Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вундт (Wundt) Вильгельм




Особое место в своей системе Вундт отводит анализу видов и форм психического развития человека и развития общества. Язык, миф, обычай складываются как следствие особых форм коллективных апперцепций. Их изучение помогает не только понять природу той или иной культуры, но и уяснить логику самих формирования высших психических функций как таковых.

Нарушения нормального установления ассоциативных связей, как считает Вундт, происходит, прежде всего, из-за уже отмеченных нарушений возбудимости и чувствительности. То же влияние изменения психических элементов заметно и на установлении аномальных апперцептивных связей. Однако, Вундт допускает и собственное искажение апперцепций, проявляющееся, в частности, в явлениях гипноза.

Вместе с тем, наряду с нормальными состояниями сознания могут существовать и состояния аномальные. Природа таких состояний может заключаться в как в изменении самих психических элементов, так и в нарушениях образования связей между элементами. Изменение психических элементов Вундт ограничивает только простыми изменениями чувствительности - анестезиями и гиперстезиями. Но главная роль таких изменений состоит в нарушении нормального образования представлений, примером чему являются иллюзии и галлюцинации. Таким же образом, благодаря изменениям чувствительности, но проявляющимся уже в аффективной сфере, Вундт объясняет состояния депрессии и экзальтации.

Апперцептивные связи, считает Вундт, являются основой высших психических функций - воображения и мышления. В их числе он выделяет простые и сложные апперцепции. К числу простых относятся функции отношения и сравнения, а к числу сложных - функции анализа и синтеза. Различное развитие у человека возможностей установления этих связей определяет уровень его способностей, а их высшее совокупное проявление Вундт называет талантом.

Завершает систему Вундта учение о законах установления психических связей и законах развития этих связей. В том числе Вундт выделяет три психологических закона отношений: закон творческого синтеза или психических равнодействующих, согласно которому при соединении двух психических элементов возникает нечто новое, а не просто их сумма; закон психического взаимоотношения или относительности психического содержания, примером чему служит закон Вебера; и закон психического контраста, согласно которому чувствования усиливаются при сопоставлении со своей противоположностью.

Рядом с тремя законами отношения, утверждает Вундт, стоит столько же психологических законов развития, которые можно рассматривать как обобщение законов отношения. Среди них выделяются: закон духовного роста, определяющий развитие психики отдельного человека и развитие общества; закон гетерогении целей, отражающий принцип развития, согласно которому действия, вызванных определенными целями, содержат дополнительные следствия, не соответствующие исходным целям и служащие основаниями для формирования новых мотивов; закон развития противоположностей, согласно которому чувствования переходят от одной противоположности к другой, например, обманутая сильная любовь может переходить в столь же сильную ненависть и, напротив, после распада брака, основанного на достаточно спокойных отношениях бывших супругов, они нередко сохраняют вполне терпимые отношения между собой.

Таким образом, Вундт завершает логическое построение своей системы, включающей не только классификацию большинства накопленных к этому времени фактов психической жизни, но и содержащей целый ряд рациональных положений, развитых в последующее столетие, хотя будущие поколения психологов редко выводили истоки своих теорий из конструкций его системы..

Исторически, психология Вундта всего лишь на короткий период придала уравновешенность процессам накопления теоретического и эмпирического знания. Но это, скорее, была видимость гармонии, чем сама гармония. Вундт построил свою систему экспериментальной психологии в основном на горизонтальных связях. Вертикальные связи у него выражены гораздо слабее, да Вундт и сознательно ограничивал их присутствие, полагая, что экспериментальная психология исследует лишь наиболее простые психические процессы. Для их связи с более сложными процессами, например, мышлением, Вундт привлекал понятие апперцепций, однако, в его системе апперцепции остаются умозрительным конструктом, не объясняющим причину психических явлений и малопригодным для решения практических задач. По сути нераскрытым остался и динамический аспект связей. Хотя Вундт пытался представить психические явления как процессы, а в ряде работ специально рассматривал вопросы онтогенетического развития психики, применительно к задачам экспериментальной психологии развитие понималось им, прежде всего, как усложнение все тех же горизонтальных связей в процессах восприятия.

Такая односторонность вполне закономерно привела к тому, что период увлечения деятельностью его лаборатории в конце 19 века сменился разочарованием, ставшим одной из причин надвигающегося первого теоретического кризиса психологии. Было бы, однако, явным упрощением считать, что Вундт лишь волей случая оказался у истоков новой науки и сам не создал в ней ничего ценного (как нередко считали даже его бывшие ученики, например, один из первых американских психологов Стенли Холл). Вундт создал прецедент системной организации психологического знания. Драматизм ситуации заключался в том, что период разработки его теории оказался зажатым между двумя почти соприкасающимися кризисными ситуациями - кризисом рационалистической философии в послегегелевский период и надвигающимся кризисом психологии. Поэтому эта теория несет на себе отпечаток противоречий, вызвавших эти кризисы. Одно из них заключается в том, что, применяя в своем учении системный подход, более свойственный двадцатому веку, Вундт наполняет его психологическим содержанием, заимствованным из прежней философской традиции, уходящей корнями в век 18, лишь в отдельных случаях вводя собственные конструкции (апперцепции).

Не менее важно и другое методологическое противоречие учения Вундта. Направленная на разработку структуры психических явлений и оставляющая их причину за пределами своего рассмотрения, его система имеет не соответствующий эпохе сугубо «структурный» характер. С одной стороны, как создатель экспериментальной психологии, Вундт неизбежно тяготеет к естественнонаучному образу мышления. С другой стороны, вразрез с уже утвердившейся в среде естественных наук идеей развития и всеобщей причинной взаимосвязи явлений, он строит свою, систему по принципу горизонтальных напластований, недостаточно скрепленных между собой вертикальными связями. По образному выражению еще одного предтечи американской психологии, Вильяма Джемса, система Вундта напоминает червя: если рассечь его на части, каждая из них будет продолжать ползать, так как в системе нет жизненного центра, уколов в который можно с ней покончить.

(1832 — 1920)

Виднейший немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии. Родился в Штутгарте в семье пастора. Учился в университетах Тюбингена и Гейдельберга, а также в Берлинском университете у И. Мюллера. После защиты докторской диссертации в 1855 г. в течение многих лет работал под руководством Г. фон Гельмгольца в Гейдельбергском университете. В 1863 г. Вундт издает работу «Лекции о душе человека и животных», в которой формулирует программу построения двух частей новой психологии: экспериментальной психологии – для изучения более простых психических процессов, и культурно-историческая «психологии народов» - для изучения высших психических процессов. Этой программе он будет следовать в течение всей своей жизни. С 1864 по 1874 гг. Вундт был профессором физиологии в Гейдельбергском университете. В конце этого периода он публикует свою наиболее известную работу «Основы физиологической психологии», заложившую основу для развития психологии в качестве самостоятельной науки. С 1875 г. до конца жизни Вундт работал профессором философии в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную в 1881 г. в Институт психологии. В этом же году Вундт основал новый журнал «Философские учения», в котором публиковались сообщения о психологических работах, проводившихся в его институте (позднее журнал был переименован в «Психологические учения»).

С середины 1880-х по середину 1890-х годов Вундт, главным образом, работал над проблемами философии, правда, продолжая читать лекции по психологии, пользовавшиеся исключительным вниманием у слушателей. Лишь в 1896 г. он возвращается к проблемам психологической теории, публикуя книгу «Очерк психологии», в которой впервые последовательно излагает принципы своей психологической системы. Однако, этот труд Вундта уже не имел того научного резонанса, который сопровождал появление его более ранних психологических работ. Тем не менее, Вундт считал работу по созданию основ экспериментальной психологии, в основном, выполненной. Последние 20 лет жизни он посвящает второй части своей научной программы – разработке культурно-исторической психологии, названной им «Психология народов». С 1900 по 1920 гг. вышло 10 томов этого грандиозного труда, едва замеченного научной общественностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.