Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения




Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они должны быть направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов).

Инновационные технологии по содержанию представляют собой следующее:

Ø это объективно новые педагогические технологии, которые являются результатом педагогического творчества;

Ø это известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях и адаптированные к конкретному возрасту обучающихся, ступени и форме обучения, образовательному предмету (области);

Ø это адаптированные к образовательному процессу вуза технологии, взятые из зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности.

Инновационный подход к образованию предполагает формирование современных компетенций, отличающихся от традиционных многофункциональностью знаний, междисциплинарностью умений, освоением новых действий и приемов в различных ситуациях.

Результатом образования становится компетентность, рассматриваемая не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Формирование компетенций требует дополнения традиционных форм обучения моделированием интерактивных ситуаций как условия освоения процесса принятия решений.

С позиций компетентностного подхода приоритет получают активные методы и формы проведения учебных занятий, способствующие развитию общекультурных и профессиональных компетенций. В процессе преподавания учебной дисциплины «Политология» используются следующие ориентиры при развитии активных методов обучения: деловые коммуникации, управление проектами, подготовка и проведение презентаций.

При проведении лекционных занятий можно рекомендовать инновационное построение лекций:

– Проблемная лекция – на ней вводится новое знание как неизвестное для данной аудитории, которое необходимо «открыть». Лекция начинается с постановки проблемы, которая требует решения;

– лекция-визуализация учит преобразовывать два вида информации – устную и письменную – в визуальную форму. Сопровождается систематизацией и выделением наиболее существенных элементов информации. Наиболее популярным типом лекции-визуализации является лекция-презентация.;

– лекция с заранее запланированными ошибками развивает у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, вычленять неверную ситуацию и неточную информацию. Студенты выступают в роли экспертов, оппонентов, рецензентов. По ходу лекции они отмечают ошибки и называют их в конце лекции;

– лекция – пресс-конференция организуется на основе активизации деятельности студентов, что достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Преподаватель (возможно, заранее) называет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Изложение строится не как ответ на каждый вопрос, а в виде связного раскрытия темы.

– лекция-беседа – диалог с аудиторией, объяснение с показом иллюстраций;

- лекция-дискуссия – свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу;

– лекция с разбором конкретных ситуаций (кейсов) – на обсуждение выносятся не вопросы, а конкретная ситуация. Кейс может представляться устно, короткой видиозаписью, слайдами. Обсуждение ситуации может использоваться в качестве пролога к лекции;

– лекция – консультация – до 50% учебного времени отводится вопросам и ответам на них. В конце занятия – свободная дискуссия.

Из числа инновационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Политология» показали эффективность следующие:

· технологии активного обучения (деловые игры, тренинги, дискуссии, кейс-стади);

· модульно-рейтинговая технология;

· технология проблемного обучения (проблемное изложение материала, эвристическая беседа, частично-поисковые и исследовательские методики);

· метод инициации мышления – метод контрольных (эвристических) вопросов;

· технологии коллективного взаимодействия (сотрудничество, диалог и др.)

Кейс-метод. Для учебных целей, а также для текущего контроля в рамках компетентностного подхода применяются кейсы.

Кейс-измерители включают обычно специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных знаний. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студентов искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений, выбирать те или иные условия, ограничивающие решения, и аргументировать свой выбор.

При разработке кейс-измерителей в текстовом или ином виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Работа студента над кейсом может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Широкое распространение кейс-метода в управленческом образовании обусловлено требованиями к качествам хорошо подготовленного менеджера, который должен уметь принимать грамотные решения при различных обстоятельствах.

Кейс позволяет в процессе обучения на реальных примерах выполнить работу, которой будущий управленец будет заниматься ежедневно: проводить анализ истории вопроса и нынешнего положения дел, определять и сравнивать различные варианты принятия решений, выносить окончательные решения и просчитывать их последствия. Кейсы, созданные для обучающих целей, не должны содержать завершенную копию реальных событий, их цель состоит в том, чтобы создать атмосферу обсуждения среди студентов. Такая атмосфера отвечает учебным целям и уместна при имитации будущей профессиональной деятельности менеджеров, поскольку в бизнесе, как и в жизни, всё зависит от сочетания множества разных факторов. Отбор наиболее важных факторов, нуждающихся в рассмотрении при выполнении задания, осуществляется авторами в процессе разработки кейса и определяется целями, которые ставятся перед обучаемыми.

В структуре учебного кейса можно выделить следующие части:

· Пояснительную записку, включающую цели создания кейса и перечень проверяемых компетенций.

· Характеристики контингента студентов, для которых предназначено задание.

· Текст задания кейса, который включает основной текст и приложения.

· Вопросы, требующие решения проблем по тексту задания.

· Оценочные рубрики к заданию, включающие оценочные градации ко всем возможным решениям.

· Методические рекомендации для экспертов по оценке результатов проверки ответов на задание.

· Дополнительные материалы для работы с заданием кейса.

Основные требования к кейсам:

– адекватность поставленной цели создания;

– оптимальность по уровню трудности для контингента студентов;

– ориентация на проблемы и ситуации профессиональной деятельности;

– адекватность современным проблемам экономики и производства;

– актуальность для сферы будущей профессиональной деятельности студентов;

– значимость включаемых ситуаций и проблем;

– дискуссионный характер ситуации;

– включение необходимых контекстных факторов, обеспечивающих многозначность решений;

– наличие условий, описывающих ситуацию и нередко носящих либо избыточный, либо недостаточный характер;

– наличие альтернативных решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.