КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теолого-психологическая система Фомы Аквинского. Расскажите о психологических идеях поздней античности
НОВОГО ВРЕМЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА Расскажите о психологических идеях поздней античности. Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний в античности. Опишите биографию Аристотеля. 16. Как вы можете объяснить данные Платоном образ колесницы души и образ пещеры? 17. Какие фазы развития общества выделяет О. Шпенглер? Рекомендуемая литература
ГЛАВА 3 Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий, как назовут впоследствии 5 - 8 века. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Только в эпоху крестовых походов, благодаря влиянию арабской культуры, становится заметным накопление новых эмпирических знаний о человеке и, в то же время, появление богословских концепций, не сводимых ни к религиозной казуистике, ни к одному только осмыслению древних авторитетов. Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток. Примечательно, что крестоносцев, как некогда героев Илиады, объединяет в этом движении не столько стремление к обогащению и самоутверждению, сколько побуждения нравственного, идейного характера. Спустя два-три столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем. Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. В своем главном труде “Сумма теологии” Фома Аквинский предложил развернутое теологическое описание душевных явлений, предусматривающее их строгую иерархичность и взаимосвязанность. Это была первая после Аристотеля попытка построить глубинную и, одновременно, содержательную систему психологического знания, которая, несмотря на ее сугубо богословский характер, содержала в себе немало общесистемных идей и представлений. Важнейшее из них заключалось в усилении сравнительно с Аристотелем роли вертикальных связей, представляющих, по мнению Фомы Аквинского, основу мироздания. Жизненные формы, согласно его теории, также основаны на сети вертикальных связей. Они проявляют себя в принципе подчиненности каждой нижележащей системы системе более высокого уровня. Согласно представлениям Фомы Аквинского, все явления в мире существуют как потенция (возможность) и «актуальность» (действительность). Потенциальное – колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и несовершенство. «Чистая потенциальность» – это материя, которая характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Материя, обретая форму и становясь вещью, временно приобретает актуальность. «Актуальное» – это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» форма – принцип порядка. В то же время материя влияет на форму. Самой по себе форме присущ принцип всеобщности. Но материя вносит в форму «принцип индивидуации», делающий ее конкретной. Абсолютной актуальностью является Бог. Он существует не как потенция, а актуален в любой точке пространства и времени. Бог является не только перводвигателем всего сущего, началом всякого движения, но и его конечной целью. Душа соединяется с телом в момент рождения. Она бессмертна и устремлена к Богу. Однако, процесс ее достижения Бога весьма сложен и распадается на ряд связанных между собой этапов. Содержание этапов (или психических процессов) в значительной мере почерпнуто у Аристотеля. Но главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в особой роли, которая принадлежит каждому из них при последовательном движении к души к Богу. Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога. Благодаря Фоме Аквинскому понятие интенции получило заметное место сначала в богословской, а затем и в научно-психологической мысли Европы.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |