основных сегмента покупателей компьютеров: для работы, для учебы и для игр. Плюс еще есть категория, мнение которой влияет на выбор всех этих трех сегментов, – компьютерные эксперты. Возможно, нам следует выделить экспертов в отдельную подкатегорию. Так же я думаю, стоит изучить этот вопрос детальнее, насколько часто они привлекаются в качестве советников? Если часто, то они являются важной целевой аудиторией, и, соответственно, необходимо выяснить, что для них важно и чем они руководствуются при выборе магазина. Концентрация на них способна принести нашей компании большую прибыль. Как вы думаете? – обратилась она к присутствующим.

– Мы согласны, – выразил общее мнение Максим.

– Хорошо. Тогда я предлагаю на сегодня закончить. Как у меня появятся дополнительные данные, я организую очередное собрание. Спасибо вам за помощь. – Ольга взяла губку и принялась стирать свои записи с доски. Мужчины, громко разговаривая, вышли из кабинета.

Покончив с записями, девушка обернулась и вздрогнула от неожиданности – в кабинете, молча наблюдая за ней, стоял системный администратор. Оля напряглась. Чем же он не доволен в этот раз, расстроенно подумала она.

– Ой, Ольга, не хотел тебя напугать, – начал Андрей.

– Ты себе льстишь, – перебила она его и, подумав, что лучшая защита – это нападение, продолжила: – Ты себя в зеркало‑то видел? Напугал он меня.

– Я просто хотел сказать, – растерянно начал парень, – я хотел извиниться. Я был не прав и заблуждался насчет тебя. Ты настоящий профессионал, меня очень впечатлило то, как ты сегодня определила наши ключевые сегменты.

– Я тоже должна извиниться, – смягчилась девушка, – я мыслила шаблонно. Хочу сделать тебе комплимент. Ты выглядишь намного лучше всех системных администраторов, которых я знала до этого.

– Мир? – протянул свою руку Андрей.

– Да, дружба, – сказала она и скрепила рукопожатием предложение.

– Оля, может, я могу быть тебе чем‑нибудь полезен?

Начинающий маркетолог задумалась, а потом ответила:

– У тебя есть знакомые системные администраторы, которые могут выступать экспертами при покупке компьютеров?

– Да, даже больше, у нас в городе есть клуб IT‑специалистов, и я вхожу в его организационный комитет. В этот клуб входят процентов восемьдесят системных администраторов нашего города. Остальные двадцать либо очень зеленые, либо слишком синие.

– Отлично, – обрадовалась Ольга, – а ты можешь выяснить у них кое‑что? Организовать что‑то наподобие мини‑опроса. Я подготовлю и распечатаю анкеты.

– Конечно, могу. У нас заседания клуба раз в месяц, мы обсуждаем на нем новости и нюансы информационных технологий. Только не надо распечатывать анкету. Ты ведь работаешь в передовой компании. Бумажные анкеты – это прошлый век. Я покажу тебе интернет‑сайт, на котором можно создавать опросы, – пообещал Андрей. – Им будет легко пройти опрос через Интернет, а тебе будет проще анализировать результаты опроса.

– Договорились, я подготовлю вопросы, а ты научишь меня пользоваться сайтом для опросов.

Андрей кивнул в знак согласия и покинул кабинет. Ольга оглядела помещение, убедилась, что все в порядке, выключила свет и вышла в коридор. В коридоре ее уже ждали. Девушка сделала вид, что ни капли не удивилась ожидавшему ее человеку.

– Ты обещала со мной пообедать, – сразу перешел к сути своего предложения Максим, а это был именно он.

– Раз обещала, значит, пообедаю, – ответила она, улыбаясь. – Когда ты хочешь это сделать?

– Сейчас, я уже проголодался. Пойдем, я угощаю.

– У меня очень‑очень много работы. Ну, раз ты уговариваешь, то пойдем, – изобразив сомнение, с удовольствием согласилась она.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.