Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции организационных изменений




Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях, произошедших в XX столетии и имеющих подлинно историческое значение. Первая фаза - отделение управленческих функций от собственников и превращение управления в профессию. Вторая фаза – появление, начиная с двадцатых годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза - переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.

На пороге следующего столетия совершается кардинальный переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению современных знаний, информационных сетей и компьютерного образования. Этот процесс сопровождается целым рядом капитальных преобразований. Активизируется интеграция в управлении путем образования ассоциативных структур, альянсов разных типов, включая организации транснационального характера. Набирают силу процессы комплексной реструктуризации, перехода к организациям с внутренними рынками, сокращения размеров организационных звеньев, использования целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

В перспективе необходимо преодолеть все еще имеющееся противостояние жестких корпоративных требований и устремлений работников, современных технологических систем и социальной системы, интегрированных производственных процессов и ожиданий рабочих, рутинной работы и удовлетворения от нее.

Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов по отношению к результатам, на передний план все больше выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура.

 

Рисунок 1.10 – Тенденции организационных изменений

 

В настоящее время организация управления вступает в третью фазу: переход от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, к организации специалистов, глубоко владеющих знаниями.

Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления - современной и будущей – представлены в таблице 1.2.

Развитие организации управления должно обеспечить использование возможностей и потенциала свободного предпринимательства внутри организации. Организационные рынки (как называют теперь феномен «внутренних рынков») сокращают учет и отчетность, накладные расходы и другие производственные затраты благодаря выпрямлению операций. Они способствуют предотвращению конфликтов и налаживанию кооперирования, поскольку создают прочную основу для деловых взаимоотношений.

 

 

Таблица 1.2 – Сравнение настоящей и будущей организации

 

Новые, нередко революционные изменения в управлении, связанные с использованием информационных технологий, научных знаний, горизонтальных структур, «внутренних рынков» и др., в разных масштабах и модификациях входят в практическую жизнь.

Опираясь на классические и современные подходы, можно сформулировать, что же представляет собой современная организация.

1. Любая современная организация в основе своей является открытой системой, то есть связанной с внешней средой совокупностью разнородных, но взаимосвязанных компонентов. Поэтому, несмотря на то, что ряд конкретных позиций и положений классического системного подхода подвергается серьезной критике и пересмотру, сам по себе этот подход применительно к современной организации рассматривается в качестве одного из инструментов при рассмотрении основ ее построения и функционирования.

2. Ключевой элемент организационной системы – человек, член организации, несущий в себе знание и компетенцию, которые и определяют эффективность современной организации. Это кажущееся очевидным положение в реальности (особенно в российском бизнесе) часто только декларируется, а ключевыми элементами до сих пор многие считают структуру, власть и координацию.

3. Культура, учитывающая ментальность людей, доминирующие нормы и ценности и развивающаяся вместе с членами организации, создает этико-эмоциональную основу функционирования организации, оказывая решающее воздействие на формулировку организационных целей.

4. Реальная конфигурация и особенности функционирования элементов организационной системы зависят не только и не столько от внутрисистемных, сколько от внешних, ситуационных факторов.

5. Деятельность современных организаций характеризуется высокой неопределенностью и нестабильностью, которые при этом рассматриваются не как системные патологии, а как признак и условие ее существования и развития.

6. Современная организация динамична, она живет только тогда, когда развивается. В динамике находятся и все отдельные компоненты организационной системы. Причем эта динамика может различаться – одни компоненты могут развиваться быстрее, другие – медленнее. При надлежащей координации и при условии адекватности такого неравномерного развития внешним факторам оно не является фактором, нарушающим целостность организации, а наоборот, позволяет ей более эффективно реализовывать свои функции.

7. Современная организация полифункциональна. Прибыль, капитализация и прочие финансовые параметры перестают быть тем, ради чего она функционирует. Организация активно меняет окружающий мир, создавая новые ценности, и не только материальные.

8. Современная организация фрагментарна в том смысле, что разные части организационной системы могут по-своему реагировать на внешние и внутренние воздействия и в связи с этим строиться на разных основаниях и нормах.

9. Современная организация предполагает гораздо более мягкие и ровные варианты отношений «руководитель–подчиненный», чем классическая организация времен Тейлора и Вебера.

10. Нет и не может быть универсальных законов, подходов и методов создания, развития и управления современными организациями. Уникальная модель управления организацией создается на основе саморефлексии, накопления опыта и постоянного обучения. Ошибка в построении структуры организации или в управлении – не ошибка, а результат применения унифицированного метода управления в нестандартной ситуации.

Лекция 4 «Хозяйственные организации»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.