Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оливер Сакс 3 страница




62. Федеральное Собрание - парламент РФ: порядок формирования, структура, компетенция. ФС- олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет ее в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Конституционный статус ФС отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов и полномочий между органами гос власти самой РФ и ее субъектов. В отношении с другими структурами власти ФС выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому гос органу, в том числе Президенту, Правительству. ФС - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), которые заседают раздельно. Двухпалатная структура ФС обладает рядом главных черт:1) самостоятельность палат; 2) неодинаковая компетенция палат - к ведению относятся разные вопросы, а в законодательном процессе имеют разные полномочия;3) разный порядок формирования; 4) особенности представительной природы каждой палаты. Характерные черты компетенции российского парламента: четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, неодинаковый круг подведомственных им вопросов. Представительный характер ФС обусловлен порядком формирования его палат. ФС осуществляет контрольные функции. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Палаты проводят парламентские слушания. Заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно палатами, также могут служить осуществлению парламентского контроля. С контрольной функцией связано и право Думы решать вопрос о доверии Правительству, а также парламентские и депутатские запросы, вопросы депутатов Думы к членам Правительства. Две палаты обычно собираются вместе для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Согласно Конституции ФС - постоянно действующий орган. Порядок выборов в ФС. Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом Гос Думы. Депутаты работают на профессиональной основе, они не могут находиться на гос службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или творческой). Депутат Гос. Думы не может быть депутатом иных представительных органов гос власти и органов местного самоуправления. Депутаты Гос. Думы избираются на 5лет, срок полномочий члена Совета Федераций определяется сроком полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа гос. власти субъекта Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Гос. Думы устанавливается на основе Конституции ФЗ. Гос. Дума избирается сроком на 5лет. Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации избирателями, но состав представителей от каждого субъекта РФ может меняться. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации - по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (с учетом числа субъектов Федерации - 83 - состав должен насчитывать 166 человек от 30лет). К правам Совета Федерации отнесены: назначение на должность (по представлению Президента) судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора и освобождение последнего от должности, назначение и отстранение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, утверждение изменения границ между субъектами, утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения, назначение выборов президента, отрешение его от должности(ст 102). Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма. Состав Гос. Думы носит достаточно выраженный партийный характер. (по Конституции число депутатов Гос. Думы - 450 человек). Депутаты Гос. Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Гос. Думы м быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Все депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями. Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого 7%"заградительного пункта". Далее подсчитывается сумма голосов, поданных за федеральные списки кандидатов от партий, получивших семь и более процентов голосов, в соответствии с которой определяется число мандатов. К ведению Гос. Думы отнесены: дача согласия Президенту на назначение Председателя правительства РФ, назначение на должность Председателя ЦБ и освобождение его от должности, назначение и освобождение Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение и освобождение Уполномоченного по правам человека. Перед Думой несет ответственность Правительство РФ, к ведению этой палаты относится решение вопроса о доверии ему. Дума принимает участие в привлечении к ответственности Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против президента для отрешения его от должности. Дума объявляет амнистии(ст103).

63. Законодательный процесс в РФ: конституционно-правовые основы. Особенности принятия Конституционных законов.. В законодательном процессе несколько стадий: 1) внесение законопроекта - законодательная инициатива;2) обсуждение законопроекта в Госдуме;3) принятие закона - большинством голосов от общего числа депутатов Думы, по конституционным вопросам - не менее 2/3;4) Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госдумой закона. Он в течение 5 дней передается из Думы в Совет Федераций, который может рассматривать или не рассматривать его, за исключением обязательных вопросов (ст. 106 Конституции: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Гос. границы РФ, войны и мира). Закон одобрен и вступает в силу, если за него проголосовало более половины от общего числа членов СФ РФ.5) При отклонении закона обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон повторно рассматривается в Думе, которая может принять предложения согласительной комиссии. Возможно голосование по отклоненному СФ РФ проекту, для его принятия требуется 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы (преодоление "вето" СФ). 6) Законопроект в течение 5 дней направляется Президенту. Президент должен решить в течение 14 дней. Если подписывает, то закон вступает в силу, если отклоняет, то СФ и Дума могут преодолеть вето Президента (которое является не абсолютным, а отлагательным), но не менее чем 2/3 голосов от общего числа Совета Федерации и депутатов Госдумы, такой закон Президент обязан подписать и обнародовать в течение 7 дней вне зависимости от своей политической позиции. Для прохождения ФКЗ требуется квалифицированное большинство (2/3 Думы и 3/4 СФ), Президент в течение 14 дней обязан его подписать и обнародовать. Вето в данном случае не предусматривается. Федеральное Собрание не может вносить поправки в главы 1, 2 и 9; поправки к главам 3-8 вступают в силу только после одобрения не менее чем в 2/3 субъектов федерации. Публиковаться законы должны не позднее 7 дней после подписания президентом и вступать в силу по истечении 10 дней их официального опубликования, если в самих законах не установлен иной порядок.

64.Совет Федерации ФС РФ: порядок формирования структура, компетенция. В соответствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательно (представительного)(законодательная власть предлагает кандидатов из своего состава) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ(назначается высшим должностным лицом субъекта). Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы гос власти. В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;д) назначение выборов Президента РФ;е) отрешение Президента РФ от должности;ж) назначение на должность судей КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Порядок деятельности СФ, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, ФЗ, Регламентом СФ, принятым СФ, и решениями СФ. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей (ч.1 ст.101.), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ст.101).СФ образует комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения (ст.101.).В СФ не допускается формирование фракций, парламентских объединений.Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности СФ, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом СФ. В его состав входят Председатель СФ, его заместители, председатели комитетов и комиссий СФ и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.Заседания СФ проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.Заседания СФ проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.

65. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура, компетенция. В соответствии со ст 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Выборы депутатов ГД нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается ГД, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания ГД является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. ФЗ предусматривает, что выборы депутатов ГД проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. ГД фС РФ возглавляет Председатель ГД, который избирается из числа депутатов ГД тайным голосованием. ГД избирает первого заместителя и заместителей Председателя ГД. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы. Совет ГД - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель ГД, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в работе Совета ГД с правом совещательного голоса. B ГД создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Основными структурными подразделениями ГД являются комитеты. Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Конституция РФ содержит 3 основания для роспуска ГД: после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии; Президентом РФ, если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В компетенцию ГД входит решение следующих вопросов (ст. 103):дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению ГД, принимает постановления. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

66. Процедура роспуска ГД. Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска. Согласно Конституции РФ ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Конституция РФ в ст. 111, 117 содержит 3основания для роспуска ГД: 1) ГД распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) ГД может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) ГД может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска предыдущей ГД не может быть распущена в следующих случаях: 1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение 1 после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

67. Конституционно-правовой статус членов СФ Федерального собрания и депутатов ГД, основные гарантии их деятельности. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Членом СФ является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в СФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ. Депутатом ГД является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в ГД законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ. Срок полномочий члена СФ определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа гос власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата ГД начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы ГД нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Досрочное прекращение полномочий члена СФ, депутата ГД возможно в случаях: 1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства 2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу; 4) смерти; 5) призыва на военную службу с его согласия. А так же 1) письменное заявление о сложении своих полномочий; 2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа гос власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа гос власти или местного самоуправления; 3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; Депутат ГД осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах: 1) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий, палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых СФ и ГД в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией. Совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако Конституция РФ в ст. 100 предусматривает, что палаты заседают раздельно. Совместные заслушивания посланий Президента РФ, посланий КС РФ, выступлений руководителей иностранных государств не являются заседаниями палат Федерального Собрания; 2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов,3) участие в парламентских слушаниях; 4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы); 5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. 6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Важнейшей гарантией осуществления членом СФ, депутатом ГД своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член СФ, депутат ГД не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом СФ, депутатом ГД жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также устанавливает широкий круг социальных, финансовых и организационных гарантий деятельности.

68.Правительство РФ. Правительство - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, т.к. в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Статус правительства определяется Конституцией, ФКЗ "О Правительстве РФ", ФЗ, нормативными указами Президента. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы. Заместители и федеральные министры назначаются Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе политических партиях. Не имеют права на предпринимательскую деятельность, либо другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (6лет). Деятельность Правительства: В сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью и другие полномочия. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет о его исполнении; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом России; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В социальной сфере: обеспечивает проведение единой гос. социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой гос. миграционной политики и другие полномочия. В сфере науки, культуры, образования: обеспечивает гос. поддержку развития науки, культуры; обеспечивает проведение единой гос. политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и проф. образования, развивает систему бесплатного образования. В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой гос. политики в области охраны окружающей Среды и обеспечения экологической безопасности, предпринимает в этих целях спец. меры. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации гос. политики в области обеспечения безопасности человека, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и другие полномочия в этих целях. В сфере обеспечения обороны и гос. безопасности РФ: осуществляет меры по обеспечению обороны и гос. безопасности; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами ВС России, других войск и вооруженных формирований; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц; принимает меры по охране Гос. границы РФ; руководит гражданской обороной. В сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ; обеспечивает представительство России в иностранных государствах; заключает международные договоры; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан России за пределами ее территории. Министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы) создаются в рамках исполнительной власти для организации гос управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти. 1. Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Министр функционирует на основе единоначалия и несет персональную ответственность. В министерствах совещательные органы - коллегии. 2. Государственный комитет РФ осуществляет межотраслевое регулирование на основе коллегиальности.3. Федеральные комиссии, службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исп. власти.

69. Конституционно-правовая ответственность Правительствам РФ. Правительство несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной Думой. Конституцией предусмотрены следующие случаи отставки Правительства: 1) Правительство само подает в отставку, и Президент принимает ее; 2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;3) Государственная Дума выражает ему недоверие, и Президент объявляет об отставке Правительства;4) Председатель Правительства ставит перед Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства;5) Председатель Правительства не может исполнять свои полномочия. В случае отставки оно продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства РФ. Парламентский контроль за деятельностью Правительства осуществляет Федеральное Собрание (Государственной Думой и Советом Федерации). Формы контроля: 1) рассмотрения вопроса о доверии Правительству по инициативе Правительства; 2) отчет Правительства об исполнении федерального бюджета, который представляется одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год; 3) образование Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета; 4) назначение Гос. Думой Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается также и с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека; 5) депутатский запрос может быть внесен как депутатом (или группой) Гос. Думы, так и членом Совета Федерации (или группой) к Правительству или министру на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания в письменной форме. Ответ на запрос - не позднее 15 дней; 6) вопросы к членам Правительства могут быть обращены как депутатами Гос Думы, так и членами Совета Федерации. Члены правительства обязаны по приглашению палат Феде. Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на поставленные вопросы; 7) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства (о результатах сообщают комитетам и комиссиям в согласованные сроки); 8) парламентские слушания, проводимые комитетами (комиссиями) Совета Федерации и Гос. Думы, могут осуществляться с участием членов правительства по актуальным проблемам общественной и политической жизни.

70.Конституционные основы судебной власти в РФ. Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений. Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона: 1. судебная власть – вид государственной власти; она осуществляется гос органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. 2. осуществляется специальными гос органами - судами. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств. 3.исключительность судебной власти - судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ»). 4.независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ. 5. судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе РФ». Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований, протекает в определенной законом последовательности и форме. 6.судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. 7.властный характер полномочий суда. 8. участие представителей народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.