Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемная речь




В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выво­дов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь нетороп­ливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряжен­ная внутренняя жизнь.

Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые слож­ны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ора­торскому искусству, надо брать более доступные темы: эго­изм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения...

В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи «Раз­мышление» народной артистки, профессора М.О. Кнебель1.

«Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажет­ся, что из нашего театра постепенно уходит понятие «посвяще­ние себя искусству», понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены.

Понятие «самоусовершенствование» мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы уви­дим титанический труд над самим собой.

Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой?

Разве наше тело, наш голос податливее глины?

Разве наше воображение так уж подвижно от природы?

Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке?

Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональ­ной взволнованности?

Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен?

Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцарта­ми. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей...

Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к сво­ему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм ле­жит в основе того, что художник может скатиться к ремесленни­честву. И тогда уже трудно говорить о личности художника».

Дружба

«И ты, Брут?» - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара.

1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал «Театральная жизнь». 1984, № 13.

 

Многие скажут: «Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает». Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: «Пригрел змею на груди», «Предают только друзья», «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», в сказках («Снегурочка»), драмати­ческих произведениях («Король Лир», «Горе от ума», «Отелло»), и этот список можно продолжать и продолжать.

Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума!

Жить трудно целый век без ближних, без друзей!

Пойми, что человек ты лишь среди людей.

Низами

 

Надо жить по принципу: «Лучше поверить и ошибиться, чем ошибиться, не поверив».

Нужно любить и верить, понимать и прощать. Ценить насто­ящих друзей и не бросать их ради новых, на первый взгляд, более интересных знакомых. Ведь «старый друг лучше новых двух».

Нужно прощать зло. Прощать не ради других - ради себя. Обида сжигает душу, а месть разрушает ее окончательно. Конеч­но, предательство - это страшно, но оно не стоит того, чтобы по­мнить о нем всю жизнь.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.С. Пушкин

И все же: «Дружба да братство дороже всякого богатства», Берегите дружбу и друзей!

Когда обучающиеся познакомились друг с другом и сдружи­лись, объединенные единой целью овладения речевым мастер­ством, можно предложить им такой вид речи, как «Портрет».

Об этом задании надо предупредить заранее, чтобы можно было понаблюдать за объектами, отметить особенности характе­ра, поведения, речи, голоса, привычек... «Портрет» - это речь-за­гадка, ибо не называется имя человека - о ком идет речь, угады­вают сами слушатели.

Хорошо, чтобы обучающиеся прочли внимательно «Мертвые души» и обратили внимание на то, как гениально рисует портре-ты своих героев Н.В. Гоголь.

В процессе занятий идет работа и над многообразными видами речей, с которыми мы чаще всего встречаемся в жизни.

Поздравление: «С днем рождения», «...юбилеем», «...праздни­ком», «...победой в спорте, искусстве, работе», «Со свадьбой» и т.д.

Напутствие (окончившим школу, вуз, призывникам и т.д.).

Приветствие, сенсация, открытие выставки.

Презентация, прощальная речь с умершим...

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, поздрав­ления рождают определенный тон речи, восторженные слова, мягкий теплый тембр... Ведь надо возбудить у слушателей теп­лые чувства радости, счастья.

В напутствии речь звучит уверенно, достаточно звучно. Надо внушить веру в хорошее будущее. В речи часто слышны восклицательно-побудительные интонации.

Действие в сенсации - удивить, изумить, потрясти. Речь не­торопливая, с вопросами, восклицаниями, в которых звучит удив­ление, радостное открытие чего-то небывалого или, наоборот, потрясающий гнев по поводу какого-либо преступления.

Если вы открываете выставку карикатуристов, надо людей настроить на веселый лад, сделать их «легкими», если же ведете на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, надо сделать людей «тяжелее», серьезнее, остановить от ненужных разговоров, шума и т.д.

И если в первом случае голос звучит на более высоких тонах, со светлым тембром, то во втором - голос низкий, речь медлен­ная, тембр мягкий, но темный.

Прощальная речь с умершим кратка, строга, сдержанна в эмо­циях; речь звучит в нижнем регистре; медленно, тяжело произно­сятся слова. Надо всех сделать «тяжелее»: идет осознание того, что происходит. Конечно, говорится обо всем хорошем, что сде­лал человек в жизни. Если говорящий «подпускает чувства», то создается впечатление, что он лжет, играет горе.

Свадебные речи часто произносятся в стихотворной форме. Это создает особый эмоциональный настрой всех присутствующих на то, что происходит великое событие в жизни двух людей, связавших себя узами брака.

Выступая с той или иной речью, надо позаботиться о тоне ее звучания. Сейчас мы чаще слышим минор вместо мажора. Или фальшивый, крикливый, не изнутри идущий «бодрячок», или «озлобленный рык», готовый, как говорят некоторые режиссеры,

«вздрючить» слушателей. Чтобы избавиться от этих ошибок, надо знать разнообразие тонов, существующих в действительности: лирический, романтический, юмористический, героический, буф­фонный, драматический, трагический. Возможно и их сочета­ние: лирико-романтическое, лирико-драматическое и т.д.

Говорящий и слушающие связаны нитями творческого пони­мания. Это понимание рассчитано на сотворчество, сомыслие, сопереживание. Восприятие - это комплексный сгусток мыслей, чувств, всех психофизиологических процессов человека.

Можно выделить главенствующее действие слушателей при восприятии различных видов речи. Определим (разумеется, весь­ма условно) действенно-чувственные нити, связывающие гово­рящего со слушателями.

  Оратор   Слушатель
1. Речь - представление - знакомится
2. Речь - описательная видит
3. Речь - от предмета - улыбается
  Речь - доказательная - соглашается
5. Речь - хвалебная - чувствует
6. Речь - проблемная - понимает
7. Речь - портрет - угадывает
8. Речь - информация - запоминает
9. Речь - презентация - решает
10. Речь - свадебная - радуется
11. Речь сенсация - удивляется
12. Речь - открытие - настраивается
13. Речь - прощание - задумывается

Ораторы - это неповторимая индивидуальность во всем: в умении словами излагать содержание, в проявлении чувств (от­крытых или сдержанных), в логике доказательств и т.д. У кого-то превалирует мысль, логика, у кого-то на первом месте чувство, открытый темперамент.

С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памя­тью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совер­шенствуем себя как личность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.