Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Намерения и результаты Средневековой культуры




Недостатки поздней античной культуры (Проблемы, не разрешенные Античностью) Намерения и обещания ранней христианской культуры (Возможные синтезы) Позднее христианство, результаты
Вульгарный потребительский материализм, абсолютизация земного, только «горизонтальные созерцания» отрицание метафизики бытия.     «Горизонтальная культура стыда» «Открытие» «духовного измерения бытия», ценность «вертикальных созерцаний». Попытки введения в быт метафизики бытия.   Абсолютизация «вертикали», отказ от земных ценностей, аскетизм. Персонификация метафизики в фигуре Бога. Мистификация метафизики, мистическое удвоение мира «Вертикальная культура греха»
Индивидуализм, конкурентность, насилие Гуманизм, любовь к ближнему, «любите друг друга» Самоуничижение, отрицание ценности индивидуальности. «Любите врагов своих»
Социальная поляризация, рабы и рабовладельцы Идеал социального равенства, первые христианские коммунистические общины. Социальная поляризация Протестантизм: «Бог любит богатых». Равенство – лишь «во Христе».
Плюрализм, социальная дифференциация, даже атомизация общества Значение целого, единство целого и частей, общества и человека Тоталитаризм, подавление человека системой общества
Объективизм, боги правят миром, магические религии, люди не решают сами своей судьбы Христианство как нравственная религия, субъективная причастность человека к судьбам мира, свобода выбора между добром и злом Невмешательство в бытие, «Не судите», уход от мира, от задачи навести в нем порядок
Гедонизм, бесстыдство, сексуальное потребительство, эрос (Платон).     Преобладание чувственности в искусстве, доводимое до порнографии Постыдность позиции наслажденчества, духовность в отношениях полов, идеал Прекрасной дамы. Против безыдейности в искусстве, искусство должно облагораживать человека Аскетизм, экзальтация духовности, абсолютизация «агапе», «В Средневековье секса нет»   Красота не в природе, а в ее идеале, Боге. Сведение искусства к символизму иконописи
Наука, оторванная от культуры (морали, политики, искусства) Долой эту позитивистскую науку! Долой всякую науку (потому что от нее – всякое зло)
Динамизм, прогресс, погоня за новизной, зуд изменений. Хаос поиска социального идеала: стоики, киники, скептики, мистики, неоплатоники… Претензия на уравновешенность и взвешенность жизни. В обществе должны быть оптимизм и уверенность в выбранном пути Отказ от изменений, от прогресса, покой и застой. Уход от поиска социальной истины. Она уже найдена – это учение Иисуса Христа.
Вырождение античной демократии в хаос многопартийности Жажда порядка в обществе Монархия, тоталитаризм
Софистика За правду, за истину! Схоластика

 

Картину подобных парадоксов средневековой культуры можно продолжать долго. Ясен, однако, принцип: христианская религия, вооружившись лишь формальной логикой («Да – да, нет – нет, а что сверх того, то от лукавого»), просто зеркально противопоставляет античным «мерзостям» свои «достижения» и возводит их в ранг непогрешимых принципов, по существу, религиозных догматов. Справедливо отмечая необходимость метафизики человеческого бытия, интуитивно чувствуя субъектность целостных систем в организации индивидуальной человеческой жизни, религия, не умея применить диалектику целого и части, гипостазирует это целое, придает ему статус и ранг личности, персонифицирует целое в фигуре личного бога. Причем, последнее объявляется важнейшим, исходным, непререкаемым догматом. («Непослушание» Л. Н. Толстого именно этому догмату стало причиной его анафематствования).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.