В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей- ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое государство — участник Конвенции должно разработать свою на- циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.
Национальная процедура оценки возможного воздействия на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок- ружающую среду — проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко- логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи- ческой экспертизе».
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг- чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя- занных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности включают в себя:
определение характеристик намечаемой деятельности и возмож- ных альтернатив (в том числе отказа от нее);
анализ состояния территории, на которую может оказать вли- яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
выявление возможных воздействий этой деятельности на окру- жающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис- ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так- же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив- ности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними
социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе экологического мони-
торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
разработка рекомендаций по проведению послепроектного ана-
лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании проведенных исследований готовится предва-
рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:
цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и
иной деятельности;
альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,
технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);
возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-
мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-
антам;
изменения окружающей среды в результате реализации проек-
та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;
меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-
тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-
делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности на окружающую среду;
краткое содержание программ мониторинга и послепроектного
анализа;
обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и
иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-
антов.
Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-
ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и
подготовке материалов ОВОС, с указанием:
способа информирования общественности о месте, времени и
выступлений в случае их представления участниками обсуждения,
протоколов проведения общественных слушаний (если таковые проводились);
всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж- дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз- можных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком;
выводов по результатам общественного обсуждения относитель- но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности;
сводки замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;
списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружаю- щую среду.
Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе- циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен- но это краткое изложение представляется заинтересованной об- щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа- ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ- ление общественности предварительного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном объеме.
Все предложения и замечания общественности, а также допол- нительная информация обобщаются, анализируются и использу- ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс- граничном контексте и национальная процедура предусматривают самое широкое участие общественности при подготовке материа- лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля- ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная с подготовки технического задания. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол- нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров- ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ- ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представля- ются сведения:
о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-
ности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения ОВОС;
органе, ответственном за организацию общественного обсуж-
дения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу- шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча- ний и предложений;
сроках и месте доступности технического задания по ОВОС; иной информации.
Целью публикации в средствах массовой информации является предоставление общественности информации, характеризующей следуюшие ключевые вопросы:
применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае- мойдеятельности на окружающую среду; достоверность представленных результатов ОВОС; полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия. Дополнительное информирование участников процесса ОВОС может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации. Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной общественности и других участников процесса с момента его ут- верждения и до окончания.
Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ- ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:
применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча- емой деятельности на окружающую среду; достоверности представленных результатов ОВОС; полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до- кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу- шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
информирования общественности о проекте намечаемой де- ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по- следствий реализации хозяйственных и иных решений;
поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот- вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на- мечаемой деятельности.
При необходимости информирования широких слоев населе- ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро- вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы Интернет.
Новой формой общественного обсуждения крупных градостро- ительных, транспортных и энергетических проектов служит про- ведение общественных судов (например, Водный суд).
В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин- формация о дате и месте их проведения, других формах обще- ственного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб- личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа- лизации принимаемого решения носят общенациональный харак- тер;
местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации. когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.
Заказчик должен сообщить всю информацию представителям заинтересованной общественности, которая может не располагать доступом к средствам массовой информации.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика и со- действии заинтересованной общественности. Все решения по уча- стию общественности оформляются документально. При этом за- казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де- ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру- ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла- сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва- ется представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика. Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва- риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по ОВОС обшественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения обществен- ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа- ций письменных замечаний и предложений в период до принятия
решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности, документирование этих предложений в приложениях к ма- териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим замечаниям должна включаться информация об учете поступив- ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику, который представляет его на ГЭЭ.
Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи- мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление