КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая мысль в эпоху Возрождения
Фома Аквинский Учение Фомы Аквинского и сложившаяся на его основе схоластическая теологическая традиция со всей определенностью сказались на развитии научной мысли в следующий период - эпоху Возрождения и великих географических открытий. (1225 - 1274) Знаменитый средневековый философ и богослов. Родился в аристократической семье в Южной Италии. Преодолевая сопротивление родственников, отказался от жизни рыцаря. Учился в Неаполитанском университете, затем в Парижском и Кельнском университетах у выдающегося средневекового теолога и философа, Альберта Великого. В 1244 г. вступил в орден доминиканцев. По окончании Парижского университета преподавал в нем теологию. В 1259–1268 гг. Фома Аквинский находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже сочинение «Сумма философии» Вернувшись в 1269 г. в Парижский университет, работал над главным своим теолого–философским произведением «Сумма теологии», которое окончил в 1273 г. в Неаполе, в университете которого он преподавал с 1272 г. Там он умер в 1274 г. Учение Фомы Аквинского (томизм) признано официальной доктриной католической церкви. В 1323 г. он причислен к лику святых католической церкви, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви». Блистательная эпоха человечества, названная Возрождением за свой интерес к античной культуре, родилась в Италии на рубеже 14 и 15 столетий. После многих веков забвения античное искусство снова входит в моду. Найденные в развалинах римские статуи очищаются от пыли и украшают дома итальянских вельмож – Альбицци, Медичи, Сфорца и многих других. В этих домах собираются кружки поэтов, художников, ученых; звучат стихи Марциала, обсуждают мысли Платона, перелистывают книги Апулея и Петрония. Желание встать вровень с римской эпохой и даже превзойти ее найдет выход в строительстве грандиозного собора Санта Мария дель Фьоро во Флоренции, вмещающего более 30 тысяч человек, а затем еще более грандиозного собора Св. Петра в Риме; появлении высочайшей школы живописи и ваяния, развитии гражданского строительства. В то же время, все, что напоминало прежнюю жизнь «классического» средневековья (весьма медленно изменяющуюся в остальных странах Европы) теперь презрительно воспринималось как признак варварства. Затрагивало это и богословские учениям о жизни души. Одним из первых отступил от прежней схоластической традиции, а вместе с ней и от стуктурно-функциональной направленности мысли, столь свойственной жесткой иерархичности средневекового общества, оригинальный и глубокий мыслитель Николай из города Кузы. В 1440 г. он опубликовал трактат «Об ученом незнании», а затем, в 1450 г., четыре диалога под общим названием «Простец», два изкоторых назывались «Простец о мудрости» и один - «Простец об уме». В этих работах, несмотря на, казалось бы, непререкаемый авторитет Фомы Аквинского и стоящего за ним Аристотеля, симпатии Николая Кузанского явно оказываются на стороне Платона. Если для Аристотеля человек – это хотя и высшее, но все же лишь одно из многих звеньев развития природы, для Николая из Кузы человек – это миниатюрное повторение природы. Человеческий ум может «развертывать» знание о природе, заключенное в его глубинах. Николай Кузанский создает особое и весьма глубокое учение о познавательных способностях человека и их взаимодействии в процессе познания. Основанием этих способностей для него является чувство, неразрывно связанное с силой воображения. Над ним возвышается рассудок, благодаря которому человек абстрагирует множество «имен» предметов и явлений – слов. Вместе с тем, рассудок позволяет постигнуть не только формы, в которых существует природа, но и ее законы. Высшей формой познания этих законов, является абстрагирование тех чувственных форм, в которых мы воспринимаем природу и переход к чисто логическим отношениям математических законов.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |