Государственная служба наблюдения за состоянием окружаю- щей природной среды организуется с целью наблюдения за про- исходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также обеспечения заинтересованных организа- ций и населения текущей и экстренной информацией об измене- ниях в окружающей природной среде, предупреждениями и про- гнозами ее состояния.
Наблюдение за состоянием окружающей природной среды осу- ществляется специально уполномоченными на то государствен- ными органами Российской Федерации в области охраны окружа- ющей природной среды при участии министерств и ведомств че- рез систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах и в отдельных регионах. Порядок организации и деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды регулируется Положением, утвер- ждаемым Правительством Российской Федерации.
Государственный мониторинг водных объектов подразумевает систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогео- логическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной инфор- мации в целях своевременного выявления негативных процессов и прогнозирования их развития. Это составная часть государствен- ного мониторинга окружающей природной среды. Он включает в
себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и соору- жений.
Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.
На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь. Получаемые данные передаются для обеспечения территориаль- ного мониторинга, осуществляемого территориальными органами МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осу- ществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее подготавливаются данные для государственных докладов.
Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по науч- но обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов уп- равленческих решений, необходимых и достаточных для обеспе- чения управления качеством окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мо- ниторинг, проводимый должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей при- родной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.
На море государственный контроль в области природопользо- вания и охраны окружающей среды в пределах внутренних мор- ских вод, территориального моря РФ, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися водопользователями или оказывающими влияние на состояние морской среды, осуществляет специализированная морская инс- пекция.
Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий.
Государственный экологический контроль при транспортиров- ке опасных грузов носит многоступенчатый характер.
1. Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и согласование предплановых, предпроектных материалов по объек- там и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных ока- зывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согла- сование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС.
2. Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов (нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов,
бункеровочныс операции), — рассмотрение и согласование Пла- нов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф- тепродуктов. Для транспортировки других опасных грузов — Пла- ны по предупреждению загрязнения акваторий.
3. Проверка возможностей реализации Планов по предупрежде- нию и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов путем проведения учений на объектах, представляющих опасность для окружающей среды.
4. Особое внимание уделяется контролю самих судов как ис- точников повышенной опасности с целью проверки выполнения экипажем судна требований законодательных, нормативных пра- вовых актов, правил, инструкций по предотвращению загрязне- ния акваторий нефтепродуктами, вредными, не являющимися нефтью веществами, перевозимыми наливом, вредными веще- ствами, перевозимыми водным транспортом в упаковке, грузо- вых контейнерах, съемных танках, насыпью, сточными водами, мусором.
5. Проведение инструментального контроля акваторий с исполь- зованием судна экологического контроля с целью определения параметров качества воды.
Проведение многоступенчатого государственного экологического контроля можно проследить на примере размещения Временных комплексов по перевалке нефтепродуктов в акватории Невской губы.
Необходимость использования танкеров-накопителей диктует- ся в первую очередь экономическими соображениями. В настоящее время в Санкт-Петербурге нет достаточных мощностей для обра- ботки нефтепродуктов на береговых нефтебазах.
Основная задача органов государственного контроля сделать все возможное для безаварийной работы всей цепочки транспорти- ровки опасных грузов.
Проекты по использованию временных рейдовых комплексов с использованием танкеров-накопителей для перевалки нефтепро- дуктов прошли ГЭЭ. Для проведения экспертизы были привлече- ны эксперты, способные оценить как возможность размещения объектов, так и возможность их эксплуатации с минимальным воздействием на окружающую среду.
Разработанные Планы ликвидации аварийных разливов нефте- продуктов соответствуют требованиям российского законодатель- ства, а также Рекомендациям ХЕЛКОМ по развитию национальных возможностей реагирования на разливы нефти и других вредных веществ.
До начала эксплуатации временных рейдовых причалов по пере- валке нефтепродуктов (режим работы — летняя навигация) были проведены учения с участием всех заинтересованных организаций, а также представителей Госморспасслужбы Минтранспорта России.
Основная задача при транспортировке опасных грузов — не- укоснительное выполнение требований нормативных документов и инструкций, позволяющих минимизировать риски для окружа- ющей среды.
Государственный экологический контроль как система мер, направленных на предупреждение, предотвращение загрязнения и засорение вод морей и прибрежных территорий, позволяет со- здавать безопасные и благоприятные условия для здоровья людей, а также для хозяйственно-бытового, транспортного и иного водо- пользования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление