Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оливер Сакс 1 страница




Конституционные обязанности ч и г в РФ. Конституционная обязанность граждан РФ по защите Отечества. Обязанности – мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане РФ, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. 1.важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иною лица, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов(ст.15).(речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юр силы). 2.Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина(Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими)-ст.17 КРФ. 3.обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).4.обязанность каждого сохранять природу и окружающую

среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) 5.защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ(ст59.). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией(долгом),тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие "отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь

каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Зашита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Граждане несут военную службу в соответствии с ФЗ о воинской обязанности и военной службе. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Для граждан, убеждения которых не позволяют нести военную службу или их вероисповеданию противоречит несение военной службы предусмотрено право на замену военной службы альтернативной гражданской. Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях. 6. обязанность заботиться о памятниках истории и культуры. (ст. 44). 7.обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же 8.обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании. (ст.38). 9.обязанности как получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданинаобязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, ихзаменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования ( ст.43).

48. Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право политического убежища. Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 К. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ(национальный режим наибольшего благоприятствования). ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Выделяются 2 категории иностранных граждан: временно проживающие (лицо, кот находится на территории на основании документа о временном проживании) и временно пребывающие (гражданин кот прибывает на территорию РФ на основании визы, имеет регистрационную карту, не имеет вид на жительство) в РФ. В их статусе есть определенные различия. Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами. Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство. Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами РФ, если иное не вытекает из законодательства. В ФЗ назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству. Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.
Наравне с гражданами РФ им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища, могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами. К числу особенностей статуса иностранных граждан в РФ относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме. Иностранные граждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, перерчень закрытых территорий. В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права(Положение о порядке предоставления РФ политического убежища). Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган миграционной службы. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности РФ и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

49. Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. ФЗ «О беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории РФ, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Ст 1 Закона гласит, что беженец - лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие.) Временное убежище –возможность иностранных граждан или лица без гражданства пребывать на территории РФ. Место временного содержания - место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в пункте пропуска через Государственную границу РФ; центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцем и членов их семей на территории РФ. Лицо, получившее свидетельство в месте временного содержания и прибывшие с ним члены семьи обязаны: соблюдать Конституции РФ; соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания; пройти обязательное медицинское освидетельствование; сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами. Им гарантированы права на: 1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях; 2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; 3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; 4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в центр временного размещения; 5) сопровождение и на охрану представительного территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; 6) получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного содержания или в центре временного размещения;7) медицинскую и лекарственную помощь; 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве; 9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства. Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей территории РФ и является основанием для регистрации. Лицо признается беженцем на срок до 3-х лет. Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что были у него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, получение содействия в устройстве детей в государственные муниципальные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ и право на выезд на место жительства в иностранное государство и добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности. Правовой статус вынужденных переселенцев на территории РФ регулируется Законом «О вынужденных переселенцах». В ынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Существует и ряд обстоятельств, по которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем: при совершении лицом преступления против мира, человечности или другого тяжкого преступления, признаваемого таковым законодательством РФ; в случае не обращения по уважительным причинам с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства РФ; в случае, когда лицо покинуло место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Вынужденные переселенцы имеют права на:1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством РФ, но не ниже 100 рублей; 2) получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ; 3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. 4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами; 5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на 5 лет и выдается удостоверение, действительное на всей территории РФ. Вынужденный переселенец имеет право: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ; 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. Обязанности как у беженца.

 

50. Понятие, особенности и принципы государственного устройства РФ. Государственное устройство - внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации. По форме гос. устройства государства м.б. унитарными, федеративными и конфедеративными. Согласно ст1 Россия является федеративным государством. Федерация - сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации. Основные признаки федерации: определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов; двухуровневая система законодательства - общефедеральная и субъектов; субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации; в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; наличие двойного гражданства (не во всех федерациях); двухканальная система налогов; разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Принципы гос устройства: 1. Территориальное единство - РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ. 2.Единство государственной власти - единство системы органов государственной власти - в соответствии со ст.77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. 3. Юридическое равноправие субъектов РФ - согласно ст.5 Конституции РФ Россия состоит из равноправных субъектов РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. 4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. 5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип должен применяться при обязательном соблюдении принципов - конституционности, верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, равноправия субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ, баланса интересов Федерации и регионов, добровольности заключения договоров и соглашений, обеспеченности финансовыми, материально-техническими, природными, энергетическими и другими ресурсами. 6. Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории. 7.Единая денежная и финансовая система. 8.Наличие гос языка, символики. 9.Наличие конституции и законодательства. Верховенство ФЗ. 9. Построение России по смешанному национальному национально-территориальному принципу.

51. Государственные суверенитет РФ: понятие, содержание, гарантии. Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета: 1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась; 2 ) независимость государства в международных отношениях -государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении РФ, а также распространять свою власть на территорию РФ; 3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. 4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (РФ). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты РФ -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации; 5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории РФ Конституции РФ и ФЗ; 6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

52. Конституционно-правовой статус РФ. Конституционно-правовой статус РФ - совокупность прав и обязанностей РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус РФ определяется следующими основными моментами: 1) РФ - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только РФ, но не субъектам РФ. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве; 2) РФ имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя: территории ее субъектов (сухопутная территория);внутренние воды; территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км. 3) государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 К РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах гос власти, органах местного самоуправления, гос учреждениях республик; 4) единое гражданство РФ. В соответствии со ст. 6 К РФ гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности; 5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 К РФ гос власть в РФ осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (СФ и ГД) как законодательный (представительный) орган гос власти РФ, Правительство РФ как орган исполнительной власти РФ, суды РФ как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей). Прокуратура РФ, согласно ст. 129 К РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. 6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют К РФ, ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ. В правовую систему РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 К РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры; 7) единое экономическое пространство. В РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются; 8 ) государственные символы РФ. Имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. 9) В соответствии со ст. 79 К РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

53. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами: 1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ; 2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию; 3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов гос власти субъекта РФ, согласно ст. 77К РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос власти, установленными ФЗ. 4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ 5) субъекты равноправны. Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются 3группы субъектов: 1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. 2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов гос власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы гос власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы РФ, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге; 3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. Не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

54. Предметы ведения РФ: понятие, виды, содержание. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации: 1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации ;2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада); 3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия ); 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия). Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71) К исключительному ведению РФ относится: 1) в области гос строительства:- принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ;федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в РФ;регулирование и защита прав национальных меньшинств;установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов гос власти;судоустройство, прокуратура;уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право;установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;федеральная гос служба;гос награды и почетные звания РФ 2) в экономической, социальной, культурной областях: федеральная государственная собственность и управление ею;установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка;финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;федеральные экономические службы, включая федеральные банки;федеральный бюджет;федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;деятельность в космосе;метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;геодезия и картография;наименования географических объектов;официальный статистический и бухгалтерский учет; 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;вопросы войны и мира;внешнеэкономические отношения Российской федерации;оборона и безопасность;оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.