Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенека Луций Анней




Совершенно иной подход к проблеме смысла жизни мы находим в доктрине христианства. Она исходно ориентирована на вертикальные связи микрокосма человека с Божественным макрокосмом и ясно видит смысл жизни в воссоединении с Богом. Отсюда возникает совершенно новая христианская теология, которая вскоре займет исключительное место в европейском сознании, несмотря на то, что смена исторических эпох отодвинула ее концептуальное завершение почти на целое тысячелетие.

Тем не менее, главный, смыслообразующий аспект вертикальных связей, ответ на вопрос, зачем существуют все системы, остается за пределами понимания. Античная мысль постоянно упирается в эту проблему, но решить ее не может, и то впадает в самообман мистических учений, то, по примеру стоиков, отказывает самой проблеме в праве на существование. В этом принципиальное ограничение конкретного, наглядно-образного мышления человека той эпохи. И в этом, по мнению Шпенглера и его последователей, причина гибели античной цивилизации.

Во втором и третьем веках нашей эры ситуация еще более усугубилась благодаря возраставшему влиянию христианского учения. Рост числа его сторонников, и особенно приобретение христианством статуса государственной религии при императоре Константине, способствовало возрождению теологического взгляда на природу душевных явлений и, фактически, означало возврат к теологической традиции развития психологии. Но предстояла уже не просто смена гносеологических эпох, а смена самой цивилизации.

Но, в целом, античная цивилизация уже не имела сил для поступательного развития. Процесс формирования новых идей уже шел как бы по инерции, не порождая новые движения общества, а, напротив, подчиняясь внешним и непонятным для себя движениям. Античная культура вступила в длительную фазу своего заката.

Секундами, бросаясь в долгий бег,

И если можешь мерить расстоянье

Которым, в сущности, цена одна.

И равно тверд в удаче и несчастье,

А не тобою властвует она.

И если ты своей владеешь страстью,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ты себе остался верен,

Когда теряют голов вокруг.

О, если ты спокоен, не растерян,

Все стоики презирали внешние блага, не стремились к богатству и даже к обыкновенному достатку, имели своим идеалом Диогена Синопского, который прославился своим презрением ко всему внешнему и своим постоянным стремлением выработать у себя абсолютную невозмутимость и безмятежный покой.

Влияние психологии стоиков чувствовалось на всем протяжении мировой истории, иногда явно обнаруживая себя в выдающихся произведениях искусства. Например, несомненным духом стоицизма проникнуто знаменитое стихотворение Редьярда Кипплинга, называемое «Посвящение сыну», не раз переведенное на русский язык самыми лучшими переводчиками. Его строки звучат как манифест стоической психологии:

Земля – твое, мой мальчик, достоянье

И, более того, ты – Человек.

В отличие от относительно бесконфликтной эволюции взглядов в 6 веке до н. э., новое мировоззрение оказалось резко враждебным породившему ее обществу, отвергая любое знание, которое не укладывалось в ее парадигму. Оно не только не способствовало преодолению гносеологического кризиса, но и вело к его нарастанию. В 3 - 4 веках процесс накопления эмпирического знания полностью остановился, и античная цивилизация вступила в пору окончательного упадка и гибели. Среди причин угасания античной мысли называют множество явлений самого различного порядка - от исторически предопределенной цикличности развития цивилизаций до этнического перерождения центров цивилизации и растворения господствующего этноса среди покоренных народов. Весьма интересная точка зрения принадлежит О. Шпенглеру, указавшему на особо присущую античной цивилизации ограниченность, вытекающую из характерного увлечения формой явления и его внешней атрибутикой. С системных позиций это увлечение сказывается на преимущественной представленности в античной теоретической мысли горизонтальных связей, тенденции находить гармонию среди явлений одного уровня системной организации. Характерный пример этого – известные три единства античной драматургии (единство времени, пространства и действия).

Разумеется, античная мысль знакома со всеми видами связей. Идеи динамического развития прослеживаются в ней начиная от первых, еще туманных, диалектических постулатов Гераклита, до глубокого понимания эволюционного развития органической природы у Аристотеля. Также как анализ вертикальных связей наглядно выступает в психологических воззрениях Платона о соотношениях мышления и мотивации, или мотивации “низменной” - биологической и “благородной” - социальной, ставших спустя два тысячелетия исходной точкой учения З.Фрейда. Эти же связи со всей убедительностью обнаруживает и Аристотель, говоря о воспроизведении всеобщего в индивидуальном.

Одна из главных задач любой идеологии - нахождение смысла жизни общества и отдельного человека. В периоды успеха и подъема как общество в целом, так и каждый человек, озабочены своими собственными достижениями, в которых они и угадывают реальный смысл существования. Но в периоды кризисов поиск смысла бытия становится самостоятельной и чрезвычайно важной целью, поскольку знание смысла играет роль маховика, выводящего маятник жизни из мертвой точки, сообщив ему дополнительный, необходимый импульс движения. Мировоззрение античности, разлитое в ее религии, философии и науке, стать таким маховиком не могло и не смогло. Цивилизация, не видящая смысла в своем существовании, была обречена.

(4 – 66 гг.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.