Рекомендации по оценке воздействия проекта на окружающую среду, входящие в Планы экологического менеджмента или в СЭМ (см. гл. 6), являются основой для контроля за выполнением эколо- гических нормативов и стандартов в процессе осуществления про- екта. Заказчик в ходе реализации проекта обязан выполнять ме- роприятия по предупреждению или смягчению ожидаемых воз- действий на окружающую природную среду, а также соблюдать все оговоренные условия, связанные с охраной ее ресурсного по- тенциала.
Контроль является важным инструментом политики банков, поскольку положительное заключение по ЭО основывается на до- пущении, что мероприятия по предупреждению или уменьшению экологического ущерба будут полностью выполнены и окажутся эффективным средством предотвращения или ограничения отри- цательных воздействий на окружающую среду. Невыполнение этих условий делает проект неприемлемым для банка с точки зрения его финансирования. При осуществлении контроля банки исполь- зуют сочетание различных мероприятий, включая:
требование от заемщиков отчетов о соблюдении обязательных условий о предоставлении займа, связанных с охраной окружаю- щей среды, и прочих экологических аспектов контроля;
проверку со стороны органов государственного экологического контроля;
заблаговременное предупреждение банка заемщиком о появив- шихся непредвиденных воздействиях проекта на природную среду;
проверку сотрудниками банка на месте соблюдения положений контракта, связанных с охраной окружающей среды и выполне- нием обязательных условий предоставления кредита или займа, относящихся к охране окружающей среды.
По завершении проекта банку представляется итоговый доклад. Он должен включать в себя информацию экологического характе- ра: фактически наблюдающиеся виды воздействия на окружаю-
щую среду, оценку эффективности мероприятий по уменьшению или предотвращению ущерба, оценку обучения персонала в обла- сти охраны окружающей среды и обеспечения экологической бе- зопасности. Дополнительно в докладе могут быть отражены:
степень выполнения рекомендаций, разработанных на основа- нии экологической оценки проекта;
экологические вопросы, которые целесообразно рассматривать при реализации будущих проектов;
оценка показателей эксплуатации и технического обслужива- ния построенного объекта и степени его воздействия на окружаю- щую среду;
оценка выгод, полученных благодаря экологическим компонен- там проекта.
Ключевым элементом экологического сопровождения инвести- ционных займов является ЭО проекта, направленная на выделе- ние основных экологических проблем и приоритетов. Время, за- трачиваемое на нее, и потребность в денежных средствах зависят от типа, масштаба, степени сложности проекта, качества и коли- чества имеющихся данных о состоянии окружающей среды.
Контрольные вопросы
1. Как осуществляется контроль за выполнением требований заключе- ния государственной экологической экспертизы?
2. Какие виды экологического контроля предусмотрены законодатель- ством Российской Федерации?
3. Какие органы исполнительной власти осуществляют государствен- ный экологический контроль?
4. Какие права и обязанности имеют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды?
5. Кому поручено проверять выполнение требований, указанных в за- ключении государственной экологической экспертизы?
6. Как организована система государственного экологического контро- ля в МПР России?
7. Как организована система государственного экологического контро- ля на уровне субъекта Российской Федерации?
8. Какие виды нарушений законодательства об экологической экспер- тизе определены российским законодательством?
9. Какой основной документ составляет государственный инспектор при обнаружении экологического правонарушения?
10. Какие меры воздействия государственный инспектор по охране природы может применить в зависимости от тяжести экологического пра- вонарушения?
И. Кто вправе рассматривать дела об административных правонаруше- ниях при нарушении законодательства об экологической экспертизе?
12. При каких нарушениях законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе предусмотрена уголовная ответственность?
13. Расскажите о зарубежном опыте экологической экспертизы (на при- мере одной из стран).
Упражнения
1. Подготовьте тезисный план справки-доклада для банка, предоставив- шего кредит для финансирования железнодорожного моста через несудо- ходную реку на равнинной местности (используйте материал разд, 11.4).
2. Сформулируйте основные положения обращения в природоохран- ную прокуратуру от имени общественного объединения в следующей си- туации.
В старом промышленном районе крупного города имеется широкая магистраль, центральная часть которой (основной поток транспорта) от- делена от параллельных ей вспомогательных проездов широкими буль- варами, с недавно реконструированными древесно-кустарниковыми по- садками. Это практически единственная зеленая зона в районе. Без эколо- гической экспертизы и общественного обсуждения администрация тер- риториального управления санкционировала устройство на бульваре не- скольких пивных павильонов (в перспективе их число должно превысить 30 строений). Эти действия могут нанести ущерб, заключающийся в утра- те рекреационного фонда, шумо-дымовой защиты, появлении источника вторичного загрязнения воздуха и т.д.
Список литературы
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями 15.04.98).
Федеральный закон «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.96 № 63-ФЗ (с изменениями от 02.03.2002).
Федеральный закон «Кодекс об административных правонарушениях» от 30.12.01 № 196-ФЗ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о по- рядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11 06 96 № 698.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о про- ведении государственного экологического контроля в закрытых админис- тративно-территориальных образованиях, на режимных, особорсжимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации» от 18.05.98 №461.
Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. — СПб.: Экополис и культура, 2000. — 352 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самой острой экологической проблемой современности ока- зывается проблема выживания самой цивилизации. В ближайшее время человечество обязано сделать выбор: либо продолжать экс- тенсивное использование природных ресурсов, либо переключить экономику на экологически чистые источники минерального сы- рья и энергии. Первый путь — усовершенствованная модель сегод- няшнего дня, второй — модель дня завтрашнего. В переходный пе- риод (XXI —XXII вб.) обе модели будут сосуществовать.
Проблему поддержания здоровья стареющей цивилизации мож- но свести к «отключению» изношенных систем биосферы, устав- ших бороться с техногенными нагрузками, или к «обнулению» ан- тропогенных нагрузок вообще, но при сохранении той продукции, которая связана с этими нагрузками, с получением ее иными путя- ми и способами. Поскольку биосфера уже не справляется с рассея- нием неутилизируемой части продукции цивилизации, ее надо обес- печить диссипативными механизмами, созданными самим челове- ком. Пусть эта помощь выразится даже всего лишь в выборе наибо- лее щадящей технологии или наименее уязвимого места для разме- щения нового производства. Важно осознать, что без процедуры экологической оценки и экологического сопровождения проекта вопросы экологической безопасности хозяйственной и иной дея- тельности положительно решены быть не могут.
Наряду с достижением общепринятой цели проведения проце- дуры ОВОС — учета экологических ограничений при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии, выяв- лении возможных неприемлемых для общества экологических и свя- занных с ними других последствий реализации планируемой дея- тельности и принятия необходимых и достаточных мер по предуп- реждению таких последствий — не меньшее значение имеет форма- лизация эколого-экономических показателей развития общества для отдачи предпочтения тем стратегиям, которые обеспечивают по- этапное достижение результатов с соблюдением баланса интере- сов и своевременным снятием существующих противоречий.
Для эффективного развития ЭО необходима организация «обрат- ной связи», дающей возможность оценить соответствие или несо- ответствие сделанных предсказаний реальному воздействию на
окружающую среду и при необходимости осуществить мероприя- тия по корректировке деятельности. Эта цель достигается путем разработки по результатам ОВОС и ГЭЭ планов экологического менеджмента и программ послепроектного анализа.
Завершая обсуждение вопросов экологической экспертизы, сле- дует отметить, что в ряде стран созданы специальные библиотеки или депозитарии (хранилища), в которые передаются ОВОС после завершения процесса ЭО. Эти библиотеки доступны для заинтере- сованных лиц—практиков, исследователей, студентов. Доступность таких хранилищ вносит значительный вклад в улучшение практи- ки ЭО, способствует как качественной подготовке ОВОС в конк- ретных случаях, так и развитию национальной системы экологи- ческой оценки в целом. Хранилища существенно ускоряют накоп- ление, анализ и распространение опыта в этой области.
Подобные хранилища могут создаваться при соответствующих государственных органах или исследовательских центрах. В России для проектов, проходящих экологическую экспертизу федераль- ного уровня, эти функции выполняет журнал «Экологическая эк- спертиза и оценка воздействия на окружающую среду», издавае- мый с 1996 г.
Формирование информационных банков ОВОС коллективного пользования способствует развитию статистических исследований и, самое главное, открытой статистической отчетности о состоя- нии окружающей среды. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно.
Доступная статистика нужна как воздух. Иначе сбор исходных материалов о загрязнениях объектов природной среды без соот- ветствующей обработки данных превращается в предмет экологи- ческих исследований, а анализ причин негативной экологической ситуации начинает носить характер констатации фактов, так как на углубленные исследования не хватает ни сил, ни средств. От- сутствие открытых статистических данных о состоянии природной среды порождает необоснованное дублирование и бессмысленное расходование немалых средств.
Каждый раз приходится создавать экспертные группы квали- фицированных специалистов и проводить экспертизу с нуля. Это вполне оправданно в случае сложных проектов с новыми техноло- гиями и факторами воздействия, хотя и здесь можно было бы из- бежать рутинной работы при наличии ретроспективного банка эк- спертиз.
Размещение новых объектов в регионах, особенно густонасе- ленных, сопряжено с возникновением новых зон повышенной экологической и социальной напряженности. Какова будет цена ущерба для природно-ресурсного потенциала региона и населе- ния, в короткие сроки не определить, но можно воспользоваться примером объекта-аналога.
Несмотря на законодательно-нормативное закрепление про- цедуры ЭО, ее природоохранное влияние на качество проектов в России еще долго будет оставаться декларацией. Это обусловлено слабой разработанностью социально-экономических концепций и недостаточной обоснованностью альтернативных вариантов в проектах; покомпонентным рассмотрением природной среды вне взаимосвязи и взаимообусловленности; несомасштабным инфор- мационно-картографическим обеспечением проектов; ведомствен- ным или узкокорпоративным (отраслевым) подходом; недоста- точной разработанностью методики обоснования мониторинго- вых и компенсационных мероприятий; отсутствием четкого ран- жирования отрицательных эффектов реализации проектов и мно- гим другим.
Своих исследователей еще ждут вопросы подлинно ЭО, прово- димой на экосистемном уровне с использованием интегральных показателей, что позволило бы выполнять прогноз именно эколо- гических воздействий и собственно экологических экспертиз, а не замаскированное ведомственное тестирование (санитарно-гигие- ническое, водопользовательское, метеорологическое и т.п.) от- дельных компонентов окружающей среды. Но пока способы и под- ходы ОВОС и экологической экспертизы, которые рассмотрены в настоящей книге, еще долго будут служить инструментом управ- ления эколого-экономическими и социально-демографическими механизмами устойчивого развития России. Наряду с рутинными аспектами в них присутствует значительный потенциал для совер- шенствования и творческого применения в рамках современной методологии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Букс П. И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и ОВОС: Учеб. по- собие. В 2 кн. Кн. 1. - М: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 128 с.
2. Быков Б.А. Экологический словарь. — Алма-Ата: Наука, 1988. — 245 с.
3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 1989. — 262 с.
4. Воронцов А. М., Никанорова М. Н. Проблема экологической преступ- ности и поиск путей ее снижения / Государственный доклад о состоянии окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1998 году. Т. 2. Аналитический обзор проблем окружающей среды Санкт-Петер- бурга и Ленинградской области: Тематический сборник научных статей. — СПб., 1999.-С. 280-297.
5. Временные рекомендации по разработке и введению в действие норма- тивов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансфор- мации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстанови- тельных работ (утверждены Приказом МПР России от 12.09.02 № 574).
6. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 432 с.
7. Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. - М.: Высш. шк., 1988. - 328 с.
8. Голубев Г. Н. Геоэкология. — М.: ГЕОС, 1999. - 338 с.
9. Горное дело и окружающая среда: Учебник. — М.: Логос, 2001. — 272с.
10. Григорьев А, А., Кондратьев К.Я. Экодинамика и геополитика. В 2 т. Т. 2. Экологические катастрофы. — СПб., 2001. — 687 с.
11. Грин А.М., Клюев Н.Я., Мухина Л.И, Геоэкологический анализ // Известия РАН. - 1995. - № 1. - С. 21-30.
12. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступле- ний. - М.: Наука, 1988. — 240 с.
13. Думова И. И. Социально-экономические основы управления приро- допользованием в регионе. — Новосибирск: Наука, 1996. — 165 с.
14. Инженерная экология и экологический менеджмент / Под ред. Н.И.Иванова, И.М.Фадина. — М.: Логос, 2001. — 528 с.
15. Кулибаба В. В., Питуяько В.М., Растоскуев В.В. Информацион- ная система «Окружающая среда региона Санкт-Петербурга»: httр:// www.есоsafе.nw.ru/WIN/ЕСО/read_mе.htm.
16. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое райо- нирование. — М.: Высш. шк., 1991. — 366 с.
17. Исаченко А. Г. Уровни эколого-географического анализа и крити- ческие оценки состояния природной среды / Проблемы эколого-геогра-
фической оценки состояния природной среды. — СПб., 1994. — С. 41 — 55.
18. Кондратьев К.Я., Донченко В. К. Экодинамика и геополитика. В 2 т. Т. 1. Глобальные проблемы. — СПб., 1999. — 1032 с.
19. Контроль химических и биологических параметров окружающей среды / Под ред. В. К.Донченко. — СПб.: Эколого-аналитич. информац. центр «Союз», 1998. — 896 с.
20. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выяв- ления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бед- ствия / Под ред. Н. Г. Рыбальского. — М.: Минприроды России, 1992. — 73 с.
21. Ли Н. Экологическая экспертиза: Учеб. руководство / Пер. с англ, под ред. С. М. Говорушко. — М.: Экопрос, 1995. — 450 с.
22. Одум Ю. Экология. В 2 т. - М.: Мир, 1986. - Т. 1. — 328 с.; Т. 2. — 376 с.
23. Опекунов А. Ю. Экологическое нормирование: Учеб. пособие. — СПб.: ВНИИОкеангеология, 2001. — 216 с.
24. Опыт стран —участниц Хельсинкской Конвенции (1974 (1992)) по снижению загрязнения экосистемы Балтийского моря: Справочно-инфор- мационное пособие. — СПб.: ЗАО «Элетроника. Бизнес. Информатика», 1996.-222с.
25. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды: Учеб. пособие для инженера-эколога / Под. ред. А. Ф.Порядина, А.Д.Хо- ванского. — М.: НУМЦ МПР России: Изд. дом «Прибой», 1996. — 350 с.
26. Петров К.М. Геоэкология: основы природопользования. — СПб., 1994.-216с.
27. Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник / Под. ред. Ю.Л. Максименко, В.А.Глухарева. — М.: Стройиздат, 1990. — 527с.
28. Растоскуев В. В. Экспертная система для обработки данных контро- ля загрязнений атмосферы. — СПб.: НИЦЭБ РАН, 1997. — 261 с.
29. Растоскуев В. В. Информационные технологии экологической безо- пасности: httр://www.есоsаfе.nw.ru/win/ЕNV/Read_mе.htm.
30. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 639 с.
31. Сборник рекомендаций Хельсинкской комиссии / Под ред. Л. К. Ко- ровина. - СПб., 2002. — 468 с.
32. Соколов А. Е. Экология заповедных территорий России. — М.: Янус-К, 1997.-576 с.
33. Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. — СПб.: Экополис и культура, 2000. — 352 с.
34. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. — Новосибирск: Наука, 1978.-319С.
35. Тимашев И. Е. Ландшафтный прогнозный анализ при разработке региональных водохозяйственных систем (методологический подход) / Рациональное использование водных ресурсов. — 1988. — Вып. 12. — 224 с.
36. Экологическая оценка и экологическая экспертиза / О. М.Черп, М. В.Хотулева, В. Н.Винченко, Т. В. Гусева, С.Ю.Дайман. — М.: Соци- ально-экологический Союз, 2001. — 312 с.
37. Экологическое право / Под ред. И.И.Гучкова. — М.: ЮНИТИ, 2000.-415 с.
39. Экологическое законодательство Российской Федерации: Сб. зако- нодательных актов. В 2 т. — СПб.: Управление по охране окружающей сре- ды Администрации Санкт-Петербурга, 2002.
40. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие для системы повышения квалификации и переподготовки госу- дарственных служащих / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -744с.
41. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. по- собие для системы повышения квалификации и переподготовки государ- ственных служащих/Под ред. А.Т.Никитина, С. А. Степанова. — М.: Изд- во МНЭПУ, 2000. - 648 с.
42. Экономика природопользования/Под ред. Т.С. Хачатурова. — М.:
Изд-во МГУ, 1991.-271 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела государственной Приложение к Приказу
экологической экспертизы №______________
______________ подпись от____________ 200__ г.
ЗАДАНИЕ
Экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов экологического обоснования проекта (про- граммы, лицензии и т.д.)............................................................................................
Экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и охра- ны окружающей среды МПР России по...............................................................
................................................................................. от_______________ 200_ г.
руководитель комиссии... Иванов И. И., канд. хим. наук, гл. н. с. НИИ...
ответственный секретарь... Петров П.П., гл. специалист отдела ГЭЭ...
провести государственную экологическую экспертизу материалов эко- логического обоснования проекта (программы, лицензии и т.д.)...................
1. По результатам анализа представленных материалов оценить:
достоверность и полноту приведенной в документации информации о состоянии окружающей среды и хозяйственной деятельности в регионе (область, район, город, населенный пункт) на момент разработки доку- ментации;
учет природной специфики территории;
выполнение условий природопользования и требований, выдвинутых соответствующими органами государственного надзора и контроля;
полноту информации об источниках и объектах воздействия на окру- жающую среду;
правильность классификации отходов по степени их опасности для окружающей среды;
правильность определения величин экологического ущерба от намеча- емой деятельности в процессе ее осуществления;
правильность оценки величины риска возникновения аварий, а так- же достаточность предусмотренных материальных ресурсов и резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий ава- рий;
полноту и эффективность предусмотренных мер по охране здоровья населения, окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности общества и сохранению природного потенциала;
2. Подготовить заключение экспертной комиссии ГЭЭ по экспертируе- мым материалам, в котором:
дать оценку предлагаемым в представленной документации решениям по намечаемой деятельности, в том числе достаточности материально- технической базы, необходимой для реализации заявленного вида дея- тельности, наличия обученного персонала, кадров, нормативно-техни- ческой документации, планируемым природоохранным мероприятиям, организации сети экологического мониторинга, достаточности заплани- рованных организационных мероприятий, технических и финансовых средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;
указать допустимость (или недопустимость) воздействий на окружаю- щую среду, обусловленных решениями в документации по намечаемой деятельности;
высказать замечания по качеству документации, по принятым проек- тным решениям, по соблюдению законов, нормативов и т.п.;
дать предложения о возможности (невозможности) реализации про- екта.
Ответственный исполнитель (Подпись)
2. Краткое содержание представленных материалов: излагаются основ- ные положения представленной документации (для предпроектной и про- ектной документации — местоположение объекта экспертизы, его харак- теристика, характеристика выпускаемой продукции, потребность в ре- сурсах, природная характеристика территории, перечень возможных ог- раничений хозяйственной деятельности, предполагаемое воздействие на окружающую среду, планируемые природоохранные мероприятия и их эффективность, ущерб при реализации намечаемых решений).
В Общих сведениях об объекте экспертизы излагается краткое содер- жание экспортируемых материалов в следующем порядке:
• вид намечаемой хозяйственной деятельности, история вопроса, опи- сание объекта, документация на строительство (реконструкцию, модер- низацию и т.д.) которого представлена на экологическую экспертизу;
• информация о современном состоянии природной среды, социаль- ной инфраструктуре, традиционном природопользовании в районе раз- мещения объекта;
• обоснование выбора места размещения объекта;
• основные проектные решения, варианты технических и технологи- ческих решений; источники загрязнения; возможное влияние намечае-
мой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природ- ной среды;
• указываются объекты и объемы природопользования, ожидаемые последствия в случае реализации объекта экспертизы (возможный ущерб окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации);
• рассматриваются меры по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала (по планируемым при- родоохранным и социально-экономическим мероприятиям, направлен- ным на достижение поставленных в экспортируемых материалах целей), технические и организационные решения по минимизации, предупреж- дению и ликвидации последствий негативных воздействий, данные по экологическому страхованию;
• программа и результаты экологического мониторинга;
• сведения об отходах производства и их утилизации: последователь- ность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от их появления (на стадиях жизненного цикла продукции), паспортиза- ции, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию и/или захоронение (уничтожение) отхода, до окон- чания их существования;
• данные об информировании населения о намечаемой хозяйственной деятельности в регионе;
• результаты обсуждения с общественностью намечаемой хозяйствен- ной деятельности;
• основные выводы заключения общественной экспертизы по пред- ставленной документации (если она проводилась).
3. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости воздействия при- нятых решений на окружающую среду. Эта часть заключения должна пред- ставлять результаты анализа экспертируемой документации. Ее рекомен- дуется формировать укрупненно по следующим компонентам (характери- стикам) окружающей среды:
а) физическая среда: геология, топография, почвы, климат и метео- рология, воздух, вода (подземная и поверхностная);
б) биологическая среда: флора, фауна, редкие и исчезающие виды, уязвимые естественные среды обитания, парки, заповедники, заказники;
в) социально-культурная среда: население, коренное население и его обычаи, здравоохранение, наличие археологических и культурных памят- ников.
Каждая покомпонентная составляющая должна включать оценку:
• достоверности и полноты приведенной в документации информации о состоянии окружающей среды и хозяйственной деятельности в районе размещения объекта на момент разработки документации; учета специ- фики территории;
• выполнения условий природопользования и требований, выдвину- тых соответствующими органами государственного надзора и контроля;
• полноты информации об источниках и объектах воздействия на окру- жающую среду;
• правильности определения величин экологического ущерба от на- мечаемой хозяйственной деятельности (в процессе строительства и экс- плуатации);
• правильности оценки риска возникновения аварий, а также доста- точности предусмотренных материальных ресурсов и резервов, финансо- вых средств для локализации и ликвидации последствий аварий;
• обоснованности эффективности предусмотренных мер по охране здо- ровья населения и окружающей природной среды;
• соответствия принятых решений требованиям законодательных ак- тов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов;
• качества представленной документации.
4. Общая оценка экспертируемых материалов (как резюме, следует из предыдущей части заключения), содержащая:
• оценку принятым в представленной документации решениям, в том числе выбранному варианту размещения, планируемым природоохран- ным мероприятиям, организации сети наблюдения (экологическому мо- ниторингу), достаточности запланированных организационных меро- приятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;
• указание на допустимость (или недопустимость) воздействий на ок- ружающую среду, обусловленных документацией на намечаемую деятель- ность.
5. Замечания, предложения и рекомендации.
Основываются на анализе и экспертной оценке представленных мате- риалов. Текст Замечания должен включать в себя вопросы обеспечения экологической безопасности, которые подлежат обязательному решению на данной стадии проектирования. Значимость и количество изложенных замечаний предопределяют окончательный вывод заключения эксперт- ной комиссии о возможности (невозможности) реализации объекта экс- пертизы (как правило — отрицательный).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление