Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековой философии




А. Патристика и схоластика как направления

Тема 2. 2. Философия Средневековья и Возрождения

Античная культура в ее позднеримском варианте очевидно погрязла в противоречиях собственного развития. Вульгарно-материалистический прагматизм, индивидуализм, массовая, на всех этажах общества бездуховность, эгоистично-безлюбовные отношения всех со всеми, потребительски-физиологические отношения между полами, снижение эстетики в быту и искусстве до примитивной эстезии, наслажденчества, щекотания нервов, забвение взлетов мудрости (разума) классической Греции и пользование примитивной однозначной формальной логикой и многое другое – всё взывало к радикальным, революционным переворотам и переделкам.

За эту титаническую работу принялась культура эпохи Средневековья. Средневековье берёт у поздней Античности социальный заказ на разработку категорий совести, вертикальных нравственных ориентиров («предстояние перед Абсолютом»), духовности, любви, свободы и т. п. Провидениями лучших своих умов она начинает с гордого обещания преодолеть срам Рима – этой «мировой блудницы». Будут преодолены все недостатки Античности, но все ее достижения будут сохранены, и, более того, к ним будут добавлены новые ценности, никогда ранее в культуре не присутствовавшие. Античность только искала Истину, а мы ее нашли. Не нужна нам суетная мудрость Афин, мы начинаем от портика Иерусалима (Тертуллиан, III в. н. э.). «Взрастут на земле франков Новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию» (Алкуин Йоркский, VIII в.).

 

Для создания нового миропонимания потребовалось несколько столетий. Усилия апологетов (первоначальных защитников новой религии. Апология – защита) были подхвачены новым поколением христианских мыслителей – Отцами Церкви. Патристика (патер – отец) – совокупность их теоретических трудов, философское и теологическое наследие. Отцы Церкви действуют в условиях уже победившего христианства. Античные философские принципы понимания человека и мира переосмысляются: идея творения мира из ничего своеобразно решает давнюю проблему происхождения многого из единого. Появляются представления об актуальной бесконечности, всемогуществе, абсолютном знании. Это атрибуты Бога, понимаемого как единство трех лиц (догмат Троицы). Бог – центральная идея миропонимания. Теоцентризм.

Схоластика (Х–ХIV вв.) – тип христианской философии и теологии, сложившийся в период подъема феодальной цивилизации. Она представляет собой новое прочтение античного наследия: если патристика обраща­лась преимущественно к идеям Платона (Августин, 354–430), то теперь в центрe внимания оказывается философия Аристотеля (Фома Аквинский, 1225–1274). Схоластика утверждала примат веры перед разумом, теологии перед философией («философия – служанка теологии»), но при этом широко использовала приемы рационального философствования. Появились первые университеты – Болонский и Парижский, где велись философские диспуты, полемика номиналистов и реалистов.

Результат усилий новой цивилизации, оказался, однако, довольно плачевным. По прохождении почти полутора тысяч лет христианских «реформ» оказалось, что обещанные (предполагавшиеся) социальное равенство, гуманность, любовь, духовность были вытеснены на периферию бытия общества очередным классовым расслоением, новым индивидуализмом и своекорыстием; разум, мудрость древних философов-диалектиков забыты практически полностью и заменены схоластикой средневековых религиозных диспутов; научное познание реального мира также вытеснено почти до нуля и заменено «изучением» «первопричин» эмпирического мира – божественных «первосущностей»; эстетика, искусство, превратились в «служанок богословия» из-за редукции всего арсенала художественных средств к идеологизированной символике; отношения между полами, так же, в зеркальную противоположность античной разнузданности, превратились в уродливо понятую духовность; античный индивидуализм, абсолютизация единичного сменились насильственным «коллективизмом», тоталитаристским поглощением единичного целым; господствовавший номинализм древности сменился господством средневекового реализма.

 

Эту парадоксальность можно выразить в следующих сравнениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.