В общем случае, основным результатом ОВОС является инфор- мация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке
экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.
Основные принципы ОВОС по международной и националь-
ной процедурам достаточно близки:
презумпция потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
недопущение и/или предупреждение возможных неблагопри- ятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализациинамечаемой хозяйственной и иной деятельности; рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показа- телей проектных предложений;
альтернативность проектных решений, включая «нулевой вари- ант» — отказ от деятельности, формирование новых вариантов; гласность — доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проек- та для учета общественного мнения;
ответственность инвестора за последствия реализации проект- ных решений.
В перечень основных задач, которые должны быть решены в процессе ОВОС, входят:
оценка состояния окружающей среды до реализации проект- ных решений, т.е. определение ее исходных (фоновых) характеристик и параметров компонентов, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности. Основным методом получе- ния оценки является проведение геоэкологических и инженерно- экологических изысканий и комплекса лабораторных исследова- ний. Полученные фоновые характеристики являются фактографической базой экологического контроля и мониторинга планируемой деятельности;
выявление основных факторов и видов вредного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: химическое заг- рязнение атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, загрязнение почв, физическое воздействие на окружающую среду и человека, ландшафтно-деструкционное воздействие и степень нарушения земель; определение лимитирующих экологических факторов устойчивости и уязвимых звеньев геосистемы; обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих эколо- гических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природных или природно-технических систем; создание наиболее благоприятных условий для поиска опти-
способствующих миниминизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду, и разработка мер компенсации вероятных неблагоприятных последствий проектируемого предприятия на окружающую среду;
разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий, включая мероп- риятия по рекультивации с учетом лучших мировых достижений в этой области, использования малоотходных технологий, оборот- ных систем водоснабжения, систем защиты окружающей среды (и, прежде всего,, очистки выбросов и сбросов); выявление и при- нятие необходимых и достаточных мер по предупреждению воз- можных неприемлемых для общества потерь экологического, эко- номического и социального характера, связанных с намечаемой хозяйственной деятельностью; эти меры должны учитывать спе- цифику технологических циклов и свойства загрязняющих веществ, образующихся в процессе реализации намечаемой деятельности;
социальная и экономическая оценка результатов намечаемой деятельности в сравнении с экологическими последствиями и ре- комендации по ее реализации;
обеспечение социально-эколого-экономической сбалансирован- ности развития территории и улучшение условий жизни и дея- тельности людей.
Оценки последствий воздействия должны основываться на рас- чете и всестороннем анализе комплексного ущерба окружающей среде. Понятие «комплексный ущерб» включает затраты на со- хранение качества окружающей среды и компенсацию потерь от загрязнения. При этом рассматриваются три основные группы затрат.
Первая группа определяет затраты на мероприятия, свя- занные с уменьшением поступления выбросов и сбросов в окру- жающую среду. Сюда входят затраты на строительство и эксплуата- цию очистных сооружений, создание защитных зон вокруг источ- ников загрязнения, разработку и внедрение систем контроля и управления охраной окружающей среды.
Во вторую группу входят затраты на покрытие послед- ствий от загрязнения окружающей среды. Выделяются социальные, экономические и экологические последствия. Социальные послед- ствия выражаются в ухудшении условий жизни населения, в том числе в нарушении условий труда и отдыха, потере рабочего вре- мени из-за болезней (вплоть до материальной компенсации), преж- девременном разрушении памятников культуры, искусства и т.д.- Экономические последствия оцениваются через фактические по- тери, понесенные народным хозяйством вследствие загрязнений окружающей среды. Экологический ущерб обусловлен экологичес- кими модификациями биоценозов, изменением фоновых характе- ристик компонентов природной среды и т.д.
Третья группа включает затраты на возмещение потерь сы- рья, продуктов и энергии с отходящими газами, сточными вода- ми отходами производства, которые могли бы быть использова- ния в качестве вторичного сырья.
Основныте требования к материалам ОВОС заключаются в обес- печении достоверности и научной обоснованности результатов, всестороннего рассмотрения взаимосвязи технологических, тех- нических, социальных, природоохранных, экономических и дру- их показателей альтернативных проектных предложений. Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой заказчиком деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосно- вывающей документации, должны быть разработаны с учетом раз- личного рода возможных последствий ее реализации. Разработчи- ки ОВОС осуществляют поиск оптимальных проектных решений, способствующих:
предупреждению деградации окружающей среды; улучшению жизни людей;
выработке эффективных мер по снижению уровня вынужден- ных неблагоприятных воздействий.
При подготовке обосновывающей документации на строитель- ство объектов и осуществление видов хозяйственной или иной деятельности, для которых ОВОС на данном этапе не проводится, заказчик/разработчик обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду. Обосновывающая документация представляется инициатором/ заказчиком на ГЭЭ. При этом для видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в подразд. 5.1.2, эта документация без результатов проведения ОВОС не может быть принята на ГЭЭ в МПР России и/или его территориальные органы. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в про- цессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документа- ции должны быть рассмотрены:
цели реализации замысла или предполагаемого проекта; разумные альтернативы намечаемой деятельности; характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
сведения о состоянии окружающей среды на территории предпо- лагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих прстранственных и временных рамках и оценка риска здоровью;
возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;
меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;
предложения по разработке программы мониторинга реализа- ции подготавливаемых решений и плана послепроектного эколо- гического анализа.
Намечаемые проектные решения должны обеспечить предот- вращение ухудшения качества окружающей среды при реализации хозяйственной деятельности до уровня, установленного региональ- ными нормативами. Практика хозяйствования убеждает, что лю- бая планируемая деятельность способна оказать влияние на окру- жающую среду. Негативные воздействия, которые вызовет реали- зация намечаемой хозяйственной деятельности, по сути, является платой за эту реализацию. В том случае, когда такая плата слишком велика, проект не может быть реализован на данной территории. Таким образом, конечным результатом проведения ОВОС являет- ся вывод о допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление