КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Английский эмпиризм
А. Дилемма рационализма и сенсуализма. Тема 2. 3. Формирование философии Нового времени. Для этой эпохи характерно бурное развитие капитализма. Раньше других стран он нарастал в Британии, этому способствовало ее географическое положение и развитие судостроения и мореходства. С развитием техники нарастала потребность в знаниях («Знание – сила» Фр. Бэкон, 1561–1626). Философия этой эпохи в основном нацелена на разработку принципов научного познания. Фр. Бэкон утверждал, что познание движется индуктивно, от частного и единичного к общему и целому. Эмпирическое (опытное) познание первично по отношению к логическому, рациональному. Такой эмпиризм проистекал из общей материалистической философии Бэкона. В работе «Новый органон» дал критику препятствий («идолов») познания: это вера в авторитет церковных текстов, предрассудки общественного мнения и др. Будучи представителем раннего буржуазии, Бэкон предостерегал свой класс от парадоксов капитализма. В своей утопии «Новая Атлантида» он представил, что руководить обществом должно сообщество ученых – некий «Дом Соломона» (своеобразное предвосхищение будущих Академий Наук). Томас Гоббс (1578 – 1679) также разрабатывал идеи материализма и сенсуализма. Все наши понятия базируются на ощущениях и являются, по сути, знаками этих ощущений. Гоббс знаменит еще и своей «теорией общественного договора» (работа «Левиафан»). Он заявил, что власть в обществе возникает не по воле бога или церкви, а создается самими гражданами посредством договора между ними. Без этого в обществе будет господствовать только первоначальное состояние «войны всех против всех». Известен Гоббс и своей развитой системой атеизма. Продолжателем материалистического сенсуализма Бэкона был Дж. Локк (1632–1704). Сознание само по себе, заявлял Локк – это «чистая доска», на которой опыт записывает информацию. В результате: «Нет никаких врожденных идей в сознании» и: «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было в ощущениях». Вопреки материалистам Джордж Беркли (1685–1753) был сторонником идеалистического сенсуализма и субъективного идеализма: наши ощущения являются не посредниками в процессе познания, а предметом познания. Мы видим не природу, а наши ощущения. Крылатая фраза Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Будучи священником, Беркли был яростным противником категории «материя», материализма и атеизма. Другой идеалистический сенсуалист Д. Юм (1711–1776) несколько сглаживал крайнюю позицию Беркли, но в целом оставался в русле субъективного идеализма. Если материалисты Бэкон, Гоббс и Локк выражали интересы растущей и передовой промышленной буржуазии, то позиция субъективных идеалистов была реакцией уходяших слоев общества на передовые идеи первых. Б. Рационалистические системы:
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |