Общепринятым является следующее определение: ОВОС пред- ставляет собой деятельность, направленную на выявление и про- гнозирование воздействия на среду обитания, здоровье и благосо- стояние людей со стороны различных мероприятий и проектов, а также на последующую интерпретацию и передачу полученной информации.
Оценка воздействия на окружающую среду — процедура учета экологических нормативов при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. В процессе ОВОС выявляются, анализируются и учитываются прямые, косвенные и иные последствия для окружающей среды планируемой хозяйствен- ной и иной деятельности, которая может оказать прямое или кос- венное воздействие на окружающую среду, в целях принятия реше- ния о возможности или невозможности ее осуществления.
Главное значение методологии ОВОС состоит в создании (с воз- можной по уровню достигнутых знаний и квалификации вероят- ностью) научной основы системы принятия решений об экологи- ческой безопасности проектов, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Понятие «окружающая среда» при проведении ОВОС включает в себя такие компоненты, как флора, фауна, почва, воздух, вода
климат, ландшафт, исторические памятники и другие материаль- ные объекты или взаимосвязь между ними. Следует отметить, что понятие «природная среда» мало подходит для условий, окружаю- щих человека. Выброс загрязняющих веществ в воздушный бас- сейн, высокое тепловыделение, изменение условий поглощения и отражения солнечной радиации, деградация (вплоть до полного разрушения) почв, обеднение флоры и фауны, высокая запылен- ность территории, загрязнение водоемов, водотоков и донных от- ложений, воздействие шумовых источников и электромагнитных излучений и другие факторы делают урбанизированные ландшаф- ты отличными от природной среды, характерной для данных гео- графических координат. Если же учесть то, что человек проводит большую часть своего времени в замкнутых пространствах жилья, рабочего места и транспортных средств, то становится очевидным, что городское население живет не в природной, а искусственно созданной среде и оценю! состояния природных компонент (ат- мосферный воздух, природные воды, почвы) мало подходят для ее характеристики.
За рубежом началом деятельности под названием «оценка воз- действия на окружающую среду» считается принятие Конгрессом Соединенных Штатов Америки (1969) и затем подписание Прези- дентом США Р. Никсоном (1970) законодательного акта «О на- циональной политике в области окружающей среды» (National Environmental Policу Асt — NЕРА). Данный законодательный акт был принят для координации деятельности федеральных ведомств, с тем чтобы использовать систематический, междисциплинарный подход, при котором обеспечиваются интеграция естественных и общественных наук, проектирование среды обитания при плани- ровании и принятии решений.
В соответствии с NЕРА инициатор хозяйственной деятельности прежде чем принять решение о реализации проекта., к осущсств- лению которого причастны органы федерального правительства, должен подготовить Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС). В статье 1502.2 NЕРА указывается, что «ЗВОС должно яв- ляться средством оценки воздействия на окружающую среду в ре- зультате планируемого действия, а не оправданием уже принятого решения».
Огромное давление на инициаторов хозяйственной деятельно- сти стали оказывать суды, которые с первого же дня после вступ- ления NЕРА в силу были вынуждены рассматривать дела, связан- ные с исками, предъявляемыми общественными объединениями экологов и рядовыми гражданами по поводу невыполнения заказ- чиками требований указанного законодательного акта.
В 1979 г. Совет по качеству окружающей среды США утвердил «Правила по выполнению процедур ОВОС», установленные NЕРА. которые в 1986 г. на основе практического опыта были существен- но переработаны. На основе NEPА правовые службы отдельных шта- тов США разрабатывают и принимают на законодательном уровне собственные правила по выполнению процедур ОВОС.
Итоговыми документами процедуры ОВОС являются эксперт, ное заключение и предварительный вариант рекомендаций для органов, принимающих решение о разрешении реализации про- екта (без доработки, с доработкой) или о запрещении его реали- зации.
Подготовка рекомендаций и экспертного заключения осуще- ствляется в процессе дискуссии между группой специалистов со стороны организации, представившей проект, и группой экспер- тов, выступающих со стороны федеральных органов. После деталь- ного и всестороннего обсуждения итоговые документы передают- ся в одно из федеральных учреждений, на которое возлагается от- ветственность за подготовку и публикацию окончательного вари- анта ЗВОС и контроль за выполнением решений разработчиков ОВОС.
Заявление о воздействии является основополагающим докумен- том в реализации процедуры ОВОС.
На процесс подготовки ЗВОС возлагаются три основных требо- вания:
обеспечение гарантий того, что анализ окружающей среды или ее оценка производятся до начала реализации проекта и что ре- зультаты анализа становятся частью процесса принятия решения;
с помощью экспертизы проекта и обязательного рассмотрения его вариантов этот процесс должен играть роль инструмента для обоснования выбора оптимального варианта с позиций экологи- ческой безопасности;
подготовка заявления должна обязательно сопровождаться пред- ставлением детального отчета о принятом природоохранном ре- шении для последующей экспертизы со стороны федеральных ор- ганов, Конгресса, Президента, Верховного суда или обществен- ности.
Ответственность за подготовку ЗВОС возложена на учреждение- заявитель. Если в проекте участвует несколько фирм, то одна из них, назначенная «ведущей», несет основную ответственность, а остальные выполняют возложенные на них конкретные задачи в разработке ЗВОС. В том случае, если проект предлагается или вы- полняется негосударственной организацией (например, если элек- тростанция строится частной фирмой по государственной лицен- зии), государственное ведомство, ответственное перед федераль- ными органами за проект (в данном случае — агентство, выдавшее лицензию), отвечает и за подготовку ЗВОС.
Этот процесс касается всех видов федеральных мероприятий, включая строительные проекты, административные мероприятия и законодательные предложения. Поскольку федеральные мероп- риятия включают в себя выдачу лицензий, разрешений и финан- сирование обширного ряда проектов в отдельных штатах и муни- ципалитетах, включая частный сектор, то этот процесс применим ко многим видам деятельности в США.
Принятые в США процедуры ОВОС обязывают все федеральные учреждения применять в процессе оценки систематический, междисциплинарный подход, призванный обеспечить комплексное использование достижений естественных и социальных наук, а также достижений в области природоохранного проектирования в системе хозяйственного планирования и принятия решений, которые могут максимально нивелировать негативное воздействие на окружающую человека природную среду.
1. Учреждение-заявитель разрабатывает предложение о меро- приятии и определяет, окажет ли оно существенное влияние на качество окружающей среды. Если да, то оно обязано подготовить заявление ЗВОС.
2. При разработке заявления проектировщик имеет право кон- сультироваться с Советом по качеству окружающей среды, Бюро по охране окружающей среды и другими федеральными учрежде- ниями, а также с местными учреждениями или властями штатов (последнее — в тех случаях, когда проект может коснуться непо- средственно их). Кроме того, проектировщик в интересах дела мо- жет организовывать публичные слушания, если это необходимо. 3. Проект заявления должен быть размножен и одновременно передан Совету по качеству окружающей среды, Бюро по охране окружающей среды, федеральным экспертным учреждениям, со- ответствующим учреждениям штатов, местным фирмам и обще- ственности для анализа и комментариев.
4. После завершения периода экспертизы (она длится 45 — 60 дней) окончательный вариант ЗВОС вновь передастся в Бюро по охране окружающей среды и все остальные перечисленные выше учреждения и общественные организации.
5. Вариант ЗВОС, в котором учтены замечания всех рецензен- тов, передается руководителю или секретарю ведомства, отвечаю- щего за принятие решения.
6. Решение принимается ответственным лицом или специаль- ной группой. Если предлагаемый проект требует законодательного утверждения, ЗВОС направляется в Конгресс и Президенту для рассмотрения и вынесения окончательного решения. 7. К реализации проекта приступают только после того, как пройдены все этапы. В этой связи важно заметить, что в Верхов- ный суд могут быть переданы ходатайства жителей, не согласных с решением.
Указанные основные принципы время от времени пересматри- ваются с учетом совершенствования Закона о национальной по- литике в области охраны окружающей среды и методологии ОВОС NЕРА).
Опыт использования процедуры ОВОС в США имел благопри- ятные последствия для защиты окружающей среды путем сокра- щения негативных воздействий от реализации недостаточно про- думанных и обоснованных инициатив в хозяйственной деятельно- сти. Государство получило реальный механизм предотвращения возможных в будущем загрязнения и деградации природной сре- ды, а также обусловливаемых ими проявлений социальной напря- женности.
Предприниматели стали учитывать критерии экологической безопасности в разработках проектов и планировании инвестиций. Население впервые получило объективную информацию о факти- ческой экологической ситуации и прогнозе возможных неблагоп- риятных последствий реализации того или иного проекта, а также возможность отстаивать свои права на экологическую безопасность через суд.
Четкая и простая методология ОВОС заслужила признание и быстро распространилась почти во всех развитых странах. Во мно- гих она закреплена законодательно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление