Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов




Нормативно-правовое обеспечение ОВОС и экологической экспертизы

Во многих странах до появления экологически ориентированных правил планирования и проектирования функции анализа
экологического обоснования проектов выполняли процедуры эко-
логического лицензирования намечаемой деятельности. В частно-
сти, практика землепользования подразумевала учет экологичес-
ких факторов при развитии интенсивного сельскохозяйственного
производства.

Системы экологического лицензирования намечаемой деятель-
ности часто осуществлялись на ведомственной основе. Они вызва-
ли появление представлений о необходимости нормирования воз-
действий на компоненты окружающей среды, в первую очередь, о
лимитировании потоков загрязняющих веществ, сопровождающих технологические процессы.

В свою очередь, соблюдение нормативов технологии использо-
вания сырья и территории (землеемкость), использования ресур-
сов (ресурсоемкость), выбросов в природную среду (отходность)
и санитарно-гигиенических нормативов стало содержанием экологической оценки проектов.

Экологическое лимитирование и лицензирование техногенных
нагрузок превратились в основные составляющие системы ЭО,
изначально направленной на превентивное регулирование воздействий крупных проектов. Для регулирования воздействия небольших проектов в большинстве случаев достаточным является использование типовых норм и стандартов, основанных на предыдущем опыте. К ним также может применяться упрощенная процедура ЭО.


Практика создания экологических нормативов предполагает два основных этапа:

научная разработка и обоснование норм и правил;

придание им статуса норматива.

Первый этап представляет собственно экологическое нормиро-
вание, второй этап относится к компетенции стандартизации. Ито-
гом стандартизации является установление правил и норм в пиле
стандарта или других нормативных документов, характеризующихся
соответствующим правовым статусом. Стандартизация в области
охраны природы — это еще и механизм реализации принципов
экологического нормирования.

В соответствии с российским законодательством стандартиза-
ция — это установление норм, правил и характеристик в целях
обеспечения (с точки зрения экологического нормирования):

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей сре-
ды, жизни и здоровья человека и их качества;

единства измерений, в том числе и экологических параметров;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возник-
новения природных и техногенных катастроф и других видов чрез-
вычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результате
стандартизации, представлены стандартами (ГОСТы; СНиПы, стро-
ительные нормы и правила, выпускаемые Госстроем РФ; СанПи-
Ны, санитарные правила и нормы, разрабатываемые Минздравом
России), стандартами качества окружающей среды (ПДК и т.п.),
отраслевыми стандартами, стандартами предприятий (ОСТы и пр.)
и т.д. Стандарты входят в систему права и занимают свое место в
иерархии правовых актов. ГОСТ выполняет служебную функцию
по отношению к законодательству. Он не регулирует экологичес-
кие отношения, а устанавливает определенные качества, крите-
рии, которым должен соответствовать тот или иной объект.

В то же время ГОСТы, СНиПы и СанПиНы носят обязатель-
ный характер, а также неоднократны в применении. Государствен-
ные стандарты гарантируются мерами государственного принуж-
дения. Стандарты бывают экологическими, производственно-хо-
зяйственными и терминологическими. Они являются важным эле-
ментом в системе управления качеством (в данном случае — каче-
ством среды обитания человека).

В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стан-
дартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из
десяти (0 — 9) комплексов (в номенклатуре стандартов — второе
после 17-и число):


0 — организационно-методический;

1 — охрана и рациональное использование вод;

2 — защита атмосферы;

3 — охрана и рациональное использование биологических ре-

сурсов;

4 — охрана и рациональное использование почв;

5—улучшение использования земель;
б—охрана флоры;
7 — охрана фауны;

8—охрана и преобразование ландшафтов;
9—охрана и рациональное использование недр.
Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стан-
дартов—третье число):
0—основные положения;
1—термины, определения, классификации;
2 — показатели качества природной среды, параметры загряз-
нения и показатели интенсивности использования ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального природопользо-
вания;

4 — методы определения параметров состояния природных
объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5 — требования к средствам контроля и измерениям окружающей среды;

6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;

7 — прочие стандарты.

Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в
данной группе комплекса. Последнее число — год его разработки.
Другой важной группой стандартов, имеющих прямое отноше-
ние к экологическому нормированию, является система стандартов безопасности труда, относящихся к разделу 12 ГОСТ.
Для установления норм и правил природопользования могут
разрабатываться другие виды нормативных документов. В частности, статус нормативных правовых актов имеют документы, устанавливающие правовые нормы общеобязательного характера. В области экологического нормирования это могут быть инструкции, правила, положения, в обязательном порядке имеющие общегосударственную регистрацию в Минюсте России. Любое другое оформление экологических норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.