КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Однако наряду с движением внешним, появляется возможность и внутреннего движения, из которого развивается новая функция - ощущение
Душа, по Аристотелю, есть энтелехия - форма или функция живого тела. Исходя из философского анализа категорий материи и формы, Аристотель выстраивает пирамиду душевных явлений, покоящуюся своим основанием на простейших биологических функциях и уходящую вершиной в мир творческого мышления. Реально существующие явления, избегая фантазий на тему о переселении душ и их связях с астральным миром. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, заменив его учением об отношении общего и единичного. Единичное – это то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - это то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Мир материален и находится в движении, первоисточником (перводвигателем) которого является Бог. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. При этом выделяются четыре рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение и перемещение в пространстве или собственно движение. Всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы, причём «форма»» - это присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Материей жизни является тело, а ее формой – душа. Изучению души, ее видов и функций посвящен ряд работ Аристотеля, из которых наиболее известны трактат “О душе” и тесно примыкающие к нему, так называемые, “малые психологические произведения”. В более широком смысле отдельным аспектам душевной жизни посвящено и одно из самых знаменитых его произведений - “Аналитики”, содержащее непревзойденную по глубине и ясности теорию умозаключений – силлогизмов. В сущности - теорию психологических механизмов человеческого мышления. Таким образом, Аристотель создает свод психологических знаний, который без преувеличения представляет первую в мире «содержательную» систему психологии. Простейшим видом души является «растительная» душа. Ее главными функциями являются рост, питание и размножение. Но если рост и питание имеют свои аналоги в мире неживой материи, то размножение – воспроизведение самого себя в новом организме, есть то, безусловно, новое, что приносит с собой жизнь. Следующим видом является «животная» душа. При переходе к ней действует общее для всех видов правило: все функции присущие низшим формам жизни присущи и ее высшим формам. Главным отличием животной души от предыдущего вида является появление функции движения как перемещения в пространстве. Повторяющиеся ощущения обеспечивают привыкание, благодаря чему возникает важнейшая функция, «краеугольный камень психики» - память. В то же время, ощущения делятся на приятные и неприятные. Желание получать приятные и избегать неприятные ощущения становятся основой развития еще одной функции - стремления. Самой сложной функцией животной души становится функция воображения, возникающая как синтез памяти и стремления. Дальнейшая линия развития связана с появлением высшего вида души – разумной, свойственной только человеку. Среди функций разумной души Аристотель выделяет волю, как синтез стремления и воображения, и мышление, как синтез памяти и воображения. Анализ видов мышления и проблемы бессмертия души – это еще один образец последовательности мысли самого Аристотеля. Платон считал душу бессмертной по ее определению. У Аристотеля ситуация представляется более сложной: ведь то, что направлено на смертное, само смертно. Поэтому, растительная и животная души всегда смертны: их функции направлены на обеспечение их смертных тел.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |