КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения
Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они должны быть направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные технологии по содержанию представляют собой следующее: Ø это объективно новые педагогические технологии, которые являются результатом педагогического творчества; Ø это известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях и адаптированные к конкретному возрасту обучающихся, ступени и форме обучения, образовательному предмету (области); Ø это адаптированные к образовательному процессу вуза технологии, взятые из зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности. Инновационный подход к образованию предполагает формирование современных компетенций, отличающихся от традиционных многофункциональностью знаний, междисциплинарностью умений, освоением новых действий и приемов в различных ситуациях. Результатом образования становится компетентность, рассматриваемая не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Формирование компетенций требует дополнения традиционных форм обучения моделированием интерактивных ситуаций как условия освоения процесса принятия решений. С позиций компетентностного подхода приоритет получают активные методы и формы проведения учебных занятий, способствующие развитию общекультурных и профессиональных компетенций. В процессе преподавания учебной дисциплины «Политология» используются следующие ориентиры при развитии активных методов обучения: деловые коммуникации, управление проектами, подготовка и проведение презентаций. При проведении лекционных занятий можно рекомендовать инновационное построение лекций: – Проблемная лекция – на ней вводится новое знание как неизвестное для данной аудитории, которое необходимо «открыть». Лекция начинается с постановки проблемы, которая требует решения; – лекция-визуализация учит преобразовывать два вида информации – устную и письменную – в визуальную форму. Сопровождается систематизацией и выделением наиболее существенных элементов информации. Наиболее популярным типом лекции-визуализации является лекция-презентация.; – лекция с заранее запланированными ошибками развивает у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, вычленять неверную ситуацию и неточную информацию. Студенты выступают в роли экспертов, оппонентов, рецензентов. По ходу лекции они отмечают ошибки и называют их в конце лекции; – лекция – пресс-конференция организуется на основе активизации деятельности студентов, что достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Преподаватель (возможно, заранее) называет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Изложение строится не как ответ на каждый вопрос, а в виде связного раскрытия темы. – лекция-беседа – диалог с аудиторией, объяснение с показом иллюстраций; - лекция-дискуссия – свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу; – лекция с разбором конкретных ситуаций (кейсов) – на обсуждение выносятся не вопросы, а конкретная ситуация. Кейс может представляться устно, короткой видиозаписью, слайдами. Обсуждение ситуации может использоваться в качестве пролога к лекции; – лекция – консультация – до 50% учебного времени отводится вопросам и ответам на них. В конце занятия – свободная дискуссия. Из числа инновационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Политология» показали эффективность следующие: · технологии активного обучения (деловые игры, тренинги, дискуссии, кейс-стади); · модульно-рейтинговая технология; · технология проблемного обучения (проблемное изложение материала, эвристическая беседа, частично-поисковые и исследовательские методики); · метод инициации мышления – метод контрольных (эвристических) вопросов; · технологии коллективного взаимодействия (сотрудничество, диалог и др.) Кейс-метод. Для учебных целей, а также для текущего контроля в рамках компетентностного подхода применяются кейсы. Кейс-измерители включают обычно специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных знаний. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студентов искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений, выбирать те или иные условия, ограничивающие решения, и аргументировать свой выбор. При разработке кейс-измерителей в текстовом или ином виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Работа студента над кейсом может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Широкое распространение кейс-метода в управленческом образовании обусловлено требованиями к качествам хорошо подготовленного менеджера, который должен уметь принимать грамотные решения при различных обстоятельствах. Кейс позволяет в процессе обучения на реальных примерах выполнить работу, которой будущий управленец будет заниматься ежедневно: проводить анализ истории вопроса и нынешнего положения дел, определять и сравнивать различные варианты принятия решений, выносить окончательные решения и просчитывать их последствия. Кейсы, созданные для обучающих целей, не должны содержать завершенную копию реальных событий, их цель состоит в том, чтобы создать атмосферу обсуждения среди студентов. Такая атмосфера отвечает учебным целям и уместна при имитации будущей профессиональной деятельности менеджеров, поскольку в бизнесе, как и в жизни, всё зависит от сочетания множества разных факторов. Отбор наиболее важных факторов, нуждающихся в рассмотрении при выполнении задания, осуществляется авторами в процессе разработки кейса и определяется целями, которые ставятся перед обучаемыми. В структуре учебного кейса можно выделить следующие части: · Пояснительную записку, включающую цели создания кейса и перечень проверяемых компетенций. · Характеристики контингента студентов, для которых предназначено задание. · Текст задания кейса, который включает основной текст и приложения. · Вопросы, требующие решения проблем по тексту задания. · Оценочные рубрики к заданию, включающие оценочные градации ко всем возможным решениям. · Методические рекомендации для экспертов по оценке результатов проверки ответов на задание. · Дополнительные материалы для работы с заданием кейса. Основные требования к кейсам: – адекватность поставленной цели создания; – оптимальность по уровню трудности для контингента студентов; – ориентация на проблемы и ситуации профессиональной деятельности; – адекватность современным проблемам экономики и производства; – актуальность для сферы будущей профессиональной деятельности студентов; – значимость включаемых ситуаций и проблем; – дискуссионный характер ситуации; – включение необходимых контекстных факторов, обеспечивающих многозначность решений; – наличие условий, описывающих ситуацию и нередко носящих либо избыточный, либо недостаточный характер; – наличие альтернативных решений.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |