Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оливер Сакс 2 страница




55. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, механизм их реализации. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться: 1) в области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;административное, административно-процессуальное законодательство;кадры судебных и правоохранительных органов;адвокатура, нотариат;координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ; 2) в экономической, социальной, культурной областях: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;разграничение государственной собственности;природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;охрана памятников истории и культуры;общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;координация вопросов здравоохранения;защита семьи, материнства, отцовства и детства;социальная зашита, включая социальное обеспечение;осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).В соответствии с законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов РФ» по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются: 1 ) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами гос власти и органами государственной власти субъектов РФ;2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые ГД в первом чтении, направляются в органы гос власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом ГД и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом ГД. В случае, если органы гос власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта ФЗ в целом, по решению ГД создается согласительная комиссия с участием депутатов ГД и представителей органов гос власти заинтересованных субъектов РФ.

56. Предметы ведения субъектов РФ: понятие, виды содержание. Предмет ведения субъекта Федераци и - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения субъектов в Конституции прямо не перечислены. Ст. 73 Конституции: Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Вопросы собственного ведения субъектов РФ делятся как бы на 2 группы: 1. субъект правомочен осуществлять определённые полномочия в сфере совместного ведения- на основе и в развитие федеральных актов; 2. К собственному ведению субъекта РФ относятся так же вопросы, не включённые в предыдущие группы. В отношении субъектов РФ действует правило: всё, что не отнесено к ведению РФ, относится к ведению субъекта. Компетенция субъектов обычно закрепляется в их конституциях и уставах. Обычно к предметам собственного ведения субъектов их конституциями, уставами отнесены: принятие конституции(устава), законов и иных н.а. субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией; установление системы органов гос власти субъекта, порядок их организации и деятельности, формирования; административно-территориальное устройство субъекта; владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление; разработка, принятие и исполнение соц-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта; разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; учреждение и присвоение почётных званий, наград и премий субъекта; сотрудничество с др субъектами.

57. Конституционные основы порядка принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта Федерации. ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Принятие в РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части. Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина. Условия принятия в РФ нового субъекта. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с м/н договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее - м/н договор), заключенным РФ с данным иностранным государством. Условия образования в составе РФ нового субъекта. Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ. Порядок принятия в РФ нового субъекта: 1. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении м/н договора является данное иностранное государство. 2. Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем СФ, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.3. М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.4. После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного м/н договора.5. В Госдуму одновременно с м/н договором вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.6. ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами ФС РФ (принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, одобряется Советом Федерации более половины от общего числа членов этой палаты).7. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа СФ и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы). Порядок образования в составе РФ нового субъекта: 1. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;2.Предложение направляется Президенту РФ - должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;3. Президент РФ уведомляет о полученном предложении СФ, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;4.Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ; 5. Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;6. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;7. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;8. Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;9.ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ;10. Изменения в часть 1 ст65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ. Внесение поправок в ст65 Конституции (Статья 137) - эти поправки вносятся на основании: ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; ФКЗ об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ. При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.

58. Автономия в России: понятие, виды, правовое регулирование. Автономия- право на самостоятельное решение вопросов своей жизни, определённое территорией или совокупностью людей. Традиционным является деление автономии на территориальную и национально-культурную (экстерриториальную). Территориальная автономия –самостоятельность самоуправляющихся территориальных единиц в рамках Конституции или закона. Создание территориальных автономий характерно для многонациональных государств, имеющих в своем составе компактно проживающие национальные группы. Выделяются 2 вида территориальной автономии: политическая (государственная, законодательная) и административная. Субъект политической автономии обладает внешними признаками государства: собственная территория, система органов гос власти, формируемых независимо от центральных органов власти, правовая система, включающая собственное законодательство, иногда Конституцию, собственные предметы ведения, в отдельных случаях гражданство, собственный официальный язык и национальные символы, наряду с общегосударственными(Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Корсика во Франции). Административная автономия обладает существенно меньшим объемом самостоятельности по сравнению с политической автономией. Признаками административной автономии являются: наличие самостоятельно формируемых органов гос власти и собственного законодательства (однако региональные законы могут быть отменены центральными органами власти); осуществление деятельности органами гос власти автономного образования под надзором центральных органов власти, которые назначают своих представителей. Правовой статус субъектов автономии определяется специальным актом (статутом), который утверждается общегосударственным законом. Национально-культурная автономия основана на признании права самоопределения этнических общностей вне конкретных территориальных образований. Она применяется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями иных этнических групп. Национально-культурная автономия позволяет удовлетворять потребности различных народов в их культурном развитии, не разделяя их (народы) на титульные и нетитульные. В соответствии со ст. 21Основ законодательства РФ о культуре Россия гарантирует всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право на культурно-национальную автономию. ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов" предоставляет малочисленным народам право создавать национально-культурные автономии в целях сохранения и развития своей самобытной культуры. Документом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в современной России, является ФЗ. "О национально-культурной автономии". В соответствии с законом национально-культурная автономия в РФ - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия основывается на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурной автономии предоставлен широкий комплекс прав: она может получать со стороны органов гос власти и органов местного самоуправления поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать учреждения культуры, образовательные и научные, обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ. Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. При Правительстве РФ создается Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, который является совещательным органом и действует на общественных началах. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Национально-культурная автономия, в отличие от территориальной, имеет своей целью удовлетворение исключительно культурных, образовательных потребностей своих членов, сохранение национального языка и самобытной культуры. Компетенция же территориальных автономных образований включает в себя дополнительно решение целого ряда социальных и экономических проблем. В настоящее время российское законодательство отдает предпочтение национально-культурной автономии перед территориальной.

59. Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов. Административно-территориальное устройство - подразделение территории субъекта РФ на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Административно-территориальное устройство субъектов РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части - административно-территориальные единицы, населенные пункты) и административно-территориальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в административно-территориальном устройстве). Соответственно, административно-территориальное устройство характеризует: а) систему административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; е) регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Вопросы административно-территориального устройства конкретного субъекта РФ решаются в уставах (конституциях) субъектов РФ. Как составляющая административно-территориального устройства административно-территориальная единица - часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ, имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом. Как составляющие административно-территориальных единиц населенные пункты - места постоянного проживания людей, приспособленные для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха; в них сосредоточено жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней административно-территориальных единиц. Административно-территориальное устройство подчинено определенным принципам и ли требованиям, в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы: 1.экономические - требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличие центров экономического тяготения и состояние путей сообщения; 2.демографические - учитывающие количество и плотность населения; 3.исторические - соответствие исторически сложившейся системе расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития; 4. национальные - предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории; 5. экологические и социальные - обеспечение населению здоровой и безопасной среды обитания, возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; 6.административно-управленческие - максимальное приближение органов гос власти и органов местного самоуправления к населению. Указанные требования закрепляются в законах субъектов РФ, регламентирующих их административно-территориальное устройство, и являются обязательными. Действующие Конституции, уставы республик, краев, областей, иных субъектов РФ различают следующие административно-территориальные единицы: 1) базовые, охватывающие районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения; 2) первичные, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Официальным документом, определяющим границы территории субъектов РФ и содержащим картографические материалы, является описание территории субъекта РФ. Описание предполагает согласование с границами сопредельных территорий субъектов РФ, заверяется подписью высшего должностного лица исполнительного органа гос власти и подлежит утверждению законодательным (представительным) органом гос власти субъекта РФ. Особым статусом характеризуется закрытое административно-территориальное образование. Оно имеет органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Границы такого образования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в нем, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические издания. Решение о создании и упразднении закрытого административно-территориального образования с установлением его административной подчиненности принимается Президентом РФ.

60. Понятие и система органов гос власти в РФ. Общие принципы организации и деятельности органов гос власти в РФ. Органы гос власти – структурные элементы системы гос власти, составляющие в совокупности одну из организационных форм, по средствам которой народ осуществляет свою власть. Признаки: 1.каждый орган гос власти создаётся в соответствии с установленными конституцией законами и др актами, порядком. 2.наделены публично-властными полномочиями(решения имеют общеобязательный хар-р и при необходимости гарантируется гос принуждением) 3.самостоятельность гос органов в осуществлении компетенции(совокупность юр установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного должностного лица). 4.Структурная обособленность. 5.деятельность осуществляется в формах, методах, установленных в н.а. В своей совокупности гос органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы гос власти РФ и органы гос власти ее субъектов. Единство системы гос органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на гос целостности России, на единстве системы гос власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы гос органов РФ. Федеральные органы гос власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, гос комитеты и ведомства при Правительстве РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды. Органы гос власти субъектов: главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, гос комитеты и др ведомства.(губернатор, обл. дума, правительство, иные органы гос органов субъектов)а также суды субъектов РФ. Кроме названных органов в систему государственных органов РФ входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, Полномочные представительства в Федеральных округах. Иные органы(федеральные органы с особым статусом): прокуратура(ген прокурор назначается СФ), банк России(ЦБ), счётная палата РФ(парламентский орган финансового контроля), ЦИК, Уполномоченный по правам человека. Принципы: 1.принцип суверенитета 2. принцип единства системы государственных органов 3. принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. 4. принцип выборности 5. принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. 6. Принцип приоритета прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти. 7. Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов гос власти. 8. принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. 9. принцип разделения властей.

61. Президент РФ: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента РФ. Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов гос власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Конституционный статус президента РФ: Пост Президента появился в России лишь в 1990-1991 гг. (вначале в СССР, а затем в России и других республиках). Конституция 1993 г. ознаменовала новый этап в развитии президентства в России. Президентская власть была значительно усилена, а законодательный орган приобрел черты парламента. Президент стал уже не просто главой исполнительной власти, подотчетной Верховному Совету, а главой государства. Президент получает свои полномочия от народа, и поэтому не подотчетен никакому органу власти (за исключением юридической ответственности за государственную измену или тяжкое преступление). Он обладает неприкосновенностью, но должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции. Он же является гарантом исполнения Конституционных норм, применяет меры по охране суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Президент имеет право принимать нормативные указы, восполняя пробелы законодательства. Он вправе отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ, внести в Думу законопроект о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Президент может выступать в роли арбитра по нормализации взаимоотношений между различными ветвями власти и государственными учреждениями. Взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом: он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Гос. Думу, но только в определенных Конституцией случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат ФС, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять ФС. Государственные решения по части вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ, он является ее непременным участником. Президент тесно связан с исполнительной властью, но занимает по отношению к ней верховное положение. Он имеет решающие права по назначению Председателя Правительства и министров, может отменять акты Правительства, принимать решение о его отставке, право председательствовать на заседаниях Правительства. Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, является Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности РФ. Он может приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции и ФЗ. Компетенция Президента РФ В отношении органов исполнительной власти Президент:назначает с согласия Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке; осуществляет руководство внешней политикой; наделен большими полномочиями в сфере обороны и безопасности: является Верховным Главнокомандующим; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; вводит чрезвычайное или военное положение. Обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти: назначает выборы и распускает Думу по установленным законом причинам; вносит законопроекты, назначает референдум. В отношении судебной власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора СФ. Единолично Президент не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является необходимым участником законодательного процесса, подписывает и обнародует законы, наделен правом вето. Он имеет право в определенных случаях распускать Государственную Думу или выражать недоверие правительству, отправлять его в отставку. Так при назначении Председателя Правительства РФ у президента имеется право ее роспуска после трехкратного отклонения предложенных Президентом кандидатур. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Президент избирается непосредственно народом - гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий президента -6 лет; при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. К своим обязанностям он приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с этого момента. Правом выдвигать кандидата на должность Президента обладают избиратели и избирательные объединения, блоки, собравшие в поддержку своего кандидата не менее 2 млн. подписей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Состоявшимися выборы признаются, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (при это число голосов против всех должно быть меньше, отданных за набравшего наибольшее количество). При повторном голосовании не требуется, чтобы участвовало обязательно не менее половины зарегистрированных избирателей. При несостоявшихся выборах или признанных недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы. Досрочное прекращение полномочий возможно в случае:1) отставки;2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;3) отрешения от должности. Не позднее 3 месяцев с момента прекращения президентских полномочий должны состояться выборы нового президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ, но не в полном объеме (он не имеет права распускать Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках к Конституции. Порядок отрешения Президента от должности усложнен и осуществляется в несколько стадий:1) заключение специальной комиссии, образованной Думой (инициатива ее создания и выдвижения обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов); 2) на основе заключения комиссии Дума выдвигает обвинение квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);3) обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления; 4) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; 5) принятие Советом Федерации решения об отстранении Президента от должности не менее чем 2/3 голосов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения. Если решение не принимается в установленный срок, то обвинение считается отклоненным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.